Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

В 1987 г. депутаты Верховного Совета СССР впервые были официально проинформированы о бедственных условиях жизни пенсионеров. Сложившаяся ситуация требовала создания глобальной государственной системы социальной защиты. Появились законодательно-нормативные акты, регламентирующие права и гарантии пожилых, получили развитие новые формы социального обслуживания, выросло число стационаров, а вместе с созданием сети центров социального обслуживания возникла новая для нашей страны профессия − социальный работник.

Файлы: 1 файл

Модуль 3.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

    Перспективной является модель структуры жизнеобеспечения пожилых людей - специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения (133 таких дома; в них проживает  более 19 тысяч одиноких пенсионеров).

    В регионах создаётся муниципальный жилой фонд социального использования, особенность которого - определённое ограничение в проживании без права прописки и наследования; организуются отделения договорного социального обслуживания на дому на условиях пожизненного содержания с последующей передачей жилья органу социальной защиты населения.

    Для социальной поддержки одиноких и  одиноко проживающих пенсионеров  и супружеских пар проводится работа по заключению договоров пожизненного содержания с иждивением, передаётся жильё одиноких пожилых людей в муниципальную собственность на условиях пожизненной ренты. Пенсионерам, принятым на пожизненное содержание, кроме социальных услуг, гарантированных государством, предоставляются дополнительные услуги (оплата коммунальных услуг, телефона, услуг сиделки) по договору. Нормативно-правовой основой для такой деятельности служит Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

    Договоры  пожизненного содержания заключаются  на добровольной основе с одинокими  пенсионерами, достигшими 65 лет; одинокими  инвалидами, достигшими 60 лет; супружескими парами, если каждый из супругов относится  к любой из категорий граждан, перечисленных выше.

    Региональными отделениями общества "Знание" совместно с советами ветеранов  и общественными объединениями  открыты народные университеты "третьего возраста" с факультетами права, здоровья, политических и экономических  знаний, психологии, агротехники, культуры и домоводства.

    Серьёзной мерой по улучшению социального  положения пенсионеров явились  Федеральные программы "Старшее  поколение".

    Однако  в сфере социального обслуживания пенсионеров есть немало проблем:

    − с одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой − существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объёмом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

    − острой остаётся проблема очерёдности  на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек − в нестационарных условиях);

    − недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

    − актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами прежде всего по объективным причинам будет возрастать;

    − работа действующих учреждений социального  обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

    − требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала  в учреждениях социального обслуживания нового типа [10, 6-9].

    Для улучшения социального положения  пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и  реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

    Предусмотрена реализация опытно-экспериментальных (пилотных) проектов, в частности:

  • "Формирование единой системы геронтологической помощи и ухода за пожилыми людьми" (на примере Красноярского края),
  • "Оказание социальной помощи пожилым людям, понёсшим утрату близких" (на базе учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста Санкт-Петербурга)",
  • "Хоспис на дому как инновационная структура социально- медицинской помощи гражданам пожилого возраста" (на базе Комитета социальной защиты г. Дубна),
  • "Обеспечение свободного доступа пожилых людей к социальным услугам" (на примере Самарской области) и др.

    Решение включить в программу "Старшее  поколение" пилотный проект, связанный  с хосписами на дому, говорит о  том, что забота об умирающих людях  поручается органам социальной защиты. Пока отношение к идее хосписного обслуживания на уровне регионов прохладное. Делаются только первые попытки повернуться к проблемам безнадёжно больных и умирающих граждан.

    В рамках данного проекта проводится научно-исследовательская работа "Анализ и оценка потребностей лиц пожилого возраста, находящихся в терминальной стадии заболевания, и членов их семей в социально- медицинских услугах на дому и выбор оптимальной модели сотрудничества социальных, медицинских работников и семьи, обеспечивающей уход за больным".

    Проектом  предполагается: 1) создание школы - хосписа как учебно- методического центра для подготовки медицинских и социальных работников, а также обучение членов семей навыкам ухода за больными; 2) развитие добровольческого движения и привлечение волонтёров к хосписному обслуживанию на дому.

    Администрация Кемеровской области и Департамент Международного развития Великобритании стали участниками нового совместного проекта Российско-Европейского фонда "Поддержка развития системы социального обслуживания пожилых людей в Кемерово и Кемеровской области". Директор проекта с Британской стороны Тони Виднер, обосновывая участие данного региона России в проекте, отметил инновационные подходы в решении социальных проблем пенсионеров кемеровской администрации [3, 50-54].

    В активе инноваций кемеровчан: создание городского клуба для одиноких; интернат для пожилых людей; "кузбасская пенсия" − её получает каждый 5-й пенсионер (всего в области 814 тысяч пенсионеров, или 27,3 % населения); 112 тысяч пенсионеров ежегодно получают адресную помощь − деньгами, оплатой за операции и лекарства, продуктами, одеждой и обувью, углём. Открыты три специальных дома для ветеранов. В домах для ветеранов имеются аптека, медицинский пункт, столовая с льготными ценами. Развивается такой вид социального жилья для пожилых людей, как малые приюты (всего в области 39 приютов). В структуре ЦСО, кроме гарантированных государством социальных услуг, − социальный магазин, социальная столовая, социальная парикмахерская, социальное реабилитационное отделение, клубы общения, группы здоровья, швейные мастерские, комната для отправления религиозных обрядов. Есть Центр дневного пребывания, открыт хоспис.

    Основная  задача данного совместного международного проекта - совершенствовать социальный уход за пожилыми людьми на дому и в  домах-интернатах. "Территориями" проекта стали три ЦСО и два дома-интерната. Участниками проекта определены Кемеровский и Новокузнецкий Университеты как базы подготовки кадров. В рамках проекта предусмотрены семинары-тренинги, консультации, встречи- обсуждения, программы подготовки преподавателей (через семинары-практикумы, учебно-ознакомительные поездки), заключительная конференция, распространение результатов накопленного в ходе реализации проекта инновационного опыта.

    В целях дальнейшего совершенствования  организационно- методического руководства по социальной защите пожилого населения и создания единого подхода к решению вопроса о наименовании учреждений (отделений) социального обслуживания органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста (и инвалидов) рекомендовано использовать Номенклатуру учреждений (отделений) социального обслуживания, разработанную департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приёма населения при Министерстве труда и социального развития РФ (2003 г.) [31, c. 32-39].

    Учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста:

  1. Специализированные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

        1.1. Стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания:

        − дом-интернат (пансионат) для престарелых  и инвалидов;

        − дом-интернат (пансионат) для ветеранов  войны и труда;

        − специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов;

        − психоневрологический интернат;

        − реабилитационный центр (отделение) для  инвалидов молодого возраста;

        − дом-интернат (отделение) милосердия;

        − геронтологический центр;

        − геронтопсихиатрический центр;

        − дом-интернат малой вместимости;

        − социально-оздоровительный центр.

        1.2. Учреждения (отделения) социального  обслуживания граждан пожилого  возраста и инвалидов, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования:

        − специальный дом для одиноких престарелых;

        − социальные квартиры.

        1.3. Учреждения (отделения) полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

        − дом ночного пребывания;

        − социальный приют;

        − социальная гостиница;

        − центр (отделение) социальной адаптации;

        − социально-реабилитационное отделение  для граждан пожилого возраста и  инвалидов;

        − центр (отделение) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;

        − центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

        1.4. Учреждения (отделения) социального  обслуживания граждан пожилого  возраста и инвалидов на дому:

        − центр (отделение) социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

        − специализированное отделение социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

        1.5. Учреждения (отделения) срочного  социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов:

        − служба (отделение) срочного социального обслуживания.

        1.6. Учреждения (отделения) социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие социально-консультативную помощь:

        − консультативный центр (отделение).

  1. Комплексные учреждения социального обслуживания

        2.1. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

        2.2. Комплексный центр социального обслуживания населения;

        2.3. Комплексный социальный центр по оказанию помощи людям без определённого места жительства.

  1. Иные учреждения (отделениясоциального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также организации, находящиеся при них:

Информация о работе Проблемы субъекта социальной работы с пожилыми людьми