Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического планирования;
- рассмотреть региональное стратегическое планирование в Росси и за рубежом.

Содержание работы

Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
2.4. Практическая часть 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

региональное стратегическое планирование.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

·  «Анализ пространственного распределения туристской активности по территории Республики Карелия и обоснование создания межмуниципальных центров туристской активности»;

·   «Разработка методики расчета совокупного дохода от туризма и мультипликатора туризма»;

·  «Экономический мониторинг туристско-рекреационного потенциала и реального уровня его использования»;

·   «Разработка Стратегии реализации международного туристского проекта «Скандинавское кольцо» и др. 

 

Сотрудники КарНЦ РАН  ведут активную работу с конкретными  предприятиями и организациями  по разработке корпоративных стратегий, планов и программ развития. В ИЭ КарНЦ РАН только за последние 4 года было подготовлено более 30 бизнес-планов для крупных, средних и малых предприятий. Разработано более 10 технико-экономических обоснований на разработку месторождений полезных ископаемых. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Разработка стратегий  развития территорий – это не только требование, идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями самих регионов и муниципальных образований. Поэтому необходимыми условиями для успешной разработки и реализации Стратегии являются:

согласование отраслевых приоритетов Стратегии с профильными  федеральными министерствами и ведомствами;

участие бизнеса в  разработке Стратегии, в частности, руководства крупнейших предприятий  и естественных монополий, работающих на территории региона (муниципального образования), для согласования с  корпоративными стратегиями.

Передовой опыт разработки стратегий развития территорий свидетельствует, что администрация региона (муниципального образования), выступающая основным заказчиком Стратегии, не может ограничиться взаимодействиями только с профильными  федеральными министерствами и ведомствами, естественными монополиями и крупным бизнесом. Разработка Стратегии – не кабинетный, а коммуникативный процесс, в который необходимо вовлечь все значимые субъекты, имеющие и готовые обсуждать собственную позицию по поводу стратегического развития региона или муниципального образования.

Такими качествами «стратегических  субъектов», или «стейкхолдеров»  развития российских территорий, помимо администраций регионов и муниципальных  образований, соответствующих законодательных  и представительных органов, федеральных министерств и ведомств, естественных монополий, также обладают:

бизнес-сообщество, в  том числе инвесторы, промышленные предприятия и малый бизнес;

инновационное сообщество, в том числе организации, разрабатывающие  и производящие наукоемкую продукцию,

малый инновационный  бизнес, научная общественность;

население территории, выражающее свою позицию через органы территориального общественного самоуправления, общественные организации, а также посредством  участия в выборах и референдумах.

Одна из проблем, которая  возникает при взаимодействии «стратегических  субъектов» развития территории –  это согласование региональных, отраслевых и корпоративных стратегий. В  процедурном плане можно выделить два типа, или стиля взаимодействия при осуществлении подобных согласований:

лоббирование;

содержательное обоснование  и взаимодействие, опирающееся на согласование стратегических целей  и приоритетов.

Конечно, во взаимодействии региона (муниципального образования) с федеральными министерствами и ведомствами, естественными монополиями и крупным бизнесом иногда более эффективно прямое лоббирование. Однако и здесь в большинстве случаев не обойтись без содержательной коммуникации, обосновывающей общность интересов сторон переговоров, объективно выступающих в качестве партнеров в поле региональной политики. При этом доля содержательной коммуникации возрастает в той мере, в какой к коммуникациям приходится подключать все более широкий круг «стратегических субъектов» развития территории.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бутов В.И., Игнатов  В.Г., Кетова П.11. Основы региональной  экономики. М.: «МарТ», 2006. -448 с.

2. Гладкий Ю.Н.. Доброскок В.А., Семенов СП. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2007 - 752 с.

3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев Л.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В.Л.. 2006 - 659 с.

4. Гранберг Л. Г. Основы региональной экономики. М: ЭКСМО, 2007 452с.

5. Кузнецов Н. Г.. Тяглов С. Г. Региональная экономика» М.: Проспект. 2006 -349с.

6. Морозова Т. Г. Региональная экономика» Москва.: Дрофа. 2006 - 381с.

7. http://dex.leontief.net/karel.htm

8. http://revolution.allbest.ru/economy/00367897_0.html




Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования