Президент и исполнительная власть в Росии: порядок взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 04:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что, нынешний этап России является этапом революционных перемен и реформ. После крушения советской власти в 90-е годы, началось реформирование всех сфер общественной жизни, которое длится и по сей день. Современная власть уже ищет пути построения не советского, а демократического российского общества.
Однако большинство попыток реформирования оканчивают не совсем удачно. Одной из причин этого является состояние органов исполнительной власти, на которые, зачастую, и возложено проведение той или иной реформы.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………...…3
1. Институт Президента……………………………………………...5 1.1. История Президентства РФ ………………………….….…..…5
1.2. Основные функции Президента……..…..………………….…7
1.3. Полномочия Президента………… ……………………………..9
2.Исполнительная власть………………………………………….…..13
2.1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ.…………13
2.2. Органы исполнительной власти и их полномочия…………16
3. Президент РФ и исполнительная власть в России............................20
3.1.Компетенция Президента в отношении исполнительных органов государственной власти………………….……………………….20

3.2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти………………………………………………………………………….22

Заключение.............................................................................................31
Список литературы……….……………..………………………..…33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.46 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Исполнительная власть.

 

2.1. Понятие и признаки исполнительной  власти РФ.

 

           Назначение исполнительной власти - это прежде всего осуществление  законов и политики государства  во всех сферах его ведения.  Как правило, государство ответственно  за состояние общества и в  предмет своего ведения включает  все сферы социально-экономического, культурного развития страны. Государство  - важнейший институт общества, которое  часто называют гражданским обществом.

          Исполнительная власть - это основной рабочий механизм, реализующий политику государственной власти как целостной системы (единства всех ветвей и уровней власти) и законы, которые эту политику выражают. В реальности исполнительная власть - это система государственных органов, деятельность которых обеспечивается составом государственной службы и иных служащих, выполняющих определенные их правовым статусом действия. Деятельность аппарата исполнительной власти обеспечивает выполнение функций органов этой ветви власти.

До того как Конституция РФ 1993г, установила, что государственная власть в  стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную (ст. 10 Конституции РФ), вопрос о том, какому именно звену государственного механизма, построенному на началах  разделения властей, поручается государственная  деятельность, решался очень просто: на различных уровнях государственной  организации была построена и  соответствующим образом функционировала  система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно — государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.         Соответственно органы государственного управления являлись основными субъектами административного права.

         Конституция РФ 1993г. вместо термина  «государственное управление» ввела  в оборот понятие «исполнительная  власть». И теперь конституционные  нормы содержат ряд общих положений,  из содержания которых можно  получить известное представление,  как о самой исполнительной  власти, так и о реализующих  её органах. Так, ст. 77 (ч. 2) Конституции  РФ говорит о том, что в  пределах ведения Российской  Федерации и субъектов Федерации  федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов РФ образуют  единую систему исполнительной  власти в РФ.

 

          Для исполнительной власти характерны следующие признаки:

       1. Исполнительная власть представляет  собой относительно самостоятельную  ветвь единой государственной  власти Российской Федерации,  тесно взаимодействующую с законодательной  и судебной ее ветвями. Разделение  властей нельзя признавать абсолютным, доводя дело до признания полной  независимости каждой ветви. Все  они взаимосвязаны, но нельзя  заменять одну ветвь власти  другой.     

      2. Исполнительная власть не может  отождествляться с административной  властью. Подобное отождествление  неправомерно, так как административная  власть, как правило, связывается  с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.

       3. Отличительным признаком исполнительной  власти является то, что власть  реализуется в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоисполнительного характера.  
      4. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации базируется на принципе федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. 

В соответствии с принципом федерализма действующая  система исполнительной власти состоит  из следующих звеньев:

1. Федеральные  органы исполнительной власти  Российской Федерации:

  • Правительство Российской Федерации.
  • Федеральные министерства.
  • Государственные комитеты Российской Федерации.
  • Федеральные комиссии России.
  • Федеральные службы России.
  • Федеральные надзоры России.
  • Иные федеральные органы исполнительной власти.

