Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ регионального стратегического планирования в России и за рубежом. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность регионального стратегического планирования;
- изучить стадии регионального стратегического планирования;
- рассмотреть структуру регионального стратегического планирования;
- рассмотреть региональное стратегическое планирование в Росси и за рубежом.

Содержание работы

Введение 3
1. Региональное стратегическое планирование.
1.1. Сущность, цели, этапы стратегического планирования в регионе 5
1.2. Стратегическое управление развитием региональных экономических систем 13
2. Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования
2.1. Развитие регионального стратегического планирования в РФ 23
2.2. Стратегическое планирование в США 30
2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии 32
2.4. Практическая часть 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

региональное стратегическое планирование.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Инновационная инициатива нацелена на то, чтобы дать ответ следующим  вызовам, стоящим перед современной  Америкой.

- Подъем экономики азиатских  стран и других государств, ориентированных  на развитие технологий, представляющий в долгосрочной перспективе угрозу для обрабатывающих отраслей американской экономики.

- Потеря США лидерства в области  инноваций и производства продуктов  с высокой добавленной стоимостью.

- Реализация активных стратегий  инновационного промышленного развития другими странами.

- Глобальная конкуренция, осложняющая  задачу штатов по сохранению  и увеличению числа организаций  с высокими заработной платой  и добавленной стоимостью.

- Невозможность конкурировать  с высококвалифицированными низкозарплатными экономиками других стран на основе традиционных методов снижения затрат.

- Нехватка квалифицированных работниках, способных адаптироваться к технологическим  изменениям и растущему рыночному  спросу в условиях стремительных  технологических изменениях и возросшей международной конкуренции.

- Отсутствие системы сбалансированных  инвестиций в образование, НИОКР  и предпринимательство, необходимых  для инновационной экономики. 

- Отставание по необоронным  НИОКР от основных конкурентов  США - Японии и Германии.

- Несоответствие структуры подготовки  в американской средней школе  требованиям инновационной экономики.

Пока США не реагируют на эти  вызовы так, как должны. По мнению экспертов  Всемирного экономического форума самой  конкурентоспособной страной мира стала Швейцария, опередив по этому показателю США, которые опустились на 2-е место из-за "ослабления финансовых рынков и макроэкономической стабильности". В пятерку лидеров входят также Сингапур, Швеция и Дания. В первой десятке по-прежнему преобладают европейские страны, туда попали Финляндия (6), Германия (7) и Нидерланды (10).

Поэтому Инициатива и нацелена на то, чтобы активизировать работу губернаторов штатов по созданию хороших рабочих  мест, на переосмысление участия штатов в этом процессе и на оценку роли инноваций в данном процессе. Именно инновации позволят экономике США продолжить свой рост, а гражданам - повысить уровень жизни.

В США накоплен ценный опыт партнерства  власти и гражданского общества в  решении стратегических задач развития, который и предполагается использовать при реализации Инновационной инициативы.

2.3. Инструменты и механизмы стратегического планирования в Ирландии

Система стратегического планирования Ирландии находится в стадии становления. Значительная работа уже проделана  при подготовке и внесении изменений в уже существующие стратегические документы в соответствии с новыми возникающими вызовами, другие инструменты еще находятся в разработке.

К основным современным механизмам стратегического планирования относятся  следующие:

  • Соглашение о Концепции социального партнерства 2006-2015 годы. Навстречу 2016 году. (Ten-Year Framework Social Partnership Agreement 2006-2015. Towards 2016);
  • Новый Национальный план развития на 2007-2013 годы (The new National Development Plan 2007-2013);
  • Национальная пространственная стратегия (The National Spatial Strategy (NSS));
  • Национальный план действий по социальной интеграции (National Action Plan on Social Inclusion).

Политика ирландского правительства  координируется посредством семилетних планов национального развития, составляемых на основе консультаций с представителями бизнеса, профсоюзов и региональных властей.

Соглашение  о Концепции социального партнерства 2006-2015 годы. Навстречу 2016 году

Стратегическое планирование в  Ирландии реализуется через механизм социального партнерства. Ирландские власти исходят из того, что социальное партнерство - важный механизм разработки и реализации стратегии, ориентированной на национальные приоритеты, такие как создание и поддержка условий для существенного роста занятости, финансовой стабильности и реструктуризации экономики в ответ на новые вызовы и возникающие возможности.

