Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

В 1987 г. депутаты Верховного Совета СССР впервые были официально проинформированы о бедственных условиях жизни пенсионеров. Сложившаяся ситуация требовала создания глобальной государственной системы социальной защиты. Появились законодательно-нормативные акты, регламентирующие права и гарантии пожилых, получили развитие новые формы социального обслуживания, выросло число стационаров, а вместе с созданием сети центров социального обслуживания возникла новая для нашей страны профессия − социальный работник.

Файлы: 1 файл

Модуль 3.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

    Иной  стратегии придерживается Партия пенсионеров, действующая с 1997 года. Партия выдвигает требования: обеспечить всех пенсионеров пенсиями пропорционально трудовому вкладу каждого в народное хозяйство, восстановить вклады населения, уничтоженные в 1992 г., остановить реализацию губительной для пенсионеров жилищно-коммунальной реформы, установить обязательный набор бесплатных медицинских услуг. На вопрос, за счёт каких средств эти требования будут выполняться, указываются следующие источники: налогообложение недвижимости, рентные платежи, акции приватизируемых предприятий и прекращение воровства.

    Благополучателями организаций, оказывающих услуги другим организациям, являются как государственные, так и негосударственные структуры, занимающиеся пожилыми и престарелыми. К этому типу организаций относятся прежде всего исследовательские коллективы, изучающие медицинские, социально-психологические, философские, правовые и прочие проблемы пожилого и старческого возрастов. Примером является созданная в 1996 г. московская общественная организация Центр "Геронтолог"", разрабатывающая методологию социально-психологических исследований в области геронтологии и оказывающая существенную методическую поддержку государственным службам социальной защиты населения. Центр ведёт научно- исследовательскую работу, с 1997 г. издаёт ежеквартальный научно-практический журнал "Психология зрелости и старения", активно участвует в работе научно-практических конференций, семинаров и экспертных встречах (в том числе и международных), связанных с проблемами старения людей.

    Деятельность  групп само − и взаимопомощи во многом схожа с работой служб  социальной защиты населения. Среди  услуг конкретным людям группы осуществляются: оказание юридической помощи и психологической  поддержки; организация питания, патронажных услуг, культурных мероприятий и досуга; коммуникационные и информационно-просветительские услуги.

    Однако  в деятельности некоммерческих организаций  существует ряд черт, отличающих их деятельность от работы государственных  служб. Прежде всего, это работа с чётко определённой целевой аудиторией, чьи мнения и нужды более полно учитываются, а потребности удовлетворяются менее формально. Деятельность НКО дополняет работу государственной службы социальной защиты. В то же время, например, И. Збарская, президент патронажной службы Московского фонда сестёр милосердия, обслуживающей 220 одиноких престарелых, отмечает, что их медсёстры уделяют своим подопечным существенно больше времени, чем социальные работники, находящиеся на госслужбе. Согласно результатам опроса, проведённого в 1993 г., более половины обслуживаемых на дому престарелых (51,7 %) сообщили, что социальный работник бывает у них в доме от 5 до 15 минут.

    Президент Московского общества инвалидов  и пенсионеров "Десница мира" О. Павловский, рассказывая о работе бесплатной столовой, организованной этим обществом для малоимущих пожилых людей, обратил внимание на то, что первоначально, когда этим занималась администрация Тверского управления Москвы, организация обедов для нуждающихся проводилась формально: одну неделю кормили одних, другую - других. Таким образом, общее количество обедающих получалось большое, но при этом отсутствовала подлинная забота о человеке. В столовой Московского общества инвалидов и пенсионеров питаются только 30 бабушек, но они обеспечены едой каждый день. "Мы заботимся о конкретных людях, знаем жизненную ситуацию каждой нашей подопечной, поэтому можем оказать ей тот вид финансовой и психологической помощи, который необходим именно ей", - утверждает О. Павловский, но также считает, что деятельность их организации дополняет работу государственной службы социальной защиты.

    Однако  деятельность общественных организаций  не только дополняет работу государственной  системы социального обслуживания, но и расширяет её клиентуру специфическими группами, которые по тем или иным причинам не охвачены государственными социальными службами.

    Со  специфической группой работает гуманитарно-благотворительный центр "Сострадание", созданный на базе правозащитного общества "Мемориал". В принципе, эта организация представляет собой хоспис на дому. Организация работает по всей Москве, но обслуживает не всех пожилых людей, а только жертв сталинских репрессий. Формы работы этой организации: патронаж, медико-консультативная помощь на дому.

    Другой  пример - некоммерческое партнёрство по защите интересов граждан пожилого возраста "Старшее поколение", созданное в 1996−году по инициативе Союза юристов Москвы, благотворительного фонда "Милосердие" и Женевской информационной сети. Партнёрство имеет отделения в Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Мурманске и Мичуринске. "Старшее поколение" два раза в месяц проводит бесплатные юридические консультации в трёх домах-интернатах для престарелых и оказывает юридическую помощь на дому лежачим пожилым людям. Консультации проводятся по вопросам пенсионного законодательства, жилищного, наследственного, семейного права. Руководитель этой организации М. Кузьмина отмечает, что подобных форм юридической помощи (надомной и в домах-интернатах) до сих пор не существовало; "если бы такая деятельность велась раньше, у нас не было бы столько проблем со стариками, обманутыми различными непорядочными банками и при сделках с недвижимостью".

    Проблема привлечения добровольцев

    Люди  во всём мире уже осознали важную роль добровольчества. В России в последние годы отмечается некоторый рост гражданской социальной активности, формируется сектор некоммерческих негосударственных организаций, ширится благотворительная деятельность, развивается добровольческое движение.

    Согласно  определению, волонтёр (доброволец) − это человек любого возраста, образования, вероисповедания, готовый тратить своё свободное время на выполнение общественной работы за низкую плату или безвозмездно. Волонтёрство является школой общения, налаживания контактов, обретения уверенности в себе, приобретения опыта работы в группе. Участие в волонтёрском движении позволяет проявить свою социальную активность, самореализоваться и самоутвердиться. Очень часто люди действительно желают заниматься добровольческой деятельностью, но сотрудники социальных служб должны определить для себя, действительно ли им нужны добровольцы и для чего.

    Волонтёры могут участвовать в обследовании социально-бытовых условий пенсионеров, в проведении совместно с психологом групповых занятий пожилых людей, в оказании помощи нуждающимся (покупке и доставке продуктов питания, уборке и ремонте жилых помещений и т. д.).

    Привлечение добровольцев − одна из важнейших  задач организаций, оказывающих  помощь пожилым людям. Группы само- и взаимопомощи часто привлекают "молодых" мобильных пенсионеров к общественно-полезной деятельности. Можно выделить несколько групп добровольцев.

  • Клиенты организации из числа пенсионеров. В Московском обществе инвалидов и пенсионеров "Десница мира", например, работают около 40 добровольцев. Добровольцы "Десницы мира" − те же люди, которым организация оказывает помощь, те, кто ходит в клуб здоровья и в клуб инвалидного туризма. Их работа заключается в том, чтобы разносить обеды, продукты, которые организация получает от спонсоров.
  • Пожилые профессионалы, вышедшие на пенсию. Работа в организации помогает им не утрачивать ощущения собственной компетентности. При этом внутренне мотивированная добровольная работа, по мнению социальных психологов, зачастую приносит человеку большее удовлетворение, чем работа за денежное вознаграждение.

    Эта модель привлечения добровольцев используется в некоммерческом партнёрстве "Старшее  поколение", которым был создан клуб с аналогичным названием. Клуб насчитывает 35 членов, среди них не только юристы, есть и профессора медицины, работники культуры, артисты. Члены клуба проводят занятия по различным темам. Совместно с молодёжью организуются "круглые столы", на которых обсуждается накопленный старшим поколением опыт.

  • Люди, получающие за свой бесплатный труд какую-либо услугу от организации.

    Эту схему применяла патронажная  служба "Сёстры милосердия". В  рамках одной из программ организации  был создан лицей, где в течение  года медсёстры проходят специальное  обучение уходу за пожилыми людьми. Учащимся лицея выплачивается стипендия, а в качестве практики каждая из студенток по полтора часа ежедневно ухаживает за несколькими стариками из Дома ветеранов.

    Значительным  ресурсом оказания добровольной помощи пожилым людям являются религиозные организации.

    В настоящее время общественные организации отрабатывают различные способы привлечения молодёжи к уходу за пожилыми людьми. По программе "Молодые - для пожилых" в одном из округов Москвы из старшеклассников была организована группа патронажных сестёр, которые ухаживают за престарелыми, одинокими жителями района. Школьники доставляют пожилым людям района газеты "Ветеран", "Я - пенсионер", "Достоинство".

    Программа "Молодёжная служба милосердия" Московского  городского комитета Российского общества Красного Креста, городского Комитета труда и занятости Правительства Москвы и центра "Перспектива" заключается в привлечении студентов медицинских учебных заведений к патронажной работе. Надомным уходом охвачено свыше 4 тысяч человек, страдающих тяжёлыми хроническими заболеваниями. Труд студентов оплачивает Комитет труда и занятости Правительства Москвы через центр "Перспектива".

    До  сих пор в данной теме приводились  примеры общественных организаций  пожилых и для пожилых, деятельность которых дополняла и расширяла  работу государственных служб социальной защиты, либо была ориентирована на защиту прав людей старших возрастов, улучшение их материального благосостояния, удовлетворение насущных жизненных и социальных потребностей.

    Однако  существуют организации, вектор деятельности которых направлен не "внутрь", а "вовне" − это, например, фонд социальных инициатив "Поварская слобода" (Москва). В нём четыре направления деятельности: милосердие, экология, сохранение историко-культурных ценностей, воспитание свободной личности для свободного общества (работа с подростками и семьями). В организации примерно 150 добровольцев, в основном пенсионеры. Они одновременно и объекты, и субъекты милосердия, но "подопечных" − около 500.

    Проблема участия негосударственных организаций в обслуживании пенсионеров может быть рассмотрена в аспекте финансирования программ некоммерческих организаций, ориентированных на пожилых людей.

    Организации пожилых и для пожилых используют фактически все возможные способы  пополнения бюджета НКО, однако существует некоторая специфика [6, 55].

    Во-первых, многие из них имеют паспорт благотворительных  организаций и активно пользуются им для привлечения средств. Во-вторых, среди этих организаций (по сравнению  с НКО, ориентированными на другие группы населения или сферы деятельности: женщин, молодёжь, экологию и т. д.) на первый взгляд меньше тех, кто получает гранты от зарубежных доноров, но больше тех, кто получает государственное финансирование в той или иной форме. Следует учитывать, что одна программа может финансироваться из нескольких источников.

    Гуманитарно-благотворительный  центр "Сострадание" является безусловным  лидером по привлечению средств  от зарубежных и российских доноров  на деятельность, связанную с уходом за престарелыми. Среди источников финансирования его проектов − Агентство  США по международному развитию через Международный комитет спасения, Международный совет по реабилитации жертв пыток, Добровольный фонд помощи жертвам пыток ООН, Фонд Джона и Кэтрин МакАртуров, программа ТАСИС-ЛИЕН Европейского союза.

    Президент центра "Сострадание" Е. Джирикова раскрывает секрет этого любопытного феномена: "Мы получаем зарубежное финансирование исключительно потому, что наши старики - это люди, пострадавшие от коммунистического режима. В наших проектах мы делаем акцент на решении проблем молодёжи, женщин… Например, один из наших проектов был направлен на получение женщинами предпенсионного и раннего пенсионного возраста второй профессии, социально востребованной сегодня… Недавно получила грант молодёжная служба милосердия. Подавая заявку, организация сформулировала цель проекта как обеспечение работой младшего медицинского персонала - малообеспеченных незамужних девушек. Но эта работа была связана с уходом за пожилыми! Пожилые − это бескрайнее поле, их проблемы невозможно решить. Поэтому выберите любую другую целевую группу и с её помощью решайте проблемы стариков".

    Для участия некоммерческих организаций  в работе с пожилыми людьми существенное значение имеет фактор, связанный  с характером взаимоотношения некоммерческих организаций с государством в сфере работы с пожилыми людьми.

Информация о работе Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми