Авторитарный режим политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов других государств.
Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и типология политических режимов 5
Сущность, признаки и формы авторитаризма 8
Авторитаризм в истории России (общее и особенное) 19
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 52.07 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание 

 

Введение                                                                                                                  3

  1. Понятие и типология политических режимов                                                5
  2. Сущность, признаки и формы авторитаризма                                                8
  3. Авторитаризм в истории России (общее и особенное)                                 19

Заключение                                                                                                          22

Список литературы                                                                                             23

 

Введение

 

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства.

Четкого соотношения между  типом и формой государства нет. Из-за этого, с одной стороны в  пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные  формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы  государства любого исторического  периода определяется, прежде всего  уровнем зрелости общества и государственной  жизни, целями и задачами, которые  ставит перед собой то, или иное государство. Другими словами, категория  формы государства непосредственно  зависит от его содержания и определяется им.

Кроме того, серьезное влияние  на форму государства оказывает  культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы  государства определяет также характер взаимоотношений государства и  его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями.

Для характеристики формы  государства имеет важное значение политический режим как в узком  смысле слова (совокупность приемов  и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень  гарантированности демократических  прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных  конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы  государства отражаются внеправовые  или правовые способы осуществления  власти, методы использования тюрем, и других карательных учреждений, диктаторские или демократические  приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа или  не участие народа в политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Какие виды политических режимов  существуют? Их очень много, поскольку  на ту или иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество  факторов Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов  других государств.

Политические режимы, а  также их классификация представляет большой интерес и имеют большой  значение для теории государства  и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства  и определения его формы.

 

1. Понятие и типология политических режимов

 

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

В политическом режиме действительно  проявляется функциональная сторона  государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство  оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности  основных институтов политической системы  общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую  ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью  соответствующего государства.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно  провести классификацию:

- по тому, в чьих руках власть

- по тому, как эта власть используется

О характере режима, существующего  в той или иной стране, могут  свидетельствовать разнообразные  факторы. Однако наиболее важны из них  следующие:

- способы и порядок формирования органов государственной власти,

- порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,

-  степень гарантированности прав и свобод граждан,

- роль права в жизни общества и решении государственных дел,

- место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,

- основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

Типология политических режимов  определяется не только социальными  факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая  и разнообразная нравственная природа  демократического режима предполагает признание таких общегуманистических  ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм  и т.д.

Нравственная природа  авторитарного режима – это, наоборот, навязываемая сверху единообразная  идеология, подавляющая духовную и  культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и  правом. Эта идеология соединяется  силой государства, гарантируется  его репрессивными органами и  стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности тоталитарное, государство  активно и прямо вторгается в  не принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

Анализ различными школами  политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал  в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций  политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Типология политических режимов:

  - демократический политический режим

            - авторитарный политический режим

  - тоталитарный политический режим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность, признаки и формы авторитаризма

 

Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.

Сущностно значимым при определении  авторитаризма является характер отношений  государства и личности: они построены  больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной  идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в  политическом мышлении, мнениях и  действиях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь  тотально, нет строго организованного  контроля над социальной и экономической  инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат  действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

Однако, несмотря на отсутствие поддержки со стороны народа, автократии могут существовать длительное время  и достаточно успешно. Они способны эффективно решать стратегические задачи, несмотря на свою нелегитимность.

Власть, подчинение и порядок  ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни  народа. В таких условиях рядовые  граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия  в их обсуждении.

Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические  институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности  и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация  всей государственной власти. Главой государства и правительства  пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный  принцип. Теория и практика авторитарного  правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном  Людовиком XIV.

Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические  связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного  диктата любыми средствами, в том  числе прямым насилием. Им не допускается  никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть –  принцип авторитаризма. Вместе с  тем авторитарная власть не вмешивается  в те области жизни, которые непосредственно  не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных  переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или  отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип  формирования и отправления власти показывает, что реально правящими  силами в обществе являются небольшие  элитарные группировки, которые  осуществляют власть либо в форме  коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том  числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в  облике того или иного правила  выступает наиболее часто встречающейся  формой организации авторитарных порядков.

Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или  на основе не развитой политической и  социальной структур общества. Возможность  возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма  к демократии заложена в психологической  реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут  решать прогрессивные задачи, связанные  с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время  кризиса в некоторых странах  Западной Европы парламентский демократический  режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом  и после второй мировой войны  под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

Информация о работе Авторитарный режим политической власти