Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

В 1987 г. депутаты Верховного Совета СССР впервые были официально проинформированы о бедственных условиях жизни пенсионеров. Сложившаяся ситуация требовала создания глобальной государственной системы социальной защиты. Появились законодательно-нормативные акты, регламентирующие права и гарантии пожилых, получили развитие новые формы социального обслуживания, выросло число стационаров, а вместе с созданием сети центров социального обслуживания возникла новая для нашей страны профессия − социальный работник.

Файлы: 1 файл

Модуль 3.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

    Центр (отделениесрочного социального обслуживания − учреждение (отделение), предназначенное для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

    Консультативный центр (отделение) − учреждение (отделение), предназначенное для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путём содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.

    Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов − учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

    Комплексный центр социального обслуживания населения − учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ или муниципальных органов социальной защиты населения, создаваемых в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

    Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определённого места жительства − учреждение социального обслуживания по оказанию содействия лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, без определённого места жительства в предоставлении им социальных, медицинских и других услуг.

    Социальная столовая - структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке ввиду малой обеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию, путём обеспечения их горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами.

    Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан − структурное подразделение учреждений социального обслуживания, предназначенное для продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам.

    Лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - структурные подразделения учреждений социального обслуживания, предназначенные для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

    Однако  государственная система социального  обслуживания неспособна самостоятельно, без участия общественных организаций  и добровольцев, на достаточно качественном и количественном уровне удовлетворить  все социально значимые потребности пенсионеров. Пожилые и престарелые люди нуждаются в более чем 30-ти видах услуг − от доставки продуктов питания на дом и содействия в получении медицинской помощи до ремонта электробытовой техники, стирки белья и сопровождения в баню.

    Насущным  является обсуждение и решение проблемы участия негосударственных организаций в социальной практике и взаимоотношения их с государственной системой социального обслуживания, а также привлечение волонтёров к социальной работе с пожилыми людьми.

Проблемы участия негосударственных организаций в оказании поддержки людям старших возрастов

    Ни  одна страна не в состоянии справиться с задачей по поддержке старшего поколения, опираясь лишь на государственный  бюджет. Даже очень богатые государства  возлагают в этом большие надежды на религиозные и общественные организации, а также отдельных граждан, которые проявляют инициативу и оказывают пожилым людям поддержку на общественных началах.

    Некоторые исследователи обращают внимание на тот факт, что государственная  система социального обслуживания и поддержки старшей возрастной группы строилась как бы на пустом месте. Между тем все предыдущие годы в этой сфере развивалась и проявляла себя неформальная общественная и добровольческая инициатива. Люди, независимо от своего положения, действовали в духе общечеловеческих традиций милосердия. Это был существенный фактор выживания слабо защищённых групп населения в условиях отсутствия системы социальной поддержки со стороны государства, о котором не следует забывать и сегодня, когда государственная система социальной защиты сформировалась.

Традиционные организации, занимающиеся пожилыми людьми

    Российское общество Красного Креста

    Старейшей организацией, оказывающей медико-социальную помощь пожилому населению, является Российское общество Красного Креста (РОКК). На протяжении долгой истории приоритетные направления деятельности общества смещались: после Октябрьской революции Красный Крест помогал беспризорным детям, в годы Великой Отечественной войны готовил и направлял на фронт и в тыловые госпитали медицинских сестёр и санитарных дружинниц, на протяжении последних сорока лет активно вовлекал в массовое движение безвозмездного донорства. И в настоящее время Красный Крест оказывает помощь беспризорным детям, беженцам и мигрантам, по-прежнему занимается безвозмездным донорством, однако основной программой общества является служба милосердия. Служба милосердия включает организацию медико-социальных центров, а также повседневное надомное обслуживание престарелых и людей, страдающих тяжёлыми хроническими заболеваниями, преимущественно онкологическими, психическими, туберкулёзом.

    Структура общества, построенная по территориальному и производственному принципам, включает Центральный комитет Красного Креста, областные, краевые, городские  и окружные комитеты, а также дорожные комитеты (3-4 человека), действующие на железных дорогах. В советский период деятельность организации финансировалась главным образом за счёт сбора членских взносов, годовая сумма которых достигала 15 млн рублей. Сегодня ситуация резко изменилась. В период перестройки руководством организации была допущена громадная ошибка, заключающаяся в том, что на протяжении нескольких лет Красный Крест не занимался вовлечением новых членов и сбором членских взносов. Общество пытается восстановить упущенное, но сделать это очень нелегко. В ряде регионов России ситуация просто плачевная. Например, в Красном Кресте Волгоградской области всего одна медсестра, в Карелии − две. На огромной территории Красноярского края работают только медсёстры. Наиболее успешно и активно Красный Крест действует в Москве, Ульяновской, Белгородской, Самарской и Новосибирской областях.

    Всероссийская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов

    В советский период в регионах и  на предприятиях активно действовала широкая сеть ветеранских организаций. В 1986 г. произошло объединение ранее существовавших ветеранских организаций единым уставом, согласно которому все региональные организации стали являться отделениями Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов и подчиняться решениям её пленумов и съездов. Сегодня в её составе свыше 90 тыс. ветеранских организаций − республиканских, краевых, окружных, областных, городских, районных, поселковых, а также первичных организаций, создаваемых по месту жительства, на предприятиях и в учреждениях.

    Спонсорские средства и доходы от лотерей, поступающие  в специальный фонд, созданный  Советом Всероссийской организации  ветеранов, расходуются на культурно-массовые мероприятия и подарки ветеранам.

    В первичных организациях люди работают в основном на добровольных началах. На некоторых предприятиях работники  ветеранских организаций получают заработную плату, благодаря политике руководства предприятий и деятельности профсоюзов. В некоторых регионах (Челябинская область, Республика Коми) средства на оплату труда работников ветеранских организаций закладываются в местные бюджеты.

    Первичные ветеранские организации тесно  сотрудничают с Центрами социального  обслуживания, поставляя последним информацию о нуждающихся для обеспечения адресной помощи.

    На  федеральном уровне Всероссийская  организация ветеранов, Российское общество Красного Креста и Всероссийское  общество "Знание", создающее систему  Университета "третьего возраста", являются практически единственными общественными организациями, помогающими людям старших возрастов. Вполне допустима мысль о том, что существуют и другие общественные организации, возможно менее консервативные и более "продвинутые" в плане подходов к решению социальных проблем, но доступной информации об их деятельности пока нет.

    Некоммерческие организации (НКО), занимающиеся пожилыми людьми

    Статистика  организаций, занимающихся проблемами пенсионеров, отсутствует. Можно привести оценку, сделанную сотрудниками Управления регистрации общественных организаций Минюста РФ: в Москве зарегистрировано 9 тысяч общественных региональных и межрегиональных организаций, имеющих головной орган в Москве. Специальный анализ ключевых слов в названиях зарегистрированных организаций (старшее поколение, пожилые люди, ветераны и др.) определил их количество: в Москве зарегистрировано 398 региональных и межрегиональных организаций, в которых принимают активное участие пожилые люди (4.2 % всех организаций) [6, c. 49].

    При этом неизвестно, какую долю зарегистрированных организаций составляют традиционные объединения ветеранов и какую - новые организации, возникшие в 90-е годы и позже. Типологизация деятельности негосударственных организаций, занимающихся решением проблем старшей возрастной группы населения, осуществлена на основе качественной информации. На этой же основе произведено вычленение особенностей их подхода, приведены примеры наиболее интересных моделей работы, рассматриваются вопросы финансирования их деятельности и их взаимоотношений с государственными структурами.

    Общественные организации, занимающиеся пожилыми людьми, по типу их основных благополучателей можно разделить на три основные группы:

    1) организации само - и взаимопомощи, деятельность которых направлена  на удовлетворение потребностей конкретных людей или специфических групп граждан пожилого возраста;

    2) организации, лоббирующие интересы  пожилых людей как категории  населения;

    3) организации, оказывающие услуги  другим организациям.

    Данное  деление весьма условно, поскольку организация может и лоббировать интересы пожилых людей как категории населения, и одновременно оказывать услуги конкретным людям. Например, если говорить о Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, то её верхушка - Совет ветеранов относится скорее ко второму типу, в то время как первичные ветеранские организации, занимающиеся проблемами конкретных людей, по данной классификации подпадают под первый тип.

    Есть  основание полагать, что подавляющее большинство организаций, действующих в интересах пожилых людей, относятся именно к группам само − и взаимопомощи.

    Общественные  организации, лоббирующие интересы пожилых людей, выбирают две основные стратегии: 1) придерживаясь умеренной  оппозиции по отношению к существующей власти, пытаться воздействовать на неё в интересах своей группы; 2) самим прийти к власти.

    Первая  стратегия характерна для Всероссийской  Организации ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Между тем ветеранские организации активно сотрудничают с государственными структурами. В комиссии, действующие при Совете ветеранов, приглашаются представители соответствующих министерств и ведомств. Комиссии занимаются, в частности, вопросами жилищно-коммунального, бытового и торгового обслуживания, общественно-трудовой деятельности, медицинского и медикаментозного обеспечения, культурно-массовой работы, социального обеспечения ветеранов.

    Межрегиональная общественная ассоциация юристов-ветеранов  ставит своей целью объединение усилий юристов-ветеранов во имя интересов Отечества, укрепления государственности и законности в РФ; оказания помощи ветеранам-пенсионерам и инвалидам в защите и осуществлении их прав, вовлечение их общественно-полезную деятельность.

Информация о работе Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми