Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического планирования;
- рассмотреть региональное стратегическое планирование в Росси и за рубежом.

Содержание работы

Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
2.4. Практическая часть 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

региональное стратегическое планирование.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается  выделение приоритетных отраслей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддержка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финансовую устойчивость экономики региона, станет источником увеличения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцентрирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рамках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий региона.

Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и  адаптируемости предприятий, поддержку  малого и среднего предпринимательства.

Производства массового  и крупносерийного характера  в большинстве отраслей промышленности в условиях кризиса недостаточно рентабельны. Поэтому необходима поддержка  политики сокращения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности.

Проведение политики диверсификации позволит на базе крупных  промышленных предприятий сформировать несколько средних и малых, более  эффективно использующих те же производственные мощности. Однако это возможно лишь при условии создания определенного механизма реализации процедуры разукрупнения предприятий и разделения собственности. Одним из вариантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий.

Поддержка малого и среднего предпринимательства необходима для  проведения регионом политики по созданию рабочих мест без снижения эффективности производства и производительности труда. Малое предпринимательство, особенно в области производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения.

Одной из целей реструктуризации экономики является насыщение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работающих в условиях, замкнутых на рынке региона.

Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической независимости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего производства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобализации экономических связей. Речь идет о корректировке экономических связей, устранении диспропорций между ввозом и вывозом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику региона.

Создание кооперационных структур в виде максимально замкнутых  в пределах региона технологических  цепочек производителей продукции  позволит обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, снизить  издержки, получить экономию на налогах.

Реструктуризация экономики  страны на современном этапе невозможна без поддержки ресурсосберегающих и энергосберегающих производств, проведения политики ресурсосбережения. Высокая материалоемкость и низкая эффективность использования ресурсов являются одним из главных препятствий роста производства в условиях ориентации на платежеспособный спрос, поэтому ресурсосбережение можно рассматривать как основной критерий оценки мер по реструктуризации и развитию данного производства. С этой целью предлагается создание механизма сопоставления ресурсных затрат по всем проектам развития. Предприятия должны обосновывать в расчетах затраты ресурсов и раскрывать альтернативные возможности по их использованию, особенно в случае получения инвестиционных кредитов.

Требуют решения проблемы межбюджетных отношений, распределения дотаций и трансфертов по регионам страны. Для реализации этого направления необходима политика жесткого контроля за доходами и расходами региона и должна быть повышена эффективность управления имуществом региона.

Повышение эффективности  регионального хозяйства возможно также через повышение производительности, загрузки и эффективности использования  производственных мощностей, чего можно  достичь за счет внедрения интенсивных  технологий и, как следствие, сокращения расходов.

Долгосрочным перспективным  направлением реализации данных мероприятий  является достижение финансовой стабильности регионального бюджета, изменение  его структуры, изыскание дополнительных источников финансирования.

Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:

- проведение целенаправленной  структурной, научно-технической  и инвестиционной политики;

- решение социальных  проблем при реформировании экономики;

- стимулирование деловой  активности реального сектора экономики.

Главным направлением экономической  политики является создание среднего класса собственников.

Структурная перестройка  отечественной промышленности возможна на базе организационно-экономической  реорганизации научно-технического становления эффективной системы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь.

Решение социальных проблем  является важнейшим критерием эффективности  проводимых в стране реформ.

В зависимости от временного горизонта могут ставиться те или иные целевые установки и намечаться мероприятия по решению социальных проблем:

- в рамках долгосрочной  перспективы глобальной целевой  установкой при проведении социальной  политики является приближение  уровня жизни россиян к стандартам постиндустриального общества;

- в рамках среднесрочного  периода ставится задача достижения  докризисного уровня жизни населения  России;

- в качестве оперативной  цели можно поставить задачу  обеспечения условий для физического  выживания людей, предотвращения социального взрыва в обществе.

В области стимулирования деловой активности в реальном секторе  экономики важнейшими мерам являются:

- установление в законодательном  порядке минимальных размеров  гарантированной заработной платы,  которая отражает цену неквалифицированного труда и должна быть ориентирована на прожиточный минимум в стране; приведение параметров Единой тарифной сетки в соответствие с величиной прожиточного минимума;

- гарантирование своевременности  выплаты заработной платы работодателем;

- законодательное определение способа и порядка индексации доходов населения в целях сохранения реальной покупательной способности Денежной заработной платы в условиях инфляции;

- сокращение имущественного  расслоения населения, преодоление  необоснованно высоких различий в уровнях доходов зажиточной части и бедных слоев населения

1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем

Общая тенденция в  развитии стратегического управления состоит в переходе от управленческой функции "планирование" к управленческой функции "организация". Определенный сдвиг ориентиров в пользу организации проявляется не только в повышении интереса к системной теории и гибким организационным формам, но и в структурной переориентации стратегического управления, которое основывается преимущественно на концепции ключевых компетенций. Последняя представляет собой коллективную конструкцию, охватывающую множество отдельных компетенций и формирующую целостную, общефирменную способность решать стратегические задачи. Сторонники данного подхода считают, что стратегическое управление полностью должно превратиться в управление ключевыми компетенциями.

