Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического планирования;
- рассмотреть региональное стратегическое планирование в Росси и за рубежом.

Содержание работы

Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
2.4. Практическая часть 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

региональное стратегическое планирование.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Региональное стратегическое управление предполагает экономические, политические, социальные отношения  исполнительной власти региона с  центральными органами государственной  власти; с местными представительствами  центральных органов; с органами власти других государств; с органами местного самоуправления; с юридическими лицами разного организационно-правового статуса и их ассоциаций; с населением, политическими партиями и общественными движениями.

Региональное стратегическое управление, на мой взгляд, направлено на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включает диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии. Оно рассматривается как динамичная совокупность взаимозависимых управленческих процессов, а именно:

— анализа внешней  и внутренней среды региона;

— установления системной  функции (миссии) региона и целей  стратегии развития;

— выбора стратегии функционирования и развития;

— реализации стратегии развития региона;

— оценки и контроля за реализацией стратегии развития.

Конечная цель реализации стратегии управления - определение  возможностей развития региона в  условиях изменения свойств, характеристик, параметров внешней и внутренней среды региона, формирование новых рыночных отношений, выявление, с помощью каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер эти возможности и потенциал могут быть реализованы.

С позиций системного подхода региональное стратегическое управление как целенаправленная деятельность местных органов государственной власти включает следующие виды стратегий:

— политическую, ориентированную  на укрепление регионализма, согласование и взаимодействие всех уровней власти (региональной, муниципальной), предупреждение и решение этнических, конфессионных, классовых и других социальных конфликтов;

— социально-экономическую, направленную на увеличение валового регионального продукта, устойчивое развитие экономического потенциала региона, обеспечение его безопасности и  сбалансированности рынка труда, сглаживание отличий в уровнях и качестве жизни между разными регионами и группами населения, создание условий для эффективного труда и развития личности во всех социальных группах;

- демографическую, связанную  с рационализацией естественного прироста населения и его миграцией как на межрегиональном, так и на внутрирегиональном уровнях;

— научно-техническую  и образовательную, направленную на формирование и развитие региональных центров создания и широкого внедрения  критически важных технологий;

— экологическую, цель которой  — рациональное использование природных  ресурсов при уменьшении выбросов в  окружающую среду, безопасной утилизации отходов, сохранении естественного  кругооборота веществ и регенерационных  механизмов природы;

— земельную, направленную на рациональное использование ограниченного земельного фонда на основе оптимального размещения производств, коммуникаций, мест расселения;

— конкурентную, направленную на развитие конкурентных преимуществ  региона, которые обеспечат дополнительный приток на данную территорию высококвалифицированных работников и капиталов, которые будут способствовать ее развитию.

Система стратегического  управления функционированием и  развитием региональной социально-экономической  системы должна отвечать специфике региона, учитывать его особенности и функциональную склонность при определении общей модели развития, приоритетных направлений, целей и задач развития.

Сущность и содержание регионального стратегического  управления наиболее полно раскрываются через совокупность основных понятий стратегического управления.

1. Разделы стратегического  управления включают главные  теоретические составляющие: основы  стратегического управления, стратегическое  планирование, управление и контроль  за реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы (подразделы), состав которых еще нельзя полностью признать в теории управления.

2. Методология исследования  — совокупность общих и специальных  методов исследования, применяемых  в стратегическом управлении: системный  анализ, STEP- и SWOT-анализы, целевое управление и др.

3. Этапы стратегического  управления — сложные элементы  процессов исследования, разработки  и реализации стратегии, которые  включают диагностический анализ, формирование разделов стратегического  плана по подсистемам и управление изменениями в регионе.

4. Подсистемы региона  — наиболее важные структурные  элементы, взаимодействующие между  собой.

5. Стадии жизненного  цикла региона отражают основные  этапы развития организации: зарождение, рост, зрелость и трансформацию. Их выделение нельзя путать со стадиями жизненного цикла продукции и услуг.

6. Стратегии регионального  развития — виды обобщающих  моделей регионального развития.

7. Стратегии развития  региона представлены в трех  вариантах — пессимистический, реалистический и оптимистический.

Особенность предложенной системы регионального стратегического  управления состоит во внедрении  элементов конвергенции в системе "государство — регион", которые  используются при описании интегрирующих  процессов. В основе регионального интеграционного развития лежат общие тенденции и императивы научно-технического и социально-экономического прогресса. Они обусловливают сближение, то есть конвергенцию, региональных экономик, их особенностей

Большое значение в стратегическом управлении имеют пять составляющих:

— выявление проблем  управления;

— формулирование целей  управления;

— выбор базовых стратегий;

— реализация стратегий;

— управление изменениями.

1. Выявление проблемы  управления позволяет установить  долгосрочные направления развития и цель региона занять определенные позиции на национальном рынке.

2. Формулирование целей  управления состоит в определении  направлений развития региона.  Идеален тот случай, когда поставленные  руководством задачи включают  достижение долгосрочных целей.  Такие цели показывают руководству что необходимо делать, чтобы регион занял такое положение, которое позволило бы ему хорошо работать в течение длительного времени. Краткосрочные цели связаны с результатами, которые руководство хочет получить в ближайшее время.

3. Выбор базовых стратегий  предусматривает решение главной  управленческой проблемы: как достичь  необходимых результатов с учетом  состояния региона и его перспектив. Стратегия — это образ действий, которые должны выполнять руководители  для достижения генеральных целей. Разработка стратегии начинается с анализа внутреннего и внешнего состояния региона. Неправильные результаты анализа или их отсутствие значительно повышают риск того, что начнутся непродуманные действия, которые будут иметь долговременные последствия.

4. Реализация стратегии  состоит в том, чтобы запустить  ее и получить необходимые  результаты в запланированное  время. Реализация стратегии —  это в основном практическая  административная задача, включающая  в себя следующие аспекты:

— совершенствование структуры управления регионом, способным успешно использовать стратегию;

— разработку финансового  плана, направляющего ресурсы в  самые важные для стратегического  успеха отрасли;

— проведение поддерживающей стратегической политики и введение практики постоянного совершенствования;

— создание соответствующей мотивации  для граждан региона, которая  стимулировала бы достижение поставленных целей;

— согласование системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей;

— создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии;

— формирование такой внутренней системы поддержки, которая позволяла  бы персоналу отраслей экономики  эффективно выполнять свою стратегическую функцию;

— введение системы внутреннего  лидерства, необходимой для управления продвижением стратегии вперед и  постоянного улучшения ее реализации.

5. Управление изменениями  обусловлено появлением новых  обстоятельств и необходимостью  проведения корректирующих действий. Могут понадобиться изменения долгосрочных направлений развития, сужение или расширение управленческого видения будущего курса отраслей экономики и сфер деятельности. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Стратегия может трансформироваться в результате корректирования долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды.

Среди стратегических операционных целей  и первоочередных задач, на выполнении которых сосредоточились как представители власти, бизнеса, так и отдельные общины области, отметим развитие кластеров — специфических объединений, деятельность которых должна предоставить новые возможности для экономики. Кластеры являются одной из распространенных в мире моделей успешного развития экономики страны на уровне регионов. В Украине также обратили внимание на такую модель сотрудничества. В экономических источниках можно встретить несколько определений понятия "кластер". В контексте нашей областной стратегии можно сказать, что кластер — это объединение предприятий и других субъектов хозяйствования, которые размещены в одном регионе, технологически связаны друг с другом или взаимозависимы на определенном рынке, а также имеют цель — совместное производство и реализацию инновационной продукции.

Поиск путей успешной реализации стратегии — также  непрерывный процесс. Одни стратегические задачи решаются легко, а другие —  никак не могут осуществиться. Реализация стратегии возможна при совместном влиянии всей совокупности управленческих решений и поэтапных действий, выполняемых разными целевыми группами и отдельными лицами. Пересмотр финансовых планов, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения, совершенствование учебного процесса, культурные мероприятия — все эти и другие действия являются типичными управленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии развития региона.

На региональном уровне точкой отсчета для реализации стратегического  управления служит концепция социально-экономического развития, выполняющая следующие  функции: формирования определенной системы ценностей, определения стратегических целей и приоритетов развития, консолидации общества и мобилизации ресурсного потенциала для реализации поставленных целей, расчета средств для их реализации. Концепция основывается на идее развития, которая опирается на рад организационно-управленческих принципов:

— принцип стратегического  управления, основанный на программно-целевом  подходе;

— принцип системности  управления и комплексности социально-экономического развития региона;

— принцип мобилизации ресурсов, связанный с рыночным механизмом стимулирования хозяйственной деятельности;

— принцип согласованности  интересов органов государственной  власти, бизнеса и общественных институтов в долгосрочном аспекте;

— принцип легитимности — принятие основной массой населения стратегии регионального развития, представленной в концепции.

В концепции формулируются  основная идея и единая стратегия  развития с учетом разных интересов  и позиций. Система ценностей  концепции основана на рассмотрении индивида как полноправного субъекта общественных отношений, обусловленных культурным климатом, общественно-политической, экологической и экономической обстановкой в регионе. Эти факторы определяют пределы жизнеспособности системы ценностей концепции. Именно такие принципы могут быть применены при разработке системы стратегического управления на региональном уровне. В украинских условиях они могут выступать точкой отсчета в выборе стратегии социально-экономического развития регионов.

 

2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования

2.1. Развитие регионального стратегического планирования в России

В России как федеративном государстве задачи государственного управления региональным развитием  решаются на федеральном и региональном уровнях.

Субъекты Российской Федерации в рамках собственных  полномочий осуществляют развитие управление своими территориями прежде всего путем  разработки и реализации стратегий  и программ социально-экономического развития. При этом возможности большинства  регионов финансировать соответствующие мероприятия из собственных бюджетов крайне ограничены. Скромна и поддержка из федерального бюджета.

Эти ограничения являются следствием того, что в конце 1990-х  – начале 2000-х годов XX века государственная  политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, фактически исчерпала себя. Стратегический вызов прежней государственной политике определялся прежде всего тем, что унаследованная Россией от СССР региональная организация вступила в период масштабной перестройки, получившей в современной литературе название «новой регионализации России». Суть данного процесса заключается в появлении новых регионов как культурных и социально-экономических образований, выстраиваемых на основе общей социальной и хозяйственной жизни вне старых административных границ под влиянием глобализации, становления постиндустриальной экономики, роста значения крупнейших городов и т.д. [5].

Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования