Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Особое внимание теоретиков и практиков государствоведения к проблематике территории обусловлено объективными потребностями государственно-правового и международно-правового развития Российской Федерации:
- во-первых, современный уровень разработки и понимания в правовденеии вопросов территории не соответствует потребностям формирования взвешенной внутренней и внешней политики Российской Федерации, не обеспечивает учет ее национально-государственных интересов в оперативной деятельности:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ………………....6
1.1 Понятие и состав государственной  территории…………………………..…6
1.2 Понятие территориального верховенства…………………………...………11
2 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ  СПОРЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ…………………..13
2.1 Территориальные споры…………………………………………………...…13
2.2 Разрешение территориальных споров…………………………………….…15
3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО  УСТРОЙСТВА РФ………………………………………………………………..22
3.1 Проблемы законодательного  регулирования территориального  устройства Российской Федерации…………………………………………………………...22
3.2 Меры по урегулированию  проблем законодательного регулирования  территориального устройства Российской  Федерации……………………..….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…40
И самое главное: «Объединенная Германия не имеет никаких территориальных претензий к другим государствам и не будет выдвигать таких претензий также и в будущем» (п. 3 ст. 1 Договора). [17]
Среди мирных средств разрешения споров указывают также обращения к региональным организациям и обследования. Изначально они были предназначены для содействия мирному урегулированию и, в случае необходимости, «для применения силы с целью предотвращения или подавления угрозы миру».
При разрешении споров используются механизмы Международного суда и Международного арбитража, признающие важным источником права общие принципы права.
Механизм отчуждения территории. 
В России всегда господствовал принцип 
обеспечения территориальной 
Исходя из принципа, что «территория как в целом, так и в ее части составляет общую нераздельную собственность народа и потому находится в его свободном распоряжении», Г.Гроций допускал отчуждение власти над необитаемой или безлюдной территорией, но только народом или царем с последующим согласием народа.
Из общего правила о неотчуждаемости частей государства юристы издавна делали два исключения: отчуждение по соображениям государственной пользы и в силу крайней необходимости. Гроций сделал справедливое уточнение, полагая необходимым в первом случае согласие всего народа и его частей.
Когда часть территории государства 
или какая-либо иная территория, за 
международные отношения 
а) договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства;
б) договоры государства-преемника приобретают силу в отношении территории, являющейся объектом.
Уступка территории, отказ 
в праве прохода через 
Изменение территории может осуществляться волей мирового сообщества. Так, в соответствии с резолюцией 687 Совета Безопасности ООН в мае 1991 г. была создана международная Комиссия по демаркации ирако-кувейтской границы. В нее вошли по одному представителю от Ирака и Кувейта и три специально назначенных Генеральным секретарем ООН независимых эксперта. Формально Комиссия не занималась территориальным переделом, а осуществляла техническую работу по делимитации и демаркации.
В основу определения линии 
границы был положен 
Работа Комиссии проходила в обстановке антииракской истерии. В апреле 1992 г. большинство Комиссии высказалось за то, чтобы граница, проходящая через спорное нефтяное месторождение Румейла, была отодвинута на 570 ярдов в сторону Ирака. Под контроль Кувейта передавалась и часть города Умм-Каср. С этого момента Ирак вообще не принимал участия в работе Комиссии. В июле 1992 г., завершив демаркацию границы между Батином и Самфаном, Комиссия заявила о том, что нефтяные месторождения, расположенные между этими двумя пунктами, находятся на территории Кувейта.
Демаркацию сухопутного 
участка границы завершили в 
ноябре 1992 г. В марте 1993 г. Комиссия приняла 
решение о демаркации границы 
по линии мелководья в районе Кхор-Зубейр. 
Она установила географические координаты, 
определяющие среднюю линию от точки, 
ближайшей к пересечению 
Формально Комиссия руководствовалась 
тем, что доступность для 
27 мая 1993 г. Совет Безопасности 
ООН одобрил решения Комиссии 
по координатам окончательной 
демаркации границы и 
Помимо территориальных потерь, Ирак встал перед лицом того, что его гражданам, оказавшимся на кувейтской стороне границы, не было разрешено остаться в Кувейте. Тем не менее Ирак заявил, что «не предпримет никаких действий, которые могли бы быть истолкованы как признание несправедливости, преднамеренно навязанной Ираку», но в то же время «не предпримет никаких шагов, которые могли бы спровоцировать спор или разногласия с Организацией Объединенных Наций». [10]
Но международному диктату противостоять в одиночку нельзя. К февралю 1994 г. все иракские граждане были перемещены с территории Кувейта в Ирак. В ноябре 1994 г. Ирак вынужден был признать суверенитет, территориальную целостность и международные границы Кувейта, о чем и проинформировал Генерального секретаря ООН.
3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ 
РЕГУЛИРОВАНИЕ 
3.1 Проблемы законодательного регулирования территориального устройства Российской Федерации
На протяжении последних двадцати лет развитие законодательства в сфере территориального устройства Российской Федерации четко и последовательно осуществляется на основе норм Конституции РФ 1993 г. В то же время здесь сохраняется целый ряд правовых проблем, которые требуют эффективного решения.
Закрепленные в 
Анализ практики реализации 
законодательства об изменении субъектного 
состава Российской Федерации позволяет 
предложить ряд направлений 
Во-первых, определенные проблемы 
создает длительность сроков переходных 
периодов образования новых субъектов 
РФ. В частности, переходный период 
образования Пермского края по отдельным 
позициям в финансово-бюджетной 
сфере продолжался после 
Во-вторых, представляется необходимой четкая регламентация участия органов государственной власти объединяющихся субъектов Федерации в процессе работы над проектом федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. В частности, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» было бы целесообразно дополнить нормой об участии органов государственной власти субъектов Федерации в разработке проекта федерального конституционного закона, учете их мнений и позиций. При ее разработке за основу можно взять положения ст. 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и Регламента Государственной Думы ФС РФ о согласовании проектов федеральных законов по предметам совместного ведения. Достаточно предусмотреть одно согласование проекта федерального конституционного закона (в отличие от двух согласований, предусмотренных Федеральным законом N 184-ФЗ) до рассмотрения проекта в первом чтении. Это позволит обеспечить всестороннее участие органов государственной власти объединяющихся субъектов Федерации над проектом федерального конституционного закона без существенного увеличения сроков его подготовки и принятия.
В-третьих, требуется четкое 
определение особого статуса 
административно-
В-четвертых, учитывая интенсивность 
процессов объединения 
В-пятых, ключевой проблемой 
дальнейшего совершенствования 
субъектного состава Российской 
Федерации является отсутствие мониторинга 
практики и результатов объединения 
субъектов, анализа экономического 
и управленческого эффекта, прогноза 
социально-политических последствий. 
Важен комплексный анализ преимуществ 
и потерь, связанных с образованием 
пяти новых субъектов Федерации. 
Необходима система мониторинга 
правоприменительной практики, экономическая 
и политическая экспертиза ее результатов. 
На основании результатов 
К числу нерешенных вопросов 
правового регулирования 
В Конституции РФ прямо 
предусмотрено принятие федерального 
конституционного закона об изменении 
конституционно-правового 
Важным вопросом территориального 
устройства Российской Федерации, также 
недостаточно урегулированным