Соглашение «Навстречу 2016 году»  содержит оптимальные рамки для  ответа экономическим и социальным вызовам будущих периодов. Каждый предыдущий договор о социальном партнерстве был нацелен на достижение одной определенной цели и являлся инновационным по сути. В этом отношении в соглашении «Навстречу 2016 году» разработана новая концепция, нацеленная на ответ социальным вызовам, с которыми сталкивается каждый человек на протяжении жизни. Соглашение ориентировано на решение проблем детей, молодежи, людей в трудоспособном возрасте, пожилых людей и инвалидов.

Соглашение о социальном партнерстве  подписано в Дублине 2 февраля 2006 года. Действующая на то время Стратегия Национального экономического и социального совета 2006: люди, производительность и цель.

 В переговорах участвовали:  правительство, профсоюзы, представители  работодателей, организации фермеров, представители коммун и общественных  организаций.

Социальные партнеры договорились о следующей формулировке видения  будущего Ирландии:

динамично развивающееся интернациональное  государство, в обществе и экономике  которого строго соблюдается принцип  социальной справедливости, экономическое  развитие не нарушает устойчивость окружающей среды, страна конкурентоспособна в международном масштабе.

Достижение цели, поставленной в соглашении «Навстречу 2016 году», а также видения будущего Ирландии будет осуществляться на основе решения следующих задач:

Установление взаимодействия между социальной политикой и экономическим процветанием

Развитие преуспевающей экономики, основанной на знаниях

Переориентация ирландской социальной политики

Интеграция экономики в рамках всей страны

Углубление потенциала, достижение более высокого уровня занятых в трудоспособном возрасте и более успешное управление диверсификацией, включая иммиграцию.

Общая цель Соглашения заключается  в реализации видения Ирландии, достижение которого потребует длительного  времени и формирования новой социальной политики, основанной на жизненном цикле граждан.

Принятие концепции жизненного цикла является основной инновационной  характеристикой Соглашения. Подход жизненного цикла ставит человека в  центр политики развития, определяя  риски, с которыми он сталкивается, и поддерживая его возможности противостоять этим рискам на основных стадиях жизни: детство, трудоспособный возраст, пожилой возраст и люди с ограниченными возможностями.

Соглашение содержит перечень предложений  по поддержке роли коммун и общественных организаций в работе по реализации мероприятий Соглашения на основе подхода «жизненного цикла»: обеспечение совершенствования финансирования этого сектора и привлечение благотворительных организаций и волонтеров.

За управление реализацией Соглашения на протяжении всего десятилетнего периода будет отвечать специально созданная Наблюдательная группа. Будут проводиться ежеквартальные заседания для мониторинга и обсуждения текущих отчетов, а также ежегодные официальные встречи всех сторон, участвующих в Соглашении.

2.4 Практическая часть.

 

Карельский научный  центр (КарНЦ РАН) – один из крупнейших региональных центров Российской академии наук на Северо-Западе России  Основанный в 1946 г., он объединяет в настоящее время семь научных учреждений: Институт биологии, Институт водных проблем Севера, Институт геологии, Институт леса, Институт прикладных математических исследований, Институт экономики, Институт языка, литературы и истории.  

 

Важнейшие направления  научных исследований институтов Центра включают в себя:

· исследование биоресурсного потенциала лесных и болотных экосистем, разработку методов неистощимого комплексного использования и повышения продуктивности и биосферной роли лесов Восточной Фенноскандии;

· изучение и разработку биологических основ освоения, реконструкции и охраны растительного и животного мира, болот и почвенного покрова;

· изучение эколого-физиологических основ формирования резистентности и продуктивности растений и животных, определение нормы реакции генотипа на условия внешней среды;

· исследование режима и ресурсов вод, их использование и охрана;

· изучение геологического строения, выяснение закономерностей геологических процессов в докембрии и четвертичном периоде Фенноскандии, создание научных основ развития горно-промышленного комплекса Карелии;

· исследование региональных проблем социально-экономического развития народного хозяйства Республики Карелия в условиях формирования рыночной экономики и путей ее интеграции в российское и международное экономические сообщества;

· системное изучение природных, социальных и производственных комплексов Карелии, разработку математических и информационных моделей для решения задач оптимального управления этими комплексами, развитие информационных и телекоммуникационных систем в фундаментальных исследованиях;

