Делопроизводство местных органов власти в России и на Урале в конце 18 - начале 19 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

На Урале появляются первые органы местного самоуправления, избираются чиновники, регламентируются этапы ведения дел. А в Екатеринбурге формируется своя специфика делопроизводства, связанная с особым положением «горного города».
Для того чтобы разобраться во всех этих вопросах в данной работе были проанализированы статьи и работы Н.П. Ерошкина, М.П. Ильюшенко, Е.С. Тулисова.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………….……………………..2
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-НАЧАЛЕ XIX ВВ. И РАЗВИТИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………….5
1.1. Органы власти России в XVIII в……………………………….……..5
1.2. Особенности коллежского делопроизводства……………...……..…9
1.3. Изменение в системе высших и центральных органов государственного устройства в начале XIX в……………………... …..11
1.4. Становление министерского делопроизводства …. ……………….14
2. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РОССИИ И НА УРАЛЕ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВВ...……………………..……20
2.1. Формирование органов власти на Урале……………………………………………………………..……..…20
2.2. Становление и развитие органов самоуправления в Екатеринбурге……….………………….………………………………...22
2.3. Особенности организации делопроизводства на Урале…………………………………………………………………..…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсач 1 курс.docx

— 91.49 Кб (Скачать файл)

В начале XIX в. началось постепенное реформирование системы управления российской горнозаводской промышленности. В ходе мероприятий по реструктуризации институциональной управленческой системы была создана сеть горных начальств, которые подчинялись непосредственно центральному отраслевому органу управления — Берг-коллегии. Екатеринбургское горное начальство, функционировавшее с 26 марта 1802 г. по март 1807 г., стало крупнейшим регионально-отраслевым государственным учреждением в России. Специфика статуса этого учреждения заключалась еще и в том, что горнозаводское производство явилось системообразующим фактором в процессе формирования и функционирования первого промышленного региона России. Доминанта регионального развития накладывала свой отпечаток на распределение полномочий и функций между учреждениями различных административных систем, действовавших в регионе.

Организация делопроизводства в учреждениях уральской горной администрации во многом была обусловлена особенностями структурного устройства и распределением функциональной нагрузки.

Делопроизводство в каждом из двух департаментов начальства должно было осуществляться раздельно по повытьям или столам. Во главе каждого стола стоял столоначальник. В его подчинении работало 4–5 человек. Отдельное делопроизводство осуществлялось под руководством протоколистов, регистраторов и архивариусов каждого департамента.

При Первом департаменте учреждались регистратура во главе с регистратором и три стола: разрядный; заводской и горный; казенный денежный, — которые возглавлялись столоначальниками. Чиновники разрядного стола занимались вопросами выдачи жалованья, кадровых перестановок, повышения в звании, исполнения судебных решений и пр. Функции заводского и горного стола заключались в заготовке для заводов провианта и материалов, транспортировке выпущенной продукции, учете вновь открытых рудников и разработке действующих, отводе казенных лесов на дрова и строительство. Казенный денежный стол занимался учетом и выдачей ассигнуемых на содержание заводов денежных средств, взысканием долгов и недоимок, раскладкой приписных крестьян в заводские работы.

Документационное обеспечение деятельности Второго департамента осуществляли протоколист со штатом приказных служителей, регистратор, который также вел все бухгалтерские и разрядные дела Второго департамента, и три стола: первый — казенный стол — занимался выдачей и приемом шнуровых книг, приемом и направлением на пробу руд с новых рудников, выдачей разрешений на строительство новых заводских объектов; второй стол назывался следственным и учреждался для решения срочных дел, остановка в которых могла сказаться на заводском производстве; в судном столе рассматривались иски о порубке леса, о незаконном владении и другие вопросы, не имеющих уголовного характера.

При горном начальстве существовал также ревизионный счетный стол, где проводилась проверка финансовой и другой заводской отчетности.

Поэтому штат этого структурного подразделения был самым многочисленным. Здесь работали четыре губернских регистратора и пять канцеляристов. Делопроизводство заводского казначейства осуществлялось двумя канцеляристами. Для ведения дел в канцелярии главного начальника назначались два канцеляриста и подканцелярист.

Всего в составе обоих департаментов ЕГН в соответствии с предложением горного начальника от 28 апреля 1802 г. должно было состоять 66 канцелярских служителей, в том числе по счетным делам — 1 столоначальник, 2 ревизора; для остальных структурных подразделений — 6 повытчиков или столоначальников, 12 канцеляристов, 23 подканцеляриста, 22 копииста, 1 переплетчик, 4 сторожа. Однако на практике старались соблюдать только численный состав, а принадлежность к заявленным в штатах рангам канцелярских служителей не соблюдалась. Главным условием комплектования штатов канцелярских служителей являлось соблюдение установленных лимитов на выплату общего фонда оплаты труда. Поэтому канцелярским служителям предписывалось производить «по трудам и искусству».

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что организация документационного обеспечения управления горнозаводской промышленностью Урала в период перехода от коллежской системы делопроизводства к министерской наиболее ярко отражала формы организации делопроизводства в крупнейших государственных учреждениях России начала XIX в. С другой стороны, исследование обеспечения различных форм управленческой деятельности, особенно в периоды реформирования административных систем, имеет важнейшее практическое значение и ждет дальнейшего изучения. Этому способствует и наличие мощной источниковой базы, еще не введенной в научный оборот. Эти обстоятельства позволяют говорить о возможности более интенсивных исследований, касающихся системы органов управления уральской горнозаводской промышленностью.14

            

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Считаю, что цели и задачи выполнены,  а на основании изученного и материала в данной курсовой работе можно сделать следующие выводы:

В период конца 18 – начала 19 вв. в России ознаменовался переходом от коллежского делопроизводства к министерскому. В результате реформ появились чёткие правила составления документов, реализации документооборота, появились  новые должности и названия документов: указы, регламенты, архив, протоколы, рапорты, корреспонденция, журналы, инструкция, реляция, прошения (вместо – челобитная), архивариус, инспектор, администратор, которые находят применение и в наше время. Существенные изменения претерпевает форма документов. Для многих из них разрабатываются «генеральные формуляры» - образцы. Выделяются новые реквизиты.

На Урале организация документационного обеспечения управления горнозаводской промышленностью в период перехода от коллежской системы делопроизводства к министерской наиболее ярко отражала формы организации делопроизводства в крупнейших государственных учреждениях России начала XIX в. Екатеринбург  стал единственным городом в России, получивший статус «горного города». Теперь он имел особое управление, независимое от полномочий местной гражданской администрации. Город Оказался под властью горного начальника, который получил право утверждать должностных лиц городского самоуправления, контролировал городской бюджет, к тому же в его распоряжении была теперь городская полиция.

Документооборот в органах уральской горнозаводской администрации осуществлялся по вертикали, в строго централизованном порядке, с соблюдением субординационного положения. Например, от ревизионного стола направлялись доклады, выписки, справки и представления. Регистрация документов осуществлялась отдельно в каждом департаменте в специальных регистрах. Документооборот теперь был строго регламентирован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Голикова Н. Б. Кисляева Л. Г. Система государственного управления XIX века. // Очерки русской культуры XIX века. – М.: Изд. МГУ, 1987 – Ч.2 – 109 с.

2.Грамолин А. И., Коридоров Э. А.  История городской власти (1745 –    1919) 2003 – 271 с.

3.Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: Высшая Школа, 1983 – 368 с.

4.Ильюшенко М. П. История делопроизводства в дореволюционной России. – М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 1993 – 86 с.

5.История Урала с древнейших времён до 1861 г. – М.: Наука, 1989. –608 с.

6.Литвак Б.Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации XVII-XIX вв. (К постановке вопроса)/ Б.Г. Литвак // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. – М.: Дело, 1984 – .349 с.

7. Очерки истории Свердловска , 1723-1973 г.г. - Свердловск , 1973. –376 с.

8. Очерки истории Свердловска. - Свердловск , 1958. – 396 с.

9.Российское  законодательство X-XX вв.:в  9 т.   Т.5.  Законодательство  периода  расцвета  абсолютизма. Отв.ред. Индова Е. И.. М., Юридическая литература, 1987 – 278 с.

10.Сокова А.Н. О создании русской традиционной формы документа в делопроизводстве госучреждений XVIII-XIX вв. [Текст] / А.Н. Сокова // Труды ВНИИДАД. – М.: Просвещение, 1974. Т. V. Ч. 1, 145 с.

11.Тулисов Е.С. История управления горнозаводской промышленностью Урала на рубеже XVIII и XIX вв. / Е.С. Тулисов. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. – 69 с.  
 

12.Чистяков И.О. История отечественного государства и права / И.О. Чистяков – М.: Юрист, 2006. – 127 с.

13. Ковалев Н.П. Устройство  государства Российского – СПб, 1991. – 48 с.

 

 

 

 

1 Чистяков, И.О. История отечественного государства и права [Текст] / И.О. Чистяков – М.: Юрист, 2006, С.74.

2 Ерошкин Н.П.История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: Высшая Школа, 1983 – С.165.

 

 

 

3 Ерошкин Н.П.История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: Высшая Школа, 1983 – С.165-168.

 

 

4 Литвак Б.Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации XVII-XIX вв. (К постановке вопроса) [Текст] / Б.Г. Литвак // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. – М.: Дело, 1984, С.88.

5 Сокова А.Н. О создании русской традиционной формы документа в делопроизводстве госучреждений XVIII-XIX вв. [Текст] / А.Н. Сокова // Труды ВНИИДАД. – М.: Просвещение, 1974. Т. V. Ч. 1, С.145.

 

6 Голикова Н. Б. Кисляева Л. Г. Система государственного управления XIX века. // Очерки русской культуры XIX века. – М.: Изд. МГУ, 1987 – Ч.2 – С.44 - 109.

7 Ерошкин Н.П.История государственных учреждений дореволюционной России. – М.: Высшая Школа, 1983 – С.110.

 

8 Илюшенко М. П. История делопроизводства в дореволюционной России. – М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 1993 – С.35 – 49.

 

9 История Урала с древнейших времён до 1861 г. – М.: Наука, 1989. - С. 297-298.

 

10 Очерки истории Свердловска. - Свердловск , 1958. – С. 256 – 260.

11 Российское  законодательство X-XX вв.:в  9 т.   Т.5.  Законодательство  периода  расцвета  абсолютизма. Отв.ред. Индова Е. И.. М., Юридическая литература, 1987.

12 Очерки истории Свердловска 1723 – 1973). – Свердловск: Сред.– Урал. кн. изд–во, 1973. – С. 270.

13 Грамолин А. И., Коридоров Э. А.  История городской власти (1745 – 1919), 2003 – С. 25.

 

14 Тулисов, Е.С. История управления горнозаводской промышленностью Урала на рубеже XVIII и XIX вв. / Е.С. Тулисов. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. – С.51 – 62. 


Информация о работе Делопроизводство местных органов власти в России и на Урале в конце 18 - начале 19 вв