Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:51, реферат

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 95.63 Кб (Скачать файл)

 

Сравнительный анализ уровня креативности экспериментальной и  контрольной групп на контрольном  этапе психологического эксперимента представлен в таблице 8. и диаграмме 8.

 

Таблица 8. Показатели уровня креативности экспериментальной и  контрольной групп на контрольном  этапе психологического эксперимента.

Уровень развития креативности 

Экспериментальная группа (%) 

Контрольная

 

группа

 

(%)

 

Низкий 

20

 

Средний 

30 

50

 

Высокий 

65 

30

 

 

 

 

Контрольный этап психологического эксперимента позволил прийти к выводу о том, что в сюжетно-ролевой  игре у старших дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод  гирлянд и ассоциаций, метод мозгового  штурма).

 

В результате подтвердилось  предположение о том, что развитие креативности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре возможно, если создаются следующие условия:

 

Игровая деятельность детей  дошкольного возраста будет организована с учетом дифференцированного подхода  к детям. Разработка средств индивидуализации важна для всех возрастов, но особенно актуальна она для системы  дошкольного обучения, где закладывается  фундамент школьной успеваемости, формируются  основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду;

 

Созданы психологически комфортная среды и атмосфера эмоционального принятия ребенка;

 

Обеспечена самостоятельность  и свобода выбора в игре у детей  старшего дошкольного возраста;

 

В сюжетно-ролевой игре присутствует сопровождение со стороны педагога-воспитателя;

 

2.3. Психологическое консультирование  по развитию креативности у  старших дошкольников 

 

Проводя психологическое  консультирование по проблемам, связанным  с развитием креативности старшего дошкольника, педагогам, воспитателям и родителям необходимо обязательно  учитывать следующие знания о  способностях, которыми располагает  современная психолого-педагогическая наука:

 

Способности человека в их прогрессивном развитии зависят  от двух основных факторов: от наличия  у человека определенных и, как правило, врожденных задатков, а также от социальных факторов (условий психологического развития человека), влияющих на превращение  соответствующих задатков в способности.

 

Науке до сих пор доподлинно не известно, что такое задатки  на анатомо-физиологическом уровне. Однако жизнь и практика работы с  людьми позволяют, постоянно и внимательно  наблюдая за ними, обнаруживать задатки  по внешним, психологическим признакам. Это, в частности, можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок ведет  себя и решает разного рода задачи в раннем детстве.

 

Особенно ярко задатки  ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности  в возрасте от одного года до четырех-пяти лет. Их можно обнаружить, наблюдая, чем данный ребенок существенно  и в положительную сторону  отличается от других детей.

 

К возрасту примерно около  четырех лет практически почти  все имеющиеся у ребенка с  рождения задатки, так или иначе, проявляют себя. Поэтому, заботясь о  развитии задатков ребенка, об их как  можно более скором превращении  в способности, необходимо активно  приступать к развитию способностей при самых первых проявлениях  задатков.

 

5. Многие способности человека  можно развивать и при отсутствии  у него явно выраженных задатков. Однако в этом случае придется  приложить гораздо больше усилий  для развития способностей, и  они, наверное, не достигнут в  своем развитии достаточно высокого  уровня.

 

Обучение и воспитание вносят не меньший вклад в развитие способностей, чем имеющиеся задатки. Сами задатки без обучения и воспитания никогда не превращаются в высокоразвитые способности человека.

 

Чем старше человек, тем труднее  развивать его способности даже в том случае, если у него имеются  явно выраженные задатки.

 

Психологическое консультирование как самих педагогов-воспитателей, так и родителей старших дошкольников, направлено на оказание эффективной  помощи в целях формирования и  развития креативности детей старшего дошкольного возраста, и, прежде всего  с разъяснением возможностей сюжетно-ролевой  игры для развития креативности.

 

Воспитателям и родителям  следует понимать, что креативнось, это - способность порождать необычные  идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативнось выделена в  особый тип среди интеллектуальных способностей человека.

 

Среди основных свойств креативности можно выделить следующие:

 

Гибкость мышления, то есть переход от одного класса явлений  к другому, подчас далекому по содержанию.

 

Свобода от шаблона, выражающаяся в поиске новых подходов к решению  творческих задач.

 

Широта, определяющая возможность  привлечения знаний из различных  областей.

 

Критичность, характеризующаяся  способностью, верно оценивать эффективность  собственной деятельности.

 

Глубина, определяемая степенью проникновения мышления в сущность явлений.

 

Открытость — доступность  мышления к различного рода привходящим  идеям и суждениям.

 

Антиципация, или мышление с предвосхищением.

 

Независимость мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально  сформулировать и решить творческие задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением отстаивать свои творческие позиции.

 

Изобретательность, конструктивность.

 

Вместе с тем, нужно  понимать, что вопрос о креативности как самостоятельном, независимом  от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Несмотря на значительное число исследований посвященных  данной вопросу, надежные способы измерения  креативности и развития не найдены.

 

В дипломной работе для  решения задачи по развитию креативности у старших дошкольников был разработан соответствующий алгоритм с привлечением для решения стоящей задачи такого средства как сюжетно-ролевая игра.

