Президент и исполнительная власть в Росии: порядок взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 04:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что, нынешний этап России является этапом революционных перемен и реформ. После крушения советской власти в 90-е годы, началось реформирование всех сфер общественной жизни, которое длится и по сей день. Современная власть уже ищет пути построения не советского, а демократического российского общества.
Однако большинство попыток реформирования оканчивают не совсем удачно. Одной из причин этого является состояние органов исполнительной власти, на которые, зачастую, и возложено проведение той или иной реформы.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………...…3
1. Институт Президента……………………………………………...5 1.1. История Президентства РФ ………………………….….…..…5
1.2. Основные функции Президента……..…..………………….…7
1.3. Полномочия Президента………… ……………………………..9
2.Исполнительная власть………………………………………….…..13
2.1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ.…………13
2.2. Органы исполнительной власти и их полномочия…………16
3. Президент РФ и исполнительная власть в России............................20
3.1.Компетенция Президента в отношении исполнительных органов государственной власти………………….……………………….20

3.2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти………………………………………………………………………….22

Заключение.............................................................................................31
Список литературы……….……………..………………………..…33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.46 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Международная  академия бизнеса и управления»

 

 

Кафедра «Экономики и управления»

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

Форма обучения: Очная

 

 

КУРСОВОЙ   РАБОТА

 

по  дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

по теме: «Президент и исполнительная власть в России: порядок взаимодействия».

 

 

 

Исполнитель:

Студентка: Тагирова Т.Р.

4 курса

Проверила:

Биткина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  – 2013

 

 

содержание.

 

 

    Введение….……………………………………………………………...…3

1. Институт Президента……………………………………………...5 1.1. История Президентства РФ ………………………….….…..…5

1.2. Основные функции Президента……..…..………………….…7

    1.3. Полномочия Президента………… ……………………………..9

2.Исполнительная власть………………………………………….…..13

       2.1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ.…………13

      2.2. Органы исполнительной власти и их полномочия…………16

3. Президент РФ и исполнительная власть в России............................20

  3.1.Компетенция Президента в отношении исполнительных органов государственной власти………………….……………………….20

 

3.2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти………………………………………………………………………….22

 

Заключение.............................................................................................31

Список  литературы……….……………..………………………..…33

 

Введение

 

Актуальность исследования заключается  в том, что, нынешний этап России является этапом революционных перемен и реформ. После крушения советской власти в 90-е годы, началось реформирование всех сфер общественной жизни, которое длится и по сей день. Современная власть уже ищет пути построения не советского, а демократического российского общества.

Однако большинство попыток  реформирования оканчивают не совсем удачно. Одной из причин этого является состояние органов исполнительной власти, на которые, зачастую, и возложено  проведение той или иной реформы.

В России слишком большой государственный  аппарат, это и является проблемой рассмотрения данной темы. Одни повторяют цели и задачи друг друга, другие либо не справляются со своими обязанностями, либо их цели и задачи четко не определены. Для решения этой проблемы, необходимо упорядочивание всей системы государственного управления. Ведь для того, чтобы провести преобразования, нужно иметь правильно функционирующую систему органов управления, на плечи которых и ложится большинство реформ. Отсюда можно сделать вывод, что,  знание системы органов исполнительной власти имеет колоссальное значение, чтобы объективно оценить как конкретный орган исполнительной власти, так и всю систему.

А актуальность рассмотрения института  президентства, основывается на том, что  Президент, как глава государства, является самым важным и ответственным  за действия всех ветвей власти, в том  числе и исполнительной власти. Именно поэтому необходимо рассмотреть  порядок взаимодействия органов  исполнительной власти и Президента.

Задачами исследования можно выделить следующие: классификация органов  исполнительной власти и изучение их полномочий, рассмотрение института  президентства, как высшего органа государственной власти, и выделение основных функций Президента, и наконец, определение компетенции Президента, в отношении органов исполнительной власти.

Цель данной работы заключается  в том, чтобы разобраться, а как  всё таки взаимодействуют глава  государства и одна из ветвей власти, какие проблемы стоят перед ними, что входит в обязанности Президента, и что входит в обязанности  исполнительной власти.

 

Институт Президента РФ.

 

1.1.История Президентства.

 

Институт президентской  власти сравнительно новое явление  для российской государственности. До февраля 1917 г. наша страна представляла собой абсолютную монархию.

         Вместе с тем следует отметить, что в монархической России выдвигались конституционные идеи, предлагались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением в стране поста президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России; часть из них нашли свое реальное воплощение на практике в условиях современности. К такого рода проектам относится, например, проект конституции, который был подготовлен крупнейшим государственным деятелем П.А. Столыпиным. Процедура введения поста президента предусматривалась и в документах комиссии для подготовки проекта конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством Н.И. Лазаревского после падения самодержавия в России в 1917 г. В них устанавливалось, что временная исполнительная власть до установления основных законов возлагалась на временного президента. Он избирался Учредительным собранием и осуществлял свои полномочия под его надзором и при содействии Совета министров. Вместе с тем каких-либо действенных контрольных, надзорных мер со стороны парламента, правительства за президентом не устанавливалось. Президент наделялся обширными полномочиями. Он, в частности, обладал правом законодательной инициативы.        В целом следует констатировать, что институт президента был органически чужд советской системе. "С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента". Президиум Верховного Совета СССР во главе с его Председателем формально играли роль коллегиального главы государства. Но на практике этот орган не был самостоятельным. Он являлся придатком партийного аппарата.           Вопрос, о введении поста Президента в СССР был решен в марте 1990г., III Съездом народных депутатов, которые приняли закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР».          Учреждение поста президента в нашей стране, как отмечается в научной литературе, определялось рядом объективных и субъективных факторов: задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности, оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка.        Конституция РФ 1993 г. по-новому определяет статус Президента РФ. По сравнению с ранее существовавшим произошло своего рода "отделение" его от исполнительной власти. В тексте Основного закона 1993 г. уже нет ранее существовавшего положения о том, что Президент является главой исполнительной власти РФ. Важнейшее, основополагающее значение здесь имеют конституционные формулы, закрепленные в ст. 80. Это прежде всего положение о том, что Президент РФ является главой государства. Далее в обобщенной форме установлены его важнейшие функции в обществе и государстве. На первое место поставлена позиция о том, что Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.    При определении сущности власти Президента следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, Конституция РФ 1993 г. не относит Президента ни к одной из традиционных ветвей власти. Вместе с тем ряд элементов этих властей присутствует в его деятельности. Во-вторых, опираясь на Конституцию, можно говорить об особой ветви президентской власти. Это вытекает из текста ст.11, которая говорит о обособленной государственной власти Президента.

 

                                1.2. Основные функции Президента   Основные функции Президента как главы государства определены Конституции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

б) в установленном  Конституцией Российской Федерации  порядке, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

в) в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства;

г) как  глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая  из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором  все органы государства выполняют  свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к  любому Федеральному органу власти и  органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в  соответствие с Конституцией РФ.

Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию  РФ, а когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы  граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и  обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время.

Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать  по своему усмотрению. Дискреционная  власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства  не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям.

Столь же широко сформулирована в Конституции  РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной  целостности. И здесь Президент  должен действовать в пределах своих  полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются  дискреционные полномочия, без которых  цели общей функции не могут быть достигнуты.

Сложной и ответственной является функция  Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ играет роль судьи, если основные власти не находят согласованных  решений или порождают конфликты  во взаимоотношениях. Эта функция  важна для взаимодействия органов  государственной власти, как на федеральном  уровне, так и на уровне отношений  органов власти Федерации и субъектов  РФ и между различными субъектами РФ.

Также Президент  определяет основные направления внешней  и внутренней политики государства, в соответствии с Конституцией.

 

 

                   

 

1.3. Полномочия Президента  РФ.

           Президент  наделён широкими полномочиями  лица, возглавляющего исполнительную  власть государства. И именно  благодаря полномочиям и происходит  осуществление статуса и функций  Президента, а важность и многообразие  его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий.

             Можно выделить основные направления  полномочий Президента РФ:

 

Сфера деятельности

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая  группа полномочий Президента РФ включает в себя:

 

  • Президент назначает выборы Государственной Думы;
  • Может распускать её в случаях, предусмотренных Конституцией (ст. 84 Конституции);
  • Вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • Подписывает и обнародует федеральные законы;
  • Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора;
  • Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
  • Ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ.

 

 

Вторая  группа полномочий:

 

  • Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • Имеет право председательствовать на заседании правительства;
  • Принимает решение о его отставке;
  • Учреждает по предложению председателя правительства структуру федеральных органов исполнительной власти и персональный состав правительства (и федеральных министров);
  • Отменяет постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента России;
  • Принимает или отклоняет отставку правительства.

 

Третья  группа полномочий:

 

  • Президент возглавляет Вооруженные силы РФ- он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ;
  • Утверждает военную доктрину страны;
  • Формирует и возглавляет Совет безопасности, статус которого определяется федеральным законом;
  • В случае агрессии против России или непосредственной угрозы вводит свои указом на территории страны или в отдельных её местностях военное положение (указ утверждается Советом Федерации);
  • Осуществляет руководство внешней политикой республики;
  • Ведет переговоры и подписывает ратифицированные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей;
  • Назначает и освобождает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
  • Как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

 

Четвертая группа полномочий:

 

  • Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, передать в случае не достижения  согласованного решения разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
  • В праве приостановить действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции  и федеральным законам, международным обязательствам России;
  • Обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

 

И, наконец, пятая группа полномочий включает в  себя:

 

  • Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • Принимает решение от отставке Правительства РФ;
  • Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ. Ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от неё заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • Формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;
  • Формирует Администрацию Президента РФ;
  • Назначает и освобождает полномочных председателей Президента;
  • Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора;
  • Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ;
  • Назначает и освобождает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
  • Награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

Информация о работе Президент и исполнительная власть в Росии: порядок взаимодействия