Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:51, реферат

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 95.63 Кб (Скачать файл)

 

6. Предоставление детям  возможности активно задавать  вопросы.

 

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие креативности у дошкольников.

 

Интересным для нас  представляется анализ комплексного метода руководства игрой, разработанного и апробированного в исследованиях  группы авторов (Е.В.Зварыгина, Н.Ф.Комарова, С.Л.Новоселова). Центральной идеей  этого метода является необходимость  системного подхода к формированию игры с учетом возраста ребенка и  особенностей его игровой деятельности. Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты:

 

1. Планомерное обогащение  жизненного опыта детей.

 

2. Совместные (обучающие)  игры педагога с детьми, направленные  на передачу им игрового опыта.

 

3. Своевременное изменение  предметно-игровой среды с учетом  обогащающегося жизненного и  игрового опыта детей.

 

4. Активизирующее общение  взрослого с детьми, направленное  на побуждение их к самостоятельному  применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач,  способствующего вступлению детей  во взаимодействие друг с другом.

 

Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению  на прямые и косвенные методы руководства  игрой. Авторы отдают предпочтение косвенным  методам, утверждая, что игра с самого начала организуется как самостоятельная  деятельность детей. Особое значение они  придают методу постановки игровой  задачи (связан с развитием способности  актуализировать опыт, имеющийся  у ребенка, полученный как в игре, так и в неигровой деятельности), когда дети упражняются в придумывании нового замысла, ролевого поведения  новых персонажей и.т.д.

 

А.Страунинг выделяет метод  создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение с детьми возникшей в игре проблемы путем постановки взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем. Интерес к данному методу возник в связи с необходимостью активизировать творческиий потенциал ребенка.

 

Г.Я.Буш предлагает метод  гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Цепочка  слов может закончиться произвольно  или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Этот метод применяется  для стимулирования творческих проявлений детей и имеет «раскачивающее»  значение.

 

Таким образом, проведенный  анализ психолого-педагогической литературы, позволяет сделать следующее  заключение: развитие креативности в  сюжетно-ролевой игре возможно, если инициатива в игре принадлежит ребенку. Многие авторы в своих педагогических исследованиях подчеркивают, что  взрослый должен руководить игрой старших  дошкольников только косвенными методами, не разрушая инициативу и свободу  выбора ребенка. Развитие игры и развитие творческих способностей ребенка находится в зависимости, в связи. Поэтому важно, развивая игру, обеспечить развитие креативности в ней [25; 30; 33].

 

Руководство взрослыми игровой  деятельностью детей выражается в обогащении содержания игры, а  также в развитии игры в соответствии с возрастными возможностями  ребенка. Этап игры детей старшего дошкольного  возраста с одной стороны, требует  развития ролевого поведения в играх  дошкольников, а с другой – сюжетосложения, как перспективного этапа развития игры, наиболее творческого, предполагающего  высокий уровень развития креативность.

 

Таким образом, вышеизложенные подходы определяют роль педагога и  содержание его деятельности в развитии креативности у детей. Следует уделять  первостепенное значение взаимосвязи  развития творчества у ребенка и  той атмосферы, которая создана  в группе дошкольного образовательного учреждения. Создание комфортной психологической  атмосферы имеет важнейшее значение для развития творчества ребенка.

 

Глава 2. Психологический  эксперимент по развитию креативности у старших дошкольников в сюжетно- ролевой игр е

 

2.1. Содержание и этапы  психологического эксперимента  по развитию креативности у  старших дошкольников в процессе  сюжетно- ролевой игры.

 

Для решения задач, поставленных для определения психолого-педагогических условий развития креативности у  детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, был проведен психологический эксперимент.

 

В психологическом эксперименте участвовали дети старшего дошкольного  возраста дошкольного образовательного учреждения № 1 села Константиново  Раменского района Московской области.

 

Общее количество участников психологического эксперимента составило 40 человек, которые были представлены двумя группами по 20 человек в  каждой. Первая группа составила экспериментальную  группу, вторая – контрольную (приложение № 1).

 

Психологический эксперимент  состоял из трех этапов:

 

1 этап – констатирующий.

 

На этом этапе была проведена  первичная диагностика уровня развития креативности экспериментальной и  контрольной группах.

 

2 этап - формирующий.

 

На этом этапе при проведении сюжетно-ролевой игры в экспериментальной  группе, использовалась специальные  приемы, направленные на развитие креативности у детей старшего дошкольного  возраста. С контрольной группой  на формирующем этапе психологического эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу не включались в сюжетно-ролевую игру.

 

3 этап – контрольный.

 

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития креативности в экспериментальной  и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

 

Задача констатирующего  этапа психологического эксперимента состояла в определении уровня развития креативности старших дошкольников в обеих группах.

 

Для оценки игровых проявлений у детей были использованы критерии развития креативности, разработанные  Торренсом и Гилфордом:

 

Оригинальность, которая  проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

 

Быстрота, как способность  быстро адаптироваться в сложившейся  ситуации;

 

Гибкость, как способность  предложить новое использование  для известного объекта;

 

Вариативность, т. е. способность  предложить различные идеи в той  или иной ситуации.

 

Для аналитической обработки  результатов исследования и получения  количественных показателей были выделены три уровня развития креативности у  дошкольника в игре:

 

Низкий уровень: ребенок  не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при  адаптации к новой игровой  задаче). Использует известный вариант  сюжета.

 

Средний уровень: ребенок  предлагает замысел из известной  сказки, мультфильма, не всегда готов  принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантом сюжета. Затрудняется в предложении нового использования  предметов.