Регион можно считать  реально существующим, если он создает  организационную основу для экономики. В общем значении можно допустить, что экономический регионализм представляет собой совокупность процессов воспроизводства, базирующихся на специфике территориальной структуры экономики, культурных форм, природных и трудовых ресурсов. Становление целостных механизмов и структур воспроизводства в процессе развития формируют регионы разного уровня сложности, которые могут локализоваться на тех или иных участках территории.

Цели региональной политики соотносятся с меняющейся системой ценностей. В связи с переходом  к информационной цивилизации общество движется к общечеловеческим ценностям. Региональная политика оптимальна только в том случае, когда граждане имеют правовое равенство, когда их социокультурный, экономический и политический статусы не зависят от места их проживания (в регионе, центре или провинции); равенство касается самых разнообразных сфер социального пространства.

Расхождения систем управления на уровне фирм и регионов обусловлены  составом, структурой, количеством  и характеристикой используемых у них социальных средств, которые  собственно являются объектом и предметом управленческой деятельности. Таким образом, по-разному реализуется и стратегическое управление. Для региональных систем, построенных на социальных процессах жизнедеятельности людей в рамках экосистемы, стратегическое управление является основой. Организации (фирмы) функционируют, прежде всего, в региональной системе как ее элементы, и поэтому стратегия их развития в значительной степени определена стратегией развития региона.

Для региональных социально-экономических  систем содержание стратегического управления состоит в сохранении жизни населения в рамках территориальных границ экосистемы с учетом природно-географических, климатических и исторически сформированных экономических особенностей территории. В соответствии с этим должно формироваться стратегическое управление — удовлетворять необходимые потребности человека путем обеспечения необходимых условий жизнедеятельности. В то же время стратегия организации направлена на сохранение и развитие процессов производственно-хозяйственной деятельности. В отличие от стратегического управления региональными социально-экономическими системами, решения стратегического менеджмента всегда экономически интерпретируются и должны быть экономически обоснованными.

Таким образом, стратегическое управление, определяющее существование социально-экономических систем в перспективе во взаимосвязи с динамикой окружающей среды, свойственно любой экономической системе, однако его целевая направленность, содержание, прогнозные и временные интервалы могут существенно разниться. Кроме того, стратегическое управление, в отличие от других типов управленческой деятельности в системе управления, обязательно учитывает связи социально организованных систем с окружающей средой и критериальную оценку стратегических управленческих решений.

В современных условиях региональное стратегическое управление проводится в рамках нового управленческого  подхода, в котором государство  и регионы рассматриваются не как субподчиненные системы власти, а как системы с распределенными центрами управления, которые ориентируются на собственные интересы и цели. Принципиальная новизна данного подхода делает его трудным для внедрения в практику управления, особенно в регионах с сильными традициями директивно-иерархического управления. Технологии стратегического планирования в регионе относятся к новому поколению социально-гуманитарных технологий управления социальными, экономическими и культурными изменениями. Современный опыт регионального стратегического планирования в европейских странах, США, Канаде и ряде развивающихся стран показывает высокий уровень эффективности такого планирования.

В условиях глобализации социально-экономических процессов  региональное стратегическое управление необходимо совершенствовать по следующим  приоритетным направлениям.

1. Отход от иерархических  и многоступенчатых структур  управления и акцентирование  внимания на моделях "матричного" и "сетевого" типов, что позволяет  перейти от чисто технократического  подхода к решению социально-экономических  проблем.

2. Уменьшение количества властных институтов и подразделений, действующих на постоянной и жестко регламентированной основе. Развитие временных проектных организаций и творческих коллективов, действующих с единой целью и поставленными задачами.

3. Развитие форм перекрестного финансирования и объединение проектов и программ, что позволяет согласовывать прибыльные и убыточные проекты, снижать расходы.

4. Внедрение таких  методов управления, как делегирование  полномочий, разделение рисков между  отдельными подразделениями организации, стимулирование и поощрение способностей и возможностей работников.

5. Учет и разграничение  интересов всех заинтересованных  сторон и участников конкретного  проекта с помощью коллективного  принятия решений, повышение объективности  таких решений с использованием экспертных методов и метода обратной связи при их реализации.

Современной теорией  и практикой выработан ряд  общих положений методологии  стратегического управления региональной системой, которые позволили сформулировать понятие, сущность и принципы регионального стратегического управления.

Региональная стратегия  — это управление политическим, социальным и перспективным экономическим  развитием региона, осуществляемым органами его законодательной и  исполнительной власти. Региональная стратегия отличается, во-первых, от территориальной стратегии, реализующей политику государства и межгосударственных структур в отношении крупных экономико-географических районов, не имеющих собственного юридического статуса, и, во-вторых, от районной и муниципальной стратегий.

Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования