Территория государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Особое внимание теоретиков и практиков государствоведения к проблематике территории обусловлено объективными потребностями государственно-правового и международно-правового развития Российской Федерации:
- во-первых, современный уровень разработки и понимания в правовденеии вопросов территории не соответствует потребностям формирования взвешенной внутренней и внешней политики Российской Федерации, не обеспечивает учет ее национально-государственных интересов в оперативной деятельности:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ………………....6
1.1 Понятие и состав государственной территории…………………………..…6
1.2 Понятие территориального верховенства…………………………...………11
2 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ…………………..13
2.1 Территориальные споры…………………………………………………...…13
2.2 Разрешение территориальных споров…………………………………….…15
3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РФ………………………………………………………………..22
3.1 Проблемы законодательного регулирования территориального устройства Российской Федерации…………………………………………………………...22
3.2 Меры по урегулированию проблем законодательного регулирования территориального устройства Российской Федерации……………………..….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…40

Файлы: 1 файл

ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ.docx

— 66.96 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1 ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ………………....6

1.1 Понятие и состав государственной  территории…………………………..…6

1.2 Понятие территориального верховенства…………………………...………11

2 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ  СПОРЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ…………………..13

2.1 Территориальные споры…………………………………………………...…13

2.2 Разрешение территориальных споров…………………………………….…15

3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО  УСТРОЙСТВА РФ………………………………………………………………..22

3.1 Проблемы законодательного  регулирования территориального  устройства Российской Федерации…………………………………………………………...22

3.2 Меры по урегулированию  проблем законодательного регулирования  территориального устройства Российской  Федерации……………………..….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Особое внимание теоретиков и практиков государствоведения к проблематике территории обусловлено объективными потребностями государственно-правового и международно-правового развития Российской Федерации:

- во-первых, современный уровень разработки и понимания в правовденеии вопросов территории не соответствует потребностям формирования взвешенной внутренней и внешней политики Российской Федерации, не обеспечивает учет ее национально-государственных интересов в оперативной деятельности:

- во-вторых, действующее федеральное законодательство, законодательство и нормативно-правовые акты субъектов Федерации поставили на повестку дня ряд важнейших проблем, среди которых обеспечение территориального единства России, ее территориальной целостности. Их разрешение невозможно без осознания территориального смысла развития государства.

Анализ изученной литературы и  источников. Курсовая работа выполнена на базе изучения и использования большого научно-монографического материала отечественных и зарубежных ученых.

При подготовке исследования были использованы работы современных отечественных и иностранных исследователей, специалистов в области теории и истории культуры, политологии, всеобщей и отечественной истории и др. Среди них работы Р.Г.Абдулатипова, Н.И.Конрада, И.П.Рыбкина, Н.В.Ревуненкова, А.И.Солженицына, Басу Дурга Даса, Г.Дж.Бермана, Ф.Броделя, Я.Броунли, Г.Брэбана, Г.Гейдена, Э.Ланга, А.Матьеза, Ф.Моро-Дефаржа, Л.Оппенгеймера, К.Райта, Д.Старка, А.Шлезингера, Ю.Эволы.

Целью исследования является комплексный анализ современных проблем территории государства.

Указанная цель достигается при разрешении следующего комплекса задач:

— определение  понятия «территория государства», отвечающее современному уровню знаний;

— изучение правовых отношений между государствами  при изменениях их территории по различным  основаниям, а также между государством и гражданином при изменении  территории государства;

— выявление  типологии форм территориальной  организации человеческого общества, видов территории, особых правовых режимов государственной территории, значения территориального фактора  во внутренних и внешних факторах государства.

Предмет исследования территория государства.

Объект исследования - политические и правовые проблемы территории государства.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования стал системный подход к анализу правовых проблем статуса и режима территории в их диалектической взаимосвязи. При написании курсовой работы использованы труды многих ведущих исследователей, в частности, Клименко Б.М., Пушмина Э.А., Левина Д.Б., Бабурина С.Н. и др.

Применение  разнообразных методов исследования (сравнительно-правового, структурно-функционального, конкретно-социологического, аксиологического и других) способствовало обращению  одновременно к теории государства  и права, конституционному, административному  и муниципальному праву.

Теоретические обобщения заключаются и исследуются  на основе правового анализа внешнеполитической и внутригосударственной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов  власти ряда иностранных государств. В работе использованы методы сравнительного правоведения и системного анализа, аксиологический и конкретно-исторический подходы, данные конкретно-социологических исследований и практической государственной деятельности диссертанта.

Эмпирическую базу исследования составили: конституционное законодательство Российской Федерации, других государств мира,  нормативные и правовые акты Российской Федерации,  труды российских и зарубежных исследователей проблемы.

Практическая значимость работы.

В результате проведенного исследования выявлены перспективы  и возможности совершенствования  режима территории, необходимость корректив  института российского гражданства. Материал представляет значимость в законотворческой деятельности, может быть применен в научно-педагогической работе при преподавании в юридических и гуманитарных учебных заведениях курсов теории и истории государства и права, конституционного права, политологии, других дисциплин.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

 

1.1 Понятие и состав  государственной территории

 

Под территорией понимается часть  земного шара, подвластная государству  или союзу государств.

Государственная территория - это  пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой  территорией и организуя ее в  административном отношении в соответствии со своими интересами.[7]

Ст. 67 Конституции РФ, раскрывая  понятие территории РФ, перечисляет  ее составные части: территорию субъектов  федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над  ними. Права России распространены также на континентальный шельф  и экономическую зону России.

Приведенные   положения   составляют   юридический   стержень универсального понятия территория. В данном контексте территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества и некая  основа социального организма, а  как политическое пространство, пределы  осуществления власти внутри страны и пределы, вне которых государство  выступает как внешняя сила.

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные  споры с соседями рождают много  трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств правовое закрепление своей территории имеет  не только международно-правовое, но и  внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы  государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.

 

Государственная территория существует в пределах, определенных государственными границами, роль которых обусловливается  тем, что они обозначают пространственный предел государственной власти.

Территорию государства составляют сухопутные пространства, национальные воды, земные недра, территориальные  воды (территориальное море) и лежащие  над сушей и национальными  и территориальными водами воздушные  пространства.

Принадлежащие государству сухопутные пространства могут состоять из отдельного сухопутного массива, части земного  континента или из частей суши, разделенных  территорией другого либо других государств. Независимо от расположения отдельные части сухопутного  пространства относятся к нераздельной территории данного государства. Неотъемлемую часть государственной территории составляют также принадлежащие  данному государству, расположенные  в открытом море острова. Сухопутная территория государства может состоять только из островных владений. [12]

В состав государственной территории ряда стран (России, США, Канады, Норвегии и Дании) входят, в частности, все  земли и острова, находящиеся  в пределах полярного сектора  данного государствам Арктике. Полярные сектора включают пространства в  пределах линий, проведенных от Северного  полюса до северных сухопутных границ данного государства. Границы полярного  сектора Российской Федерации - это  все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми  в будущем, расположенные в Северном Ледовитом океане, между побережьем Российской Федерации и меридианами 32°4'45» восточной долготы и 168°49'30» западной долготы от Гринвича, составляют территорию РФ. Исключение - земли и острова, признанные иностранными территория по состоянию на 15 апреля 1926 г., т.е. восточные острова Шпицбергенского архипелага.

В состав водных пространств входят внутренние (национальные) воды и  воды морского пояса, примыкающие к морскому побережью государства и называемые территориальными водами или территориальным морем.

К внутренним (национальным) водам  относятся находящиеся в пределах сухопутной территории данного государства  моря, озера, каналы и реки, а также  моря, ограниченные со всех сторон сухопутной территорией данного государства, не соединяющиеся проливом с другими  морями или океаном.

Внутренними водами государства являются воды его морских портов и при  определенных условиях — морские  бухты, губы и лиманы, берега которых  принадлежат данному государству. Так, к внутренним водам РФ относятся: а) воды портов, ограниченные со стороны  моря линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки  гидротехнических и других сооружений портов; б) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ — до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте, где со стороны моря впервые образуются один или несколько входов в залив, бухту и т.п., если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; в) воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ. К таким заливам относятся, в частности, принадлежащие Российской Федерации Рижский залив и залив Петра Великого на Дальнем Востоке. [14]

Внутренние (национальные) воды находятся  под исключительной властью соответствующего государства. Оно устанавливает  их правовой режим, регулирует в своем  законодательстве пользование ими, устанавливает условия судоходства, рыболовства и иных промыслов.

По общему правилу, судоходство  и промысел во внутренних водах разрешается  осуществлять лишь гражданам и национальным организациям данного государства.

Однако государство на определенных условиях может разрешать иностранным  судам плавание по внутренним водам  в целях захода в морские порты, открытые для заграничных сношений и расположенные в устьях или  вверх по течению национальных рек. Государство может в порядке исключения разрешить в соответствии с международным соглашением отдельные рейсы иностранных судов по своим внутренним водам.

Воды рек, озер и каналов, по которым  проходит линия государственной  границы между двумя государствами, составляют часть государственной  территории каждого из них — от линии границы до принадлежащего ему берега. Государство осуществляет исключительную власть в пределах своих  пограничных вод и устанавливает  во внутреннем законодательстве их правовой режим. Что же касается условий судоходства, промысла и эксплуатации таких вод, а также захода судов в воды сопредельного государства, то эти  вопросы, как правило, регулируются международными соглашениями   сопредельных  государств.   Обычно  к  пользованию  пограничными  водами  допускаются  лишь  организацией  граждане сопредельных государств.

В состав государственной территории стран, имеющих морское побережье, входит пояс морских вод, простирающийся за пределы сухопутной территории и  внутренних вод на расстояние 12 морских  миль. Это -территориальные воды, или  территориальное море. Соответствующий  морской пояс существует и вокруг островных владений государства. Территориальные  воды составляют неотъемлемую часть  территории прибрежного государства  и подчиняются его суверенитету. Хотя территориальные воды являются частью территории государства, их режим  несколько отличается от режима других ее частей, в частности, от режима  внутренних  вод.  В  интересах  развития  экономического сотрудничества и международного судоходства государства  на добровольной, взаимной и равноправной основе согласились признать право  мирного прохода иностранных  невоенных судов через свои территориальные  воды.

Территорию государства составляют также недра земли, расположенные  под поверхностью сухопутных пространств  и дном водных пространств и простирающиеся на технически доступную глубину. Недра  земли находятся под исключительным суверенитетом данного государства, которое в своем внутреннем законодательстве регулирует условия разведки и эксплуатации естественных богатств земных недр, условия  прокладки в недрах земли и  эксплуатации различных кабельных  линий, трубопроводного транспорта и т.п. Естественные богатства земных недр — важнейшее достояние народов, проживающих на данной территории. [9]

Федеральный закон о недрах от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра  в границах территории России, включая  подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной  собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами  находятся в совместном ведении  Федерации и ее субъектов. Добытые  из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут  находиться в федеральной государственной    собственности,    собственности    субъектов   РФ, муниципальной, частной  и иных формах собственности.

Информация о работе Территория государства