 

Высокий уровень: ребенок  может предложить различные новые  замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант  сюжета, способен предложить новое  использование для известных  предметов и объектов.

 

Для подведения результатов  исследования весь материал был представлен  в форме таблицы. В таблице  фиксировали оценки умений детей  проявлять себя творчески. Для этого  была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень  проявления креативности, двумя баллами  – средний, тремя баллами –  высокий уровень.

 

Для определения уровня креативности в игре, детям, составлявшим экспериментальную  и контрольную группы, были предложены следующие задания:

 

Задание № 1 "способность  оригинально обыграть игрушку". В  группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку  обыграть ее. Например: "К нам сегодня  в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой" (далее см. приложение №4).

 

Для оценки этого задания  были выделены три уровня:

 

I уровень - высокий –  соответствует тому, что игрушка  оригинально обыгрывается, ребенок  быстро, ярко начинает играть  в нее, с желанием принимать  игрушку, рассматривает ее, обращается  к ней особым образом, включает  ее в особый свой собственный  сюжет.

 

II уровень – средний.  Ребенок легко принимает игрушку,  рассматривает ее, использует уже  известный сюжет, новый вариант  не предлагает, может использовать  сюжет предложенный взрослым  или другими детьми.

 

III уровень - низкий. Ребенок  принимает игрушку, просто ходит  с ней, может произвести какие-то  действия, игрушку в сюжет не  включает, новых вариантов сюжета  не придумывает, быстро устает  от игрушки и оставляет ее.

 

Оценка уровней обыгрывания  игрушки проводилась по критериям  развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались  тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом.

 

Результаты вносились  в таблицу (см. приложение № 3).

 

Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как  бы ты играл, если в твою семью приехал  доктор Айболит?" (см. приложение № 5). Для оценки задания были выделены три уровня:

 

I уровень – высокий.  Умение придумать оригинальный  сюжет. Оценивается тремя баллами. 

 

II уровень – средний.  Сюжет заимствован от взрослых  или из мультфильмов – два  балла.

 

III уровень –низкий. Не  умение придумывать сюжет. Оценивается  одним баллом.

 

Для определения уровня креативности использованы критерии развития креативности, описанные выше, результаты также  вносили в таблицу (см. приложение № 3).

 

Для решения второй задачи исследования было необходимо провести беседу с воспитателями. Разработанные  вопросы (см. приложение № 6) для беседы позволят выяснить:

 

Понимают ли воспитатели  значимость игры для психического и  физического развития ребенка.

 

Специфику работы педагога по развитию креативности у дошкольника.

 

Роль педагога в игре: роль стороннего наблюдателя или прямого  участника.

 

Наблюдения за игровой  деятельностью детей и за ролью  педагога в ней оформлялись протоколами (представлены в приложениях).

 

На формирующем этапе  исследования необходимо создать эмоционально-благополучную  атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" можно включить: установка контактов  с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, формирование партнерских  отношений.

 

Для этого следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через  организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование  средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое  внимание уделять становлению нравственных качеств. Например: "Ты знаешь, какой  доброй была Золушка, ты можешь поступить  также хорошо, как поступала она".

 

Участвовать в играх детей  в качестве партнера. В сюжетно-ролевой  игре брать на себя одну из ролей (не обязательно главную) и выполнять  игровые действия в соответствии с ней. Например: "Я – бабушка. Я приехала к вам из Москвы. Внучка, чем ты меня угостишь? А у вас  есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте  сходим в магазин за продуктами и  испечем его…"

 

Не навязывать детям свое мнение о развитии сюжета и поведении  героев, но принимать участие в  обсуждении и планировании дальнейшего  хода игры. Например: " А можно  я буду играть с вами в "больницу". Я буду пациентом. У меня заболит  голова, и врач выпишет мне лекарства. Я пойду за ними в аптеку…".

 

В ходе формирующего эксперимента следует вовлекать в игру малоактивных детей, которые предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения  и правильными могут оказаться  разные ответы, иногда не похожие друг на друга. Стимулировать как можно  большее число разнообразных  ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения.

 

В работе с этими детьми следует выявлять их особенности, попытаться вывести их из состояния малоактивности путем организации совместной с  педагогом игровой деятельности. Предложить ребенку поиграть с набором  голышей, с игрушками из "киндер–сюрприза". Главным условием проведения формирующего эксперимента и развития креативности у дошкольников явилось руководство игрой со стороны воспитателя и при этом предоставление детям свободы и самостоятельности в игре.

 

В процессе сюжетно-ролевой  игры от педагога требуется внесение следующих элементов в игру и  решение соответствующих задач:

 

Развития ролевого диалога.

 

Развитие сюжетосложения у дошкольников.

 

Для развития ролевого диалога  ввести "телефонные" разговоры  персонажей. Например:

 

Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас  ни кто не болен). Я знаю, но вашей  дочери пора сделать прививку. (А  когда мы к вам должны придти?) Завтра утром…"

 

Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у  вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете  парного молока….

 

Для развития сюжетосложения провести с детьми старшего дошкольного  возраста игру – придумывания. При  этом постави следующий вопрос: "Что  и как придумывать?"

 

В совместной игре с детьми постепенно переводить их ко все более  сложным преобразованиям знакомого  сюжета, а затем и к совместному  придумыванию нового.

 

Для этого сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение  рассказа партнера. Предложить "вспомнить" вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной  обстановке, без оценок качества детской  речи и требований полноты рассказа. Важного чтобы ребенок передал  общий смысл очередного события. После его изложения предложить передать "ход" другому ребенку. Если дети забыли часть сказки, можно  включиться вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…"

Информация о работе Психологическое консультирование