 

Алгоритм представляет психодиагностическую и развивающую систему по оценке, развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста, контролю успешности примененных развивающих приемов. Алгоритм включает в себя 3 блока: набор  диагностирующих методик, второй блок - развивающий (использование сюжетно-ролевой  игры в качестве основного развивающего приема). Третий блок: блок оценки полученных результатов и эффективности  применения сюжетно-ролевой игры как  основного средства развития креативности у детей старшего дошкольного  возраста. Применение третьего блока  позволяет корректировать процесс  и содержание сюжетно-ролевой игры, методические приемы по использованию  сюжетно-ролевой игры как основного  средства развития креативности. Этот блок выступает своеобразным средством  самоконтроля для педагога-воспитателя  в оценке эффективности проводимых развивающих методик.

 

Таким образом, в дипломной  работе, помимо обобщения и анализа  психолого-педагогической литературы, решения поставленных задач, была решена и прикладная задача: создан соответствующий  алгоритм, который имеет ярко выраженную консультирующую направленность.

 

Заключение

 

При выполнении дипломной  работы, как научного исследования на основе применения совокупных методов  исследования (изучение, анализа педагогической, психологической и специальной  литературы, опыта работы психологических  служб по изучению психолого-педагогических условий развития креативности у  старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, анализа практики деятельности отдельных психологов по определению психолого-педагогических условий развития креативности у  детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, проведения психологического эксперимента) решены поставленные задачи:

 

Определена сущность креативности в психолого-педагогической литературе;

 

Проанализирован опыт по эффективному развитию креативности у дошкольников;

 

Выявлено значение сюжетно-ролевой  игры в развитии креативности дошкольников;

 

Диагностирован уровень  развития творческого мышления в  процессе сюжетно-ролевой игры;

 

Проведен психологический  эксперимент по выявлению эффективных  психолого-педагогических условий, необходимых  для развития креативности старших  дошкольников в сюжетно-ролевой  игре;

 

Задачи решалась путем  создания в процессе практической работы с детьми положительной мотивации. В ходе игровой деятельности устанавливались  доброжелательные отношения между  психологом и детьми, заинтересовывали их за счет привлечения игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности  в традиционные формы организации  игровой деятельности, разъяснения  практической значимости выполняемой  работы. Наряду с названными психологическими условиями, способствующими развитию креативности использовалось также  словесное и наглядное поощрение.

 

Задача по разработке конкретных средств и методов, способствующих развитию креативности у старших  дошкольников решена с применением  следующих методик:

 

Для развития креативности у  младших школьников в изобразительной  деятельности использовались различные  методики, упражнения, беседы и др. Среди  них, такие как методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Л.Ю. Субботиной на развитие воображения; методика Мухиной  В.С. Использование в работе с  детьми занятий, объединяющих и обогащающих  арсенал познавательных, оценивающих, исполнительских средств и средств  формирования задачи приводит к значимым улучшениям в развитии креативности детей по сравнению с уровнем, зафиксированным на констатирующем этапе. Упражнения на развитие и обсуждение деталей и смысла игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре с обсуждением - способствует организации активности ребенка, формированию механизмов его  самостоятельной деятельности, механизмов самоуправления, активизации творческого  потенциала.

 

В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза дипломной  работы и решены поставленные задачи.

 

Практическая значимость проведенного исследования состоит  в разработке рекомендаций для работы психолога:

 

Результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности у детей старшего дошкольного  возраста;

 

Разработаны и представлены психолого-педагогические приёмы, стимулирующие  и развивающие креативность у  детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

 

Создан алгоритм по психологическому консультированию воспитателей и родителей  по успешному развитию креативности у старших дошкольников.

 

Список литературы

 

Анастази А. Психологическое  тестирование: книга 2; пер. с англ./ под  ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 2002.-336 с., ил.

 

Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1999. - т.16. - №5. - С.49-58.

 

Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.

 

Ветлугина Н. А. О теории и  практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.

 

Воспитателю о детской  игре: Пособие для воспитателя  дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.

 

Выготский Л. С. Воображение  и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.

 

Выготский Л. С. Избранные  психологические исследования. –  М., 1998.

 

Выготский Л. С. Обучение и  развитие в дошкольном возрасте. - М., 1998. - С.432-433.

 

Дьяченко О. М., Лаврентьева  Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 2001.

 

Жуковская Р. И. Воспитание ребенка  в игре. - М.,2003.

 

Жуковская Р. И. Развитие интересов  детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 2001. - №10.

 

Запорожец А. В. Избранные  психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1996. - 320 с., ил.

 

Запорожец А. В. Некоторые  психологические проблемы детской  игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №10.

 

Иванова Н. И. Воображение  и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

 

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты  занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.-192с., ил.

 

Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.- 1999. - №12.

 

Крупская Н. К. Пед. соч. –  М., 1989. - т. 6. - С.54-55.

 

Кудрявцев В., Синельников  В. Ребенок – дошкольник: к диагностике  творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9.

 

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 2002.

 

Леонтьев А. Н. Психологические  основы дошкольной игры.// Психологическая  наука и образование. - М., 1996. - №3.

 

Люблинская А. А. Детская  психология. Учебное пособие для  студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2001.

 

Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.-М.,2005. - С. 234-235.

 

Макаренко А. С. Игра. соч. - М., 1987. - т.IV. - С. 376.

 

Михайленко Н. Я., Короткова  Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23.

 

Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1998.

 

Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М., 1999.

 

Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1999.

Информация о работе Психологическое консультирование