2. Органы  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации (республик,  краев, областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов) — это:

    • правительства республик и других субъектов Федерации;
    • администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

5. Исполнительная  власть олицетворяется в деятельности  специальных субъектов, наделенных  исполнительной компетенцией. Соответственно  исполнительная власть представлена  в государственно-властном механизме  органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов федерации образуют  единую систему исполнительной  власти в Российской Федерации  (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные конституционные  границы, необходимые для понимания  субъектной характеристики исполнительной  власти.

    6. Функции исполнительной власти  связаны с практической реализацией  законов в общегосударственном  масштабе, для чего используется  определенная часть государственно-властных  полномочий. Другая часть таких  полномочий приходится на долю  законодательной и судебной властей.  Следовательно, исполнительную власть  можно характеризовать в качестве  подсистемы в рамках системы  единой государственной власти  или же ее механизма. Действующим  законодательством фиксируются  функции не самой исполнительной  власти, как государственно-правового  института, а субъектов, реализующих  ее на том или ином уровне  государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).            7.Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, полиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.п.

       

2.2. Органы исполнительной власти  и их полномочия

 

     Орган исполнительной власти  – это организация, которая,  являясь частью государственного  аппарата, имеет свою структуру,  территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке,  установленном законом или другим  нормативным правовым актом, использует  определенные методы в работе, наделена правом выступать по  поручению государства, и призвана  в порядке исполнительной и  распорядительной деятельности  осуществлять повседневное руководство  экономической, социально-культурной  и административно-политической  сферами жизни общества.

       Являясь самостоятельной частью  государственного аппарата, органы  исполнительной власти обладают  характерными для себя определёнными  признаками, позволяющие составить  точное представление о них  (рисунок 1).

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1

 

 

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры1.

Поэтому органы исполнительной власти подразделяются на:

  1. органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);
  2. органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

        Каждый орган  исполнительной власти имеет  внутреннюю структуру, территориальный  масштаб деятельности и компетенцию.

       Внутренняя структура  органа исполнительной власти  включает в себя руководителя  и его заместителей, коллегиальный  орган управления и работников  аппарата (структурные и другие  подразделения).

 

В учебной  литературе органы исполнительной власти принято квалифицировать так:

 

 

Рисунок 2

 

 

Вспомогательные органы действуют при основных органах  внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные  и координационные.

Консультативные занимаются предварительным рассмотрением  вопросов, готовят по ним предложения  юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться  на постоянной или временной основе и включать как государственных  служащих, так и экспертов, представителей общественности.

Координационные органы образуются в виде правительственных  или межведомственных комиссий для  подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или  требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны  для всех представленных в них  органов.

           В последнее десятилетие стало  сильно проявляться неразбериха  в структуре государственных  органов, что выражается в огромном  количестве упрёков, адресованных  аппарату управления, касающихся  деятельности различных органов.  В конечном счёте, это «снижает  эффективность управления и его  воздействие на общественные  процессы»2.   Выполняя свои управленческие задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но вправе и сами издавать в пределах своей компетенции правовые акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью.

Действуя  в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной  юридической самостоятельностью3.

 

 

 

 

 

3. Президент РФ и исполнительная власть в России.

 

 

3.1.Компетенция Президента в отношении исполнительных органов государственной власти.

 

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации (ч.1 ст.110 Конституции РФ). Состав, полномочия, организация деятельности, обеспечение  деятельности и другие вопросы деятельности Правительства регулируются ФКЗ  «О правительстве Российской Федерации».

Согласно п. «а» ст.83 Конституции  РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. После трехразового отклонения Думой представленных кандидатур Президент наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить  самостоятельно. По предложению Председателя Правительства Президент назначает  на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ, занимая, тем самым, место его Председателя (п.«б»  ст.83). Этим Президент осуществляет непосредственное руководство Правительством.

В ст.32 ФКЗ «О Правительстве» закреплено положение о том, что Президент  РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных  дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных  бедствий, утверждает по представлению  Председателя Правительства РФ положения  о них, назначает их руководителей. В Указе Президента РФ от 20.05.2004 года «Вопросы структуры федеральных  органов исполнительной власти»  конкретно определены такие органы: МВД РФ, Министерство РФ по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий, МИД РФ, Министерство обороны РФ, МинЮст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Федеральная служба РФ по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность данных органов.

Информация о работе Президент и исполнительная власть в Росии: порядок взаимодействия