Президент РФ и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 06:41, курсовая работа

Описание работы

Статус Президента Российской Федерации в исполнительной власти РФ определяется в первую очередь Конституцией Российской Федерации.
Президент Российской Федерации как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти. Главе государства предоставлено право назначать и освобождать от должности высших руководителей практически всех органов исполнительной власти.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Президент Российской Федерации
1.1. Статус Президента РФ
1.2. Полномочия Президента РФ
Глава 2. Исполнительная власть в Российской Федерации
2.1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ
2.2. Полномочия органов исполнительной власти в РФ
Глава 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

президент рф и исполнительная власть.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

 

Курсовая работа

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

ПРЕЗИДЕНТ РФ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

 

 

 

 

 

Студента_________________________

(курс, группа)

                                                                                                _________________________________

(Ф.И.О.)

                                                                                                                                         Научный руководитель     _____________

 

                                                                                                   _________________________________

                                                                                                                               (ученая степень, должность, фамилия, инициалы)

                                                                                      

Курсовая работа                              Курсовая работа

Допущена к защите                     защищена с оценкой «______________»

__________________     _________________________________

подпись руководителя                              подпись руководителя

«____»__________201  г.                          «____»_____________201  г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк,  201__г.

Содержание:

Введение

Глава 1. Президент Российской Федерации

    1. Статус Президента РФ
    2. Полномочия Президента РФ

Глава 2. Исполнительная власть в Российской Федерации

2.1. Понятие и признаки  исполнительной власти РФ

2.2. Полномочия органов исполнительной власти в РФ

Глава 3. Президент Российской Федерации и исполнительная власть

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России формируется  правовое государство, которое должно представлять собой систему органов  и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Сущность и структура  государственной власти юридически закрепляются в Конституции и  конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

На ветвь исполнительной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Статус Президента Российской Федерации  в исполнительной власти РФ определяется в первую очередь Конституцией Российской Федерации.

Президент Российской Федерации как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти. Главе государства предоставлено право назначать и освобождать от должности высших руководителей практически всех органов исполнительной власти.

 

 

Глава 1. Президент  Российской  Федерации

    1. Статус Президента РФ

Конституция  РФ  определяет  статус  Президента  РФ  как  главы  государства.  Президент  РФ  осуществляет  государственную  власть,  «возвышаясь»  над  всеми тремя ветвями государственной   власти:   законодательной,   исполнительной   и   судебной. Президент, выполняя  важнейшие государственные   функции, не  входит  в систему какой-либо  ветви государственной власти.

Как глава государства  Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.

Президент Российской Федерации  в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст. 83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве.

Президент взаимодействует  с Государственной Думой и  Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия Президента – это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции.

 Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно.

Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды.

 Конституция отводит  Президенту особую роль в деле  защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.

 В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.

Характеризуя конституционный  статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. «Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе»1. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент Российской Федерации как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. «Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов»2.

    1. Полномочия Президента РФ

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, вытекающих из его  статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают  по сути дела все стороны государственной  деятельности.

Основные полномочия Президента Российской Федерации:

- Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ

(ст. 83 Конституции РФ):

1.Президент в соответствии  с Конституцией назначает Председателя  Правительства Российской Федерации  с согласия Государственной Думы. Представление Президента по  данному вопросу вносится в  Государственную Думу не позднее  двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;

2.Президент имеет право  председательствовать на заседания  Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3.Президенту принадлежит  право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства.

4.В особую группу  можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать  и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне.

- Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти (ст. 84 Конституции РФ):

1. Президент Российской  Федерации как глава государства  с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы.

2. Исходя из роли  арбитра между тремя ветвями  власти, Президент Российской Федерации  вправе прибегать к согласительным  процедурам и другим методам  преодоления кризисов и разрешения  споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации.

3.Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.

4.Президент обладает  правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить  законопроекты в Государственную  Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.

5.Президент Российской  Федерации наделен правом вносить  предложения о поправках и  пересмотре положений Конституции  России.

6.На Президента возложена  обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.

 

- Полномочия Президента РФ в области внешней политики:

1. Президент представляет  Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты.

2.Президент назначает  и отзывает дипломатических представителей  России в иностранных государствах  и международных организациях.

3. Президент подписывает  международные договоры. Международные  договоры Российской Федерации - составная часть российской правовой системы.

- Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ:

1.Президент определяет  основные направления военной  политики государства, осуществляет  руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями.

2. Президент утверждает  план гражданской обороны Российской  Федерации, а также планы дислокации  Вооруженных Сил и других войск,  размещение военных объектов.

3.Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности.

4.Как Верховных Главнокомандующий  Вооруженными Силами Президент  в пределах своих полномочий  издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

5.Президент Российской  Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);

6.Президент Российской  Федерации вводит своим Указом  военной положение на всей  территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.

Информация о работе Президент РФ и исполнительная власть