Территория государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Особое внимание теоретиков и практиков государствоведения к проблематике территории обусловлено объективными потребностями государственно-правового и международно-правового развития Российской Федерации:
- во-первых, современный уровень разработки и понимания в правовденеии вопросов территории не соответствует потребностям формирования взвешенной внутренней и внешней политики Российской Федерации, не обеспечивает учет ее национально-государственных интересов в оперативной деятельности:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ………………....6
1.1 Понятие и состав государственной территории…………………………..…6
1.2 Понятие территориального верховенства…………………………...………11
2 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ…………………..13
2.1 Территориальные споры…………………………………………………...…13
2.2 Разрешение территориальных споров…………………………………….…15
3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РФ………………………………………………………………..22
3.1 Проблемы законодательного регулирования территориального устройства Российской Федерации…………………………………………………………...22
3.2 Меры по урегулированию проблем законодательного регулирования территориального устройства Российской Федерации……………………..….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…40

Файлы: 1 файл

ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ.docx

— 66.96 Кб (Скачать файл)

В составе территории практически  любого государства существуют специальные  территориальные единицы. Например, в США, Великобритании, Канаде - специальные  округа (школьные, экологические, водоснабжения, жилищного строительства, транспортные, парковые и др.), во Франции - кантоны, не имеющие администрации, но используемые как территориальная основа для  выборов в генеральные советы департаментов. [17]

Аналогичная практика существовала и в нашей стране. В частности, на местном уровне в соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. в городах по решению городского Совета допускалось деление города на различные территории для управления отраслями местного хозяйства и областями социальной сферы (ст. 77 Закона). Данные территории именовались внутригородскими территориями управления отраслями местного хозяйства и областями социальной сферы. Границы управленческих территорий для различных сфер городской жизни могли не совпадать.

В региональном масштабе можно  упомянуть опыт совнархозов. Не разрушая административно-территориального устройства государства, совнархозы наглядно продемонстрировали преимущество укрупненного территориального деления в целях управления социально-экономической  сферой. То, что территориальный  принцип управления социально-экономической  сферой не нашел места в системе  управления СССР и РСФСР, во многом привело к снижению темпов развития, ослаблению территориального единства. Через 30 лет это негативно сказалось  на судьбе Советского государства.

Территориальное развитие возможно лишь в условиях неприкосновенности территории государства, в том числе  безопасности Государственной границы  и пограничного пространства. Требуется  совершенствование норм действующего Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» в части обеспечения баланса публичных и частных интересов, в том числе установление упрощенного пропуска через Государственную границу российских промысловых судов для осуществления промысла в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации без захода в иностранные порты. Правовое обеспечение неприкосновенности Государственной границы и развития приграничного сотрудничества связано с принятием Федеральных законов «О пограничной деятельности» (либо «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации»), урегулированием вопросов государственной поддержки социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации в разрабатываемом Федеральном законе «О государственном регулировании регионального развития Российской Федерации».

В целом развитие законодательства в сфере территориального устройства осуществляется в русле конституционной  модели исходя из потребностей развития Российского государства. Основными  тенденциями его развития видятся  системность, гармонизация и расширение предметов регулирования. В то же время принятие новых законов  не может рассматриваться как  универсальный рецепт решения проблем. Одна группа общественных отношений  объективно нуждается в законодательном  урегулировании; другая (например, формирование федеральных округов) может регламентироваться иными нормативными правовыми актами (в приведенном случае - указами  Президента РФ). При этом новое законодательное  регулирование может выражаться в принятии специального федерального закона (в частности, о порядке  изменения границ субъектов РФ), установлении основ правового регулирования  федеральным законом и их развитии в законодательстве субъектов Федерации (например, административно-территориального устройства субъекта РФ), внесении изменений  в базовый федеральный закон  и развитии его норм в иных федеральных  законах и подзаконных нормативных  правовых актах (обеспечение безопасности Государственной границы и пограничного пространства). При этом регулирование  вопросов территориального развития носит  межотраслевой характер, что выражается в разработке комплексных федеральных  законов (о государственном планировании и прогнозировании в Российской Федерации, о зонах территориального развития в Российской Федерации). Данные законопроекты уже разработаны  и рассматриваются в Государственной  Думе ФС РФ. Но отдельные вопросы (в  частности, порядка изменения статуса  субъекта) потребуют дополнительной проработки и едва ли будут решены в ближайшее время. При этом основные направления совершенствования  законодательства должны выявляться системой мониторинга его реализации, что актуально, в частности, для регулирования изменения субъектного состава Российской Федерации.

Сказанное позволяет спрогнозировать  динамичное и устойчивое развитие законодательства о территориальном устройстве Российской Федерации, прежде всего в части  территориального развития, а также  совершенствование правоприменительной  практики, в частности изменения  субъектного состава Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Территория  государства объективно выступает  как пространство самоопределения народа, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет.

Одной из основ становления и развития Русской цивилизации было осознание  территории государства как расширяющегося пространства. Во многом это определяется межнациональными отношениями в  России, которые исторически носят  равноправный и равнодостойный характер. Уникальность Русской цивилизации  заключается, прежде всего, в том, что  развитие восточнославянских этносов  гарантировало одновременно и развитие других проживавших в России этносов, сохраняло их культурно-национальную самобытность. Непременным условием сохранения и развития всех этносов  России, связанных общей исторической судьбой, является политика национального  единства, а в перспективе —  укрепление и развитие наднационального русского суперэтноса.

Территория  государства является не только пространством  его существования, но и основным воплощением представлений народа о своем государстве, своем Отечестве. Российская Федерация после 1991 года — исторический стержень великого государства, объективно притягивающий  к себе его осколки. Воссоздание  процветающего единого государства  на базе объединения для начала России и Белоруссии — надежда всего  многонационального разделенного народа.

Говоря  о правовом титуле власти с точки  зрения современного международного права, следует констатировать, что территория государства представляет собой  материальное выражение верховенства и независимости населяющего  ее народа. Именно народ — хозяин своей территории, и только он обладает высшим правом распоряжаться ею. Если в предыдущие эпохи, в том числе  в Советском Союзе, было иначе, —  это не значит, что так должно быть впредь. Любые территориальные  изменения, прежде всего территориальные  уступки, требуют выявления воли народа на различного рода референдумах.

Современные особые правовые режимы государственной  территории различаются уровнем  обеспечения гражданских прав и  свобод, выступая в качестве защиты общества в период внешней или  внутренней опасности. Принятие обществом  мер против саморазрушения как на всей территории государства, так и  на ее части — прямая обязанность  органов государственной власти. Ограничения прав и свобод во имя  целостности государственной территории оправданны и необходимы.

Развитие  институтов международных территорий, территорий со смешанным правовым режимом  и территорий с переходным правовым режимом призвано обеспечить самосовершенствование  мирового сообщества, предотвратить  попытки насильственным путем решать споры о территориальном верховенстве. Вопрос о территориях с неопределенным статусом (Крым, Приднестровье и  др.) требует не правовых, а политических решений.

В вопросах распоряжения своей территорией  государство ограничено интересами своего народа, который только и  правомочен принимать окончательное  решение. Любой этнос, проживающий  на государственной территории, имеет  право на культурно-национальное самоопределение (развитие), ограниченное лишь общими интересами народа соответствующего государства. Никакое национальное (этническое) самоопределение не вправе перечеркивать  такой общий интерес, как безусловное  сохранение неприкосновенности и целостности  территории государства.

Защита  национальных интересов государств на ближних и дальних подступах  к естественным границам их территории останется смыслом внешнеполитической деятельности всех государств мира, условием устойчивого баланса разнонаправленных  сил в международных отношениях.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 12.07.2006 № 2 - ФКЗ)

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный  закон от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ // Собрание законодательства Российской  Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

4. Абдуллаев, М.И. Проблемы теории государства и права: учебник / М.И. Абдуллаев. - СПб.: Питер, 2003. – 512с.

5. Агарков, М.М. Ценность частного права / М.М. Агарков. Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. - М.: 2007. Т. 1. – 460с.

6. Алексеев, С. С. Проблемы теории права / С.С. Алексеев. - М.:2002. Т. 1. – 371с.

7. Белкин, А.А. Аналогия в государственном праве / А.А. Белкин // Правоведение. - 2003. - № 6. - С. 18.

8. Белов, В.А. Концепция «динамической правоспособности»: Попытка нового прочтения / В.А. Белов // Кодекс-info. - 2006. - № 3-4. С.40.

9. Брагинский, М.И. Договорное право. Общие положения / М.И. Брагинский. - М.: Юнити, 2006. – 223с.

10. Вавилин, Е.В. Понятие и механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей / Е.В. Вавилин // Журнал российского права. - 2004. - № 5. - С. 65.

11. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. - М.: Юрист,2008. – 480с.

12. Гамбаров, Ю.С. Гражданское право: Общая часть / М.С. Гамбаров. - М.: Инфра-М, 2003. – 390с.

13. Гражданское право. Том 1. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.:Статут, 2004. -536с.

14. Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание второе, переработанное и дополненное / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: «ТЕИС», 2004. – 241с.

15. Грибанов, В.П. Осуществление и защита гражданских прав / В.П. Грибанов. - М.: Юнити, 2007. –244с.

16. Давид Р., Основные правовые системы современности / пер. с фр. В. А. Туманова / Р. Давид. - М.: Международные отношения, 2007. – 198с.

17. Емельянов, В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами / В.И. Емельянов. - М.: Юнити, 2008. – 402с.

18. Иоффе, О.С. Гражданское правоотношение / О.С. Иоффе. Избранные труды по гражданскому праву. - М.: Юнити, 2003. – 216с.

19. Каткова, Е.А. К вопросу о понятии субъективного гражданского права / Е.А. Каткова // Теоретические аспекты современного российского права: Сб. науч. тр. / Е.А. Каткова. – Иркутск: 2003.-117с.

20. Крашенинников, Е.А. К теории права на иск / Е.А. Крашенинников. – Ярославль:2001. –295с.

21. Лапач, В.А. Субъективные гражданские права и основания их возникновения / В.А. Лапач // Журнал российского права. - 2001. - № 10. С.19.

22. Леонова, Л.Ю. Преимущественное право покупки: История возникновения, осуществление и защита / Л.Ю. Леонова // Законодательство. - 2002. - № 9.С.40.

23. Ломидзе, О.Г. Правонаделение в гражданском законодательстве России / О.Г. Ломидзе. - СПб.: Питер, 2003.-219с.

24. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. - М.: Статут, 2008.-304с.

 

 


Информация о работе Территория государства