Авторитарный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Политический режим является одним из важнейших составных формы государства. Теоретики государства и права выделяют политических режимов несколько видов, подразделяя их на две большие категории, а именно демократические и недемократические.
Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный и авторитарный.
В данной контрольной работе рассмотрим подробно авторитарный режим.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность и отличительные черты политического авторитаризма. Разновидности авторитарных режимов………………………………………..4
2. Сильные и слабые стороны авторитаризма. Реформаторские возможности современных авторитарных режимов…………………………………………6
3. Реформаторские возможности авторитаризма…………………………….7
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 29.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Сущность и отличительные черты политического авторитаризма. Разновидности авторитарных режимов………………………………………..4

2. Сильные и слабые стороны авторитаризма. Реформаторские возможности современных авторитарных режимов…………………………………………6

3. Реформаторские возможности авторитаризма…………………………….7

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, выступает политический режим. В самом общем виде объем этой категории охватывает совокупность методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни.

Политический  режим является одним из важнейших составных формы государства. Теоретики государства и права выделяют политических режимов несколько видов, подразделяя их на две большие категории, а именно демократические и недемократические.

Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный и авторитарный.

В данной контрольной  работе рассмотрим подробно авторитарный режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и отличительные черты политического авторитаризма. Разновидности авторитарных режимов.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. Авторитарный режим — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

         Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1)Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность  власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3) опора (реальная  или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4)Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5)Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Авторитарные  режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.   Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе ( Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями(Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.

В современных  условиях пост социалистических стран  “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

 

  1. Сильные и слабые стороны авторитаризма. Реформаторские возможности современных авторитарных режимов.

В конце 80 –  начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический интерес  к авторитаризму в связи с  крахом преимущественно тоталитарных политических систем в большинстве  коммунистических государств мира. Попытки  многих из них, в том числе России, быстро, в духи большевистских «кавалерийских атак» ввести в демократию без  наличия необходимых для нее  общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрешительные последствия.

Авторитаризм  содержит в себе определенные реформаторские возможности. Целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай  и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность  сочетать экономическое процветание  с политической стабильностью, сильная  власть – со свободной экономикой, личной безопасности и сравнительно разным социальным плюрализмом. Авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.

Авторитарная  власть обладает сравнительно высокой  способностью обеспечивать политическую стабильность и общественной порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает  ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ. В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не операющийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам – важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.

Авторитаризм  имеет сильные и слабые стороны. К сильным относят:

- сравнительно  высокая способность обеспечивать  политическую стабильность и общественный порядок;

- мобилизировать общественные ресурсы на решение определенных задач;

- преодолевать  сопротивление политических противников.

Т.е. авторитаризм – эффективное средство проведения радикальных общественных реформ.

К слабым относят:

- полную  зависимость политики от позиции  главы государства или произвола;

- ограниченность  институтов артикуляции, политического  выражения общественных интересов.

  1. Нынешний российский политический режим часто квалифицируют как переходный от авторитаризма к демократии. Укажите конкретные проявления черт авторитарного и демократического режимов в функционировании современной российской политической системы.

В отечественной  политической науке с середины 90-х  гг. не прекращаются попытки определить специфику сложившегося в современной  России политического режима. Достаточно распространенным оказалось определение  этого режима как посткоммунистической или посттоталитарной демократии. В нем фиксируются две особенности современного российского политического процесса. С одной стороны, подчеркивается, что Россия бесповоротно ушла от своего коммунистического прошлого, в этом смысле термин «демократия» употребляется как антипод понятия «тоталитаризм». С другой стороны, очевидно, что тот политический строй, который сформировался в нынешней России, значительно отличается от классических западных моделей демократии.

Российский  политический режим отличают: а) отсутствие развитого и многочисленного  среднего класса; б) отсутствие консенсуса в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства  и бюрократии; д) сильно ограниченная и сведенная к минимуму роль представительных органов власти; е) фактическая неподконтрольность органов власти обществу; ж) сохранение и воспроизводство в обществе отношений и связей патронажно – клиентального типа в противовес горизонтальным. Поэтому понятие «демократия» в его классическом виде к современной России не применимо. Категории «посткоммунистическая» или «посттоталитарная» указывают на существенные отличия российской демократии от классических образцов.

Некоторые политологи утверждают, что политический режим  в России носит авторитарный характер и определяют его как олигархический авторитаризм. Для такой оценки действительно есть основания. Прежде всего, заметно значительное влияние компрадорской (связанной с иностранным капиталом) буржуазии на политическую элиту. Национальная буржуазия (предприниматели, связанные с отечественным производством) не имеют серьезного политического веса. Общество слабо влияет на политические институты. Поэтому принимаемые решения зачастую отвечают узкокорпоративным интересам. Результатом проводимой политики стало значительное расслоение общества, вплоть до поляризации.

 

Однако эта  точка зрения не бесспорна. После 1993г. власть практически не прибегала  к открытому политическому насилию, в стране регулярно проводятся выборы (хотя и постоянно меняющимся правилам), существует и играет определенную роль политическая оппозиция. Определение  складывающегося в России режима как гибридного-авторитарно-демократического – является, на наш взгляд, более  точным.

Очевидно  также, что такой режим носит  переходный характер и может эволюционировать в различных направлениях. Дрейф  в сторону авторитарно-бюрократического режима кажется сегодня наименее вероятным сценарием развития событий. Гораздо правдоподобнее выглядят прогнозы о становлении популистского  авторитаризма (соответствующего некоторым  национальным чертам политической культуры) и постепенном переходе к демократии. Выбор альтернативы развития будет  во многом определяться политическими  предпочтениями российского общества, в том числе и политическими  позициями молодежи, вступающей в  общественно-политическую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках  одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1) Громыко  А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная  практика. – М.: Прометей, 2003.

2) Политология:  Лексикон. – М.: РОССПЭН, 2007.

3) Политология:  Словарь-справочник/ М.А.Василик, М.С. Вершинин, Л.Д. Козырева. – М.:Гардарики, 2000.

4) Пугачев  В.П., Соловьев А.И. Введение в  политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003.

5) Категории  политической науки. – М.:РОССПЭН, 2002.

6) Демократия  и тоталитаризм. Арон Р. – М., 1993г.

 


Информация о работе Авторитарный политический режим