Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:51, реферат

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 95.63 Кб (Скачать файл)

 

Панов В. И. Некоторые теоретические  и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48.

 

Педагогический словарь  в 2-х томах. Том первый. - М.,2006.

 

Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей  дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 2004. - №12.

 

Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1998.

 

Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под  ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 2005.

 

Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1996.

 

Психологический словарь,/Под  ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. –исслед. Ин-т  общей и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с., ил.

 

Пчелкина В. Книга –  источник детского творчества. //Дошк. восп. – 2001. - №6.

 

Рубинштейн С. Л. Основы общей  психологии. Изд. 2-е. – М, 1999.

 

Руководство играми детей  в дошкольных учреждениях: (из опыта  работы) /Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. –М.: Просвещение, 2004. – 112 с.

 

Савенков Л. И. Детская  одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. - 1998. - №5-6.

 

Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1999. - Т. I. - С.104.

 

Урунтаева Г. А. Диагностика  психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.

 

Усова А. П. К вопросу о  характеристике творческих игр детей  и правилах руководства ими //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1997. - Т. 56.

 

Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,2001. - С.140.

 

Хазратова Н. В. Проблема измерения  креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2004. - С.93-114, Приложения (с.114-117).

 

Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной.-М.,1992.

 

Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений  у детей. – Ростов на Дону, 2002.

 

Эльконин Д. Б. Игра и психическое  развитие ребенка – дошкольника // Труды всероссийской конференции  по дошкольному воспитанию. - М., 1999.

 

Эльконин Д. Б. Игра, ее место  и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5.

 

Эльконин Д. Б. Основные вопросы  теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. –  М.,1996.

 

Эльконин Д. Б. Психологические  вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы  психологии ребенка дошкольного  возраста. - М., 1999.

 

Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1998.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Экспериментальная группа

 

1. Артем. А. 5 лет 7 месяцев

 

2. Вадим. Б. 5 лет 2 месяца

 

3. Марк. Г. 5 лет 9 месяцев

 

4. Саша. Г. 6 лет 1 месяц

 

5. Рита. К. 5 лет 3 месяца

 

6. Саша. П. 5 лет 8 месяца

 

7. Вика. П. 5 лет 5 месяцев

 

8. Настя. С. 6 лет 2 месяца

 

9. Артем. С. 5 лет 4 месяца

 

10.Саша.Ф. 5 лет 11 месяцев

 

11.Дима. К 5 лет 7 месяцев

 

12.Серёжа. Т. 5 лет 2 месяца

 

13.Лена. И. 5 лет 9 месяцев

 

14.Даша. К. 5 лет 3 месяца

 

15.Надя. К. 5 лет 8 месяца

 

16.Света. П. 5 лет 10 месяцев

 

17.Вова. К. 5 лет 5 месяцев

 

18.Саша. Щ. 5 лет 4 месяца

 

19.Андрей. П. 6 лет 1 месяц

 

20.Игорь. Н. 5 лет 8 месяцев

 

Контрольная группа

 

1. Коля. А. 5 лет 3 месяца

 

2. Настя. Б. 6 лет 4 месяца

 

3. Настя. Е. 5 лет 9 месяцев

 

4. Лена. К. 6 лет 7 месяцев

 

5. Саша. К. 5 лет 11 месяцев

 

6. Витя. М. 6 лет 1 месяц

 

7. Коля. Р. 5 лет 4 месяца

 

8. Маша. С. 5 лет 5 месяцев

 

9. Максим. У. 5 лет 10 месяцев

 

10.Сережа. Ф. 5 лет 3 месяца

 

11.Вова. Л. 5 лет 8 месяцев

 

12.Олег. Т. 5 лет 3 месяца

 

13. Таня. Б. 5 лет 5 месяцев

 

14. Нина. К. 6 лет 3 месяцев

 

15. Павел. З. 5 лет 9 месяцев

 

16. Юля. Р. 5 лет 5 месяцев

 

17.Саша. Б. 5 лет 11 месяцев

 

18. Юра. Л. 5 лет 4 месяца

 

19. Илья. Ш. 6 лет 2 месяц

 

20. Галя. Д. 5 лет 2 месяца

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

ПРОТОКОЛ №1

 

«Школа»

 

Вика П.: - Давайте играть в школу. Я буду учительница.

 

Настя С.: - А я – ученица.

 

Рита К.: - Можно я тоже буду играть? Я буду ученицей.

 

Вика П.: - Ладно. Сейчас будем  учиться. Садитесь за парты. У нас  урок математики.

 

Настя С.: - А я не хочу урок математики. Пусть будет чтения!

 

Вика П.: Я учитель и  я лучше знаю, какой должен быть урок. Сейчас мы будем решать примеры. (Задумывается.) Сколько будет 3+1?

 

Настя. (поднимая руку): - Четыре.

 

Вика П.: - А сколько будет 8-2?

 

Рита К.: - Я знаю, я знаю, можно я! Шесть!

 

Вика П.: Чтобы ответить, надо поднять руку.

 

Рита К. (поднимает руку и отвечает): 8-2=6.

 

Вика П.: - Молодец. Теперь будем решать задачу.

 

Настя С.: - А я хочу читать.

 

Вика П.: Хорошо, у нас  звонок (звонит в колокольчик). Урок математики закончен. Следующий урок – чтение. А сейчас перемена. (Затем  звонит в колокольчик.) Звонок на урок, звонок на урок!

 

Настя С.: Теперь я буду учительницей.

 

Рита К. (перебивая): - Нет, я!

 

Настя С.: Давай сначала  я, а потом ты.

 

Вика П.: Раз так, то я  с вами не играю. Играйте вдвоем.

 

Настя С.: Ну и я не буду. Пойдем лучше играть в куклы.

 

ПРОТОКОЛ №2

 

«Семья»

 

Рита К.: - Давайте играть в семью. Я буду мамой. А ты (показывает на Вику) будешь моя дочка. Согласна?

 

Вика П.: - Да.

 

Саша Ф.: - А я буду папой.

 

Марк Г.: - Ладно я тоже буду папой?

 

Рита К.: - Нет, ты будешь сыночком. Два папы не бывает.

 

Марк Г.: - Ну, хорошо, я буду сыночком. Мам, пойдем в магазин за игрушкой.

 

Рита К.: - У меня нет  денег. Я пошла готовить обед.

 

Саша Ф.: - Я пойду на работу (делает вид, что одевается). Где мои ключи от машины?

 

Рита К.: - Посмотри на столе.

 

Вика П.: - Пап, я нашла  твои ключи. Возьми меня с собой на работу.

 

Саша Ф.: - Нет, там надо работать. (Берет ключи и уходит.)

 

Рита К.: Дочка, или в  спальню, играй в куклы, не мешайся  под ногами.

 

Марк Г.:- Я тогда пойду  на улицу играть в ребятами.

 

Рита К.: - Подожди, надо поесть. (Накрывает на стол.) Ешь суп!

 

Марк Г.: - Не буду, я такой  не люблю.

 

Рита К.: - Тогда не пойдешь  гулять.

 

Вика П. (выходит): - Мам, я  хочу есть.

 

Рита К. (ставит на стол еще  одну тарелку): - Ешь.

 

Вика П. (делает вид, что  ест): - Вкусно!

 

Марк Г.: Ну, если вкусно, то я немного съем (берет ложку  и делает вид, что ест).

 

Рита К.: - Ну, что, поели?

 

Дети: - Да.

 

Вита К. – Тогда вместе идите гулять, а я буду мыть посуду и подожду вашего папу.

 

Саша Ф.: - Давайте, как будто  я уде пришел домой.

 

Рита К.: - Давай, или садись на диван и читай газету.

 

Воспитатель: Дети, собираем игрушки и подходим ко мне.

 

ПРОТОКОЛ №3

 

«Дом»

 

Саша П.: - Давайте играть в дом (спрашивает у воспитателя, можно ли взять конструктор для  постройки дома).

 

Вадим Б.: - Я буду с тобой  строить дом. А потом буду работать строителем. Если сломается что-нибудь, говорите мне.

 

Вика П.: - В доме должны быть мама и папа. Ты (указывает на Настю) будешь моей сестрой. (Берет куклы). Это наши дочки.

 

Настя С.: - Я не буду сестрой. Я буду сторожить дом, я охранник (взяла пистолет и стоит в входа  в дом).

 

Саша П. И Вадим Б.: - Дом  готов. Заходите все, будем все в  этом доме жить. (Зашли все дети – 5 человек.)

 

Вика П.: - Все живут в  своей квартире. (Отделяет стульчиком квартиры). Садитесь и занимайтесь  своими делами.

 

Саша П.: - Я работаю шофером, если что-то на работу пойдет, заходите ко мне, я вас подожду.

 

Вадим Б. (задумчиво): - Я строитель.

 

Вика П.: - Я ухожу в  зоопарк с детьми (выходит, Настя  ее пропускает и дает пропуск-листик).

 

Настя С.: - Это пропуск. Будете проходить в дом по нему.

 

Саша П.: - Я уезжаю на работу, буду возить грузы.

 

Артем А.: - Я с тобой  буду их возить. Возьмем эту машину (показывает на самую большую) и погрузим кирпичи.

 

Настя С.: - Я библиотекарь (берет книги и раздает всем). Завтра принесите.

 

Вадим Б. (продолжает подстраиваться дом).

 

Саша П. И Артем А. (крича  всем): - Теперь будет ночь. Все в  дом.

 

Настя С.: - Да пора спать.

 

Все заходят в дом по квартирам и имитируют сон.

 

Воспитатель: - Ну, вот и  поспали, теперь занятие.

 

ПРОТОКОЛ №4

 

«Больница»

 

Воспитатель: - Дети, поиграйте  в больницу.

 

Артем С.: Я буду врачом (одевает  халат, садится за стол). А кто  будет медсестрой? Рит, будешь?

 

Рита К.: - Буду (тоже одевает  халат). Я буду принимать больных.

 

Артем С.: - Медсестра, вызывайте  больных.

 

Рита К.: - Входите, больной.

 

Заходит Саша Г., придерживая  руку, и говорит: - Я сломал руку. Помогите, доктор.

 

Артем С.: - Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим, что у вас (осматривает  руку, нажимая на нее, говорит: «Где больно, скажите».)

 

Саша Г.: - Ой, больно.

 

Артем С.: - Да у вас не перелом, а вывих.

 

Саша Г.: - Нет, перелом.

 

Артем С.: - Я лучше знаю. У вас вывих.

 

Рита К.: - Да, больной. Не спорьте. У вас вывих.

 

Артем С.: - Медсестра, держите  больного за плечи. (Берет руку и  дергает ее.)

 

Саша Г.: - Ой, больно! Вы что? У меня не по-настоящему вывих!

 

Артем С.: - Терпите, больной. Медсестра выпишет таблетки, и  вы будете их пить. А сейчас забинтую руку (бинтует руку). Походите с перевязкой недельку, а потом придете.

 

Рита К. (подает листок Саше): - Вот рецепт, по нему получите таблетки.

 

Артем С.: - Идите, больной.

 

Саша Г. выходит.

 

Рита К.: - Теперь я доктор (садится за стол).

 

Артем С. (снимает халат): - Я не хочу быть медсестрой. Играй  одна. (Уходит).

 

ПРОТОКОЛ №5

 

«Строители»

 

Артем А.: - Ребята, давайте  поиграем в строителей. Будем строить  бензоколонку.

 

Саша Ф.: - Давай. Артем, ты будешь строитель, а я беде на «КамАЗе» возить кирпичи.

 

Настя С.: - А можно я  буду играть с вами? Я буду работать в столовой и готовить вам обед.

 

Артем А.: - Ладно. Испеки нам  пирог.

 

Настя С. (подходит к газовой  плите и ставит в духовку форму).

 

Вика П. (подходит к телефону, берет трубку и набираем какой-то номер): – Строители, идите обедать.

 

(Заходят Артем А, Саша  Ф. и Марк Г.)

 

Настя С.: - Ребята, обед готов, идите мыть руки и садитесь за стол.

 

Поев, ребята сказали «спасибо»  и занялись своей работой.

 

Марк Г. (прилетел на вертолете): - Я тоже буду возить вам кирпичи. А вы мне за это построите гараж.

 

Артем А.: - Мы не строим для  вертолетов гаражи. Мы строим для машин. Если хочешь себе гараж, то приезжай на машине.

 

Марк Г.: - Хорошо, приеду. Вот  привезу еще кирпичей. Ой, за мной папа пришел! До свидания! (Уходит.)

 

Саша Ф.: - И за мной мама пришла. Завтра доиграем. (Убегает.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

Экспериментальная группа

Критерии развития креативности

 

Дети Задания 

Оригинальность 

Быстрота 

Гибкость 

Вариатив-ность 

Общ. балл

 

3

 

1. Артем. А. 

21

 

2. Вадим. Б. 

13

 

3. Марк. Г. 

24

 

4. Саша. Г 

14

 

5. Рита. К. 

23

 

6. Саша. П. 

26

 

7. Вика. П. 

28

 

8. Настя. Н. 

25

 

9. Артем. С. 

26

 

10.Саша. Ф. 

34

 

11. Дима. К  

21

 

12. Серёжа. Т.  

13

 

13. Лена. И.  

24

 

14. Даша. К 

14

 

15. Надя. К.  

23

 

16. Света. П.  

26

 

17. Вова. К.  

28

 

18. Саша. Щ.  

25

 

19. Андрей. П.  

26

 

20. Игорь. Н.  

34

 

 

Контрольная группа

Критерии развития креативности

 

Дети Задания 

Оригинальность 

Быстрота 

Гибкость 

Вариатив-ность 

Общ. балл

 

3

 

1. Коля. А. 

24

 

2. Настя. Б 

32

 

3. Настя. Е. 

Информация о работе Психологическое консультирование