Президенциализм и политический режим: авторитарные тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

XX век стал веком торжества демократии, так как именно в этом столетии были разрушены основные тоталитарные системы, и большое количество стран отказались от авторитарного пути развития и встали на путь демократизации. Влияние демократизации вслед за странами Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки распространилось и на республики бывшего Советского Союза. Процессам освобождения от власти различного рода авторитарных режимов сопутствует укрепление влияния демократических лозунгов, становление демократических институтов.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3
1. Институт президентства и политический режим: характер взаимодействия …………….8
1.1. Президенциализм и политический режим ………………………………………………..8
1.2. Президенциализм versus парламентаризм: теоретическая дискуссия………….............16
2. Президентская система на постсоветском пространстве….................................................24
2.1. Президентская система в России и странах СНГ: логика развития.................................24
2.2. Авторитарные тенденции и политические последствия президенциализма..................32
3. Президентская республика как форма политических трансформаций
в странах СНГ…………………………………………………………………………………..40
3.1. Проблемы президентских режимов в странах СНГ …….………………………………40
3.2. Другие факторы роста авторитарных тенденций ………………………………….……50
Заключение...................................................................................................................................56
Список литературы......................................................................................................................60
Приложение …………………………………………………………………………………….65

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

Фактически негосударственные  газеты были выброшены из типографий, и из распространения. Самые массовые негосударственные общественно-политические издания Беларуси вынуждены печататься за границей и распространяться собственными силами.

Следующая составляющая это принятие законов о выборах  и партиях, максимально благоприятных для власти и неблагоприятных для оппозиции. Во-первых, через установление трудных условий для регистрации партий, позволяющих не регистрировать неудобные партии, и высоких барьеров для прохождения партийных списков в парламент. С 2007 года в Российской Федерации на выборы в региональные законодательные собрания, и Госдуму устанавливается 7% заградительный барьер. Такой высокий барьер существенно снижает представительный характер российской избирательной системы.

Политические  партии Республики Беларусь лишены возможности ведения конкурентной борьбы в парламенте и местных органах власти, возможности агитировать своих избирателей с помощью средств массовой информации, в том числе и электронных. Исследователь В. Ровдо полагает, что возможности политических партий оказались ограниченными из-за драконовского законодательства, принятого в Беларуси против организаторов демонстраций и митингов.52

Президентская власть, в Киргизии не сумев подчинить  своей воле парламент, в состав которого попадали активные оппозиционные депутаты, реализовала хитроумную комбинацию. Численность парламента была сокращена до 75 депутатов, что увеличило избирательные округа. Новые округа были сформированы таким образом, чтобы затруднить избрание оппозиционных депутатов. Кроме того, в условиях горной республики, любое укрупнение избирательных округов на руку тем кандидатам, которые опираются на административный ресурс, и представители власти получают заведомую фору в плане воздействия на электорат.

Во-вторых, через  принятие законов, дающих возможность снимать неугодных кандидатов. В Казахстане был принят закон, позволяющий снимать кандидатуру лица, совершившего в течение года перед выборами любое административное нарушение.53 В РФ с дистанции на выборы президента  был снят Ю. Скуратов за то, что не указал бумагах, что он профессор.

В-третьих, установление контроля над избирательными комиссиями и создание системы манипуляций  с результатами выборов и референдумов. К разного рода махинациям с результатами народных голосований власти прибегают в большинстве стран СНГ. К махинациям прибегают даже тогда когда и без того ясно, что реальные результаты голосований полностью соответствуют желаниям президентов. В 1996г. выдвинутый президентом Беларуси Лукашенко проект конституции был вынесен на референдум, где набрал 70,5 % голосов. Имели место и массовые фальсификации, однако, по оценкам наблюдателей, они не оказали заметного влияния на исход голосования.54 Так крупной «помаркой» на Украине стал сомнительный референдум апреля 2000г. Проведенный референдум поддержал предложения Л. Кучмы о расширении его полномочий, однако итоги референдума не были претворены в жизнь.55

В РФ манипулирование  выборами осуществляется широким набором  квазизаконных методов обеспечения  «нужного результата»: создание неравных условий для кандидатов «партии власти» и оппозиции, прямые фальсификации, снятие с дистанции неугодных кандидатов. А также множество случаев «добровольного» отказа от участия в выборах, когда «ненужный» кандидат вызывается к «начальству» и ему предлагается отказаться от своих амбиций.56

В ноябре 2005г. по инициативе президента Армении Кочаряна был проведен референдум о принятия поправок к Конституции. По заявлениям оппозиционных сил результаты референдума были сфальсифицированы. Группа международных наблюдателей также отметила, что чрезвычайно низкая электоральная активность не соответствовала высоким цифрам, которые были представлены избирательными комиссиями.57

В-четвертых, через  создание пропрезидентских партий. На ранних этапах развития режимов президенты дистанцируются от политических партий, стремясь предстать президентами всего народа. Однако по мере эволюции возрастает потребность в партиях как механизме определения лояльности, подбора кадров и дополнительного рычага управления.

Пропрезидентские  партии фактически лишены какой-либо идеологии  и программ кроме идеологии и программы поддержки власти. В России это – «Единая Россия», в Казахстане – «Нур Отан», в Азербайджане – «Ени Азербайджан», в Таджикистане – «Народно-демократическая партия», Беларуси – «Коммунистическая партия Беларуси». Исключение составляют – режимы Туркмении и Узбекистана, где президенты изначально создали «свои» партии на основе партийной организации КПСС.

В Российской Федерации  с началом президентства Путина «партия власти» преобразованная  в «Единую Россию» контролирует большинство мест в Государственной Думе, и поддерживает почти все президентские законопроекты независимо от их содержания.

В Азербайджане, большинство мест в парламенте (58 из 125) сегодня принадлежит правящей партии «Ени Азербайджан», лидером которой является президент И. Алиев. В целом оппозиционные партии получили на 5 лет около 20 мандатов парламента третьего созыва. Расстановка политических сил в парламенте и ход его работы свидетельствуют, что Милли меджлис находится под контролем власти, так как независимые депутаты, как правило, единогласно принимают любые законопроекты, инициируемые ею.

Особый интерес представляет ситуация с псевдомногопартийностю. Так в  Казахстане, наряду с пропрезидентской партией «Нур Отан», есть и «дополнительные» -   «Ак жол», «Общенациональная социал-демократическая партия», «Руханият» и другие. Однако могут возникать и новые, например, перед парламентскими выборами 2004г. появилась партия «Асар», которую возглавила дочь президента. В результате создается иллюзия яркой палитры партий и бурной партийной жизни. На парламентских выборах партия «Асар» не заняла и второго места, а в 2006 году влилась в партию президента. На парламентских выборах 2007г. пропрезидентская партия одержала оглушительную победу. В парламент не прошли как маргинальные партии («Руханит», «Коммунистическая народная»), так и оппозиционные («Ак жол» и ОСДП).

Тон в работе парламента Грузии с 2004г. задает пропрезидентское большинство, сформировавшееся вокруг фракции «Национальное движение – Демократы». К «большинству» со временем примкнули фракция «Регионы Грузии» и часть независимых депутатов. В результате у председателя парламента Н. Бурджанадзе, как и у президента Саакашвили, редко случаются проблемы с принятием особо важных решений.58

Третьей составляющей модели являются репрессии против представителей, как  оппозиции, так и членов правящей группы.  За два года до президентских  выборов 2001г. в Беларуси пропали без вести наиболее опасные для режима политические конкуренты, а один из вероятных претендентов на пост президента от объединенной оппозиции Г. Карпенко неожиданно скончался от сердечного приступа. После переизбрания Лукашенко на новый срок усилились репрессии против известных хозяйственных руководителей, которые недостаточно усердно поддерживали главу государства во время выборов. В стране действует более 20 государственных проверяющих структур, которые собирают «компромат» на чиновников и хозяйственных руководителей. МВД, Прокуратура и КГБ активно используются властями для ведения политического сыска и осуществления выборочных акций устрашения против видных противников режима.59

В Туркменистане в середине 1990-х  годов были истреблены многие региональные группировки и их лидеры, причем применялись все более жесткие меры (аресты, лишение имущества). Покушение на президента Ниязова в ноябре 2002г. было использовано властью для варварского преследования всех инакомыслящих, которых обвинили в причастности к этому акту. По свидетельствам очевидцев к задержанным применялись пытки и психотропные вещества.60

На политической арене Казахстана в 2001г. о себе заявила новая оппозиционная  сила – движение «Демократический выбор Казахстана». Акции объединения стали набирать большое число сторонников, и оппозиционерам удалось инициировать широкую общественную дискуссию по проблеме коррупции в президентских структурах. В результате лидеры движения «Демократический выбор Казахстана» М. Аблязов и Г. Жакиянов были привлечены к суду и осуждены по достаточно спорным обвинениям, за которыми просматривалась политическая месть и стремление запугать оппозиционные элитные группы.61

В Азербайджане 1990-х годов преследования, имеющие политический подтекст, стали массовыми и жестокими по своему характеру даже по сравнению с советским периодом. Одной из причин широкого распространения политических преследований стал режим президента Г. Алиева после его прихода к власти в июне 1993 года. За неполных два года в стране были устранены многие потенциальные политические оппоненты Г.Алиева, прошли десятки судебных процессов, на которых по политическим мотивам осуждены сотни людей. Только по официальным данным за 1995-1997 гг. было осуждено 683 человека, «арестованных из соображений государственной безопасности».62

В Республике Кыргызстан имели место  преследования активистов гражданского движения. Многие, из которых обвинялись в распространении листовок, «порочащих честь президента» в ходе избирательной  кампании 1995г. Лидеры партий, редакторы независимых газет, журналисты были арестованы во время проведения предвыборной агитации в пользу кандидата в президенты М. Шеримкулова, и осуждены по обвинению в распространение листовок, дискредитирующих президента РК Акаева.63

В Узбекистане члены руководства и активисты оппозиционной политической партии «Эрк» были арестованы по обвинению в подготовке государственного переворота. Реальной причиной ареста было издание и распространение оппозиционной литературы.64

Таким образом, главными составляющими модели свойственной большинству стран СНГ являются: контроль власти над влиятельными СМИ; наличие жесткого партийного законодательства; контроль над избирательными комиссиями и манипулирование выборами; наличие пропрезидентских партий в парламенте; использование насильственных методов подавления политических противников и оппозиционных сил.

Из множества дефиниций демократического правления к числу основных принципов, без которых невозможно говорить об успешном движении того или иного  государства по пути демократического перехода относятся – уважение основных прав человека, честные и открытые свободные выборы в условиях в условиях равноправной конкуренции политических сил за голоса избирателей, правовой характер государства, соблюдение прав интересов меньшинств, разделение власти  на законодательную, исполнительную и судебную. Многие из этих признаков тесно связаны с парламентской системой, и огромное влияние на успешность демократического перехода оказывают политические партии. Партия, как писал М. Дюверже, доносит до правительства мнение народа, она делает решения правительства понятными народу.65

Между тем большинство конституций государств СНГ предусматривают непартийный характер организации государственной власти. Беспартийная президентская власть опирается на группу поддержки, которая имеет большинство в парламенте. Однако, ни парламентское большинство, ни парламентская коалиция не обладают правом формировать правительство. От этих партий практически ничего не зависит в назначениях на высшие государственные посты, выработке стратегии государственного развития, решения вопроса преемственности власти. Они есть функция от президента и его ближайшего окружения. На выборах эти партии всецело зависят от административных  и иных ресурсов, предоставляемых в распоряжение верховной властью. Представительство этих партий в парламенте определяется степенью публичной популярности и административной силы президента.

Наряду с партиями власти практически  везде существуют малые партии. Однако неравноправная конкуренция не оставляет таким партиям серьезных шансов на получение верховной власти. Методы подавления конкурентов варьируются от изменения законодательства затрудняющего оппозиции условия борьбы за власть до жесткого зажима оппозиции вплоть до судебных расправ по коррупционным основаниям или обвинениям в антигосударственной деятельности. Под контролем власти находится пресса и другие политические ресурсы.

Институциональный дизайн стран СНГ  позволяет президентам корректировать законы по-своему усмотрению, вести, собственную политику не опасаясь недовольства, как со стороны оппонентов, так и оппозиции. Отсутствие у парламента полномочий по формированию правительства в значительной степени лишает выборы своего основного смысла, существующего в партийных демократиях, когда целью предвыборного марафона является смена утратившего поддержку правительства и его курса. У граждан отсутствует реальная возможность такого выбора, который был бы способен повлиять, например, на изменение социально-экономической ситуации в стране или защитить их интересы. Статус и полномочия парламентов не позволяет эффективно контролировать президента и правительство. Система сдержек и противовесов фактически не действует, а принцип разделения властей, с внушительными полномочиями президентов, сводится «на нет».

Таким образом, политическая практика стран СНГ обнаруживает авторитарную модель власти. Основой такой модели в каждой из стран является монополия  президента и его личного окружения  на управление государством. Однако такие  авторитарные режимы, несмотря на использование методов поддержания политической стабильности,  подвержены политическому кризису, связанному с проблемой передачи власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Президентская республика  как форма политических трансформаций

в странах СНГ

3.1. Проблемы президентских режимов в странах СНГ

По мере укрепления режимов в  странах СНГ наиважнейшей задачей президентов становится обеспечение безальтернативности собственной власти. Это подразумевает последовательное расширение сферы безальтернативности. От безальтернативных президентов развитие идет к безальтернативным парламентам, затем к безальтернативным партиям, безальтернативным СМИ. Целью президентов становится сохранение личной власти и ее продление. Такое продление осуществляется с помощью внесения изменений в конституции или проведение референдумов.

Информация о работе Президенциализм и политический режим: авторитарные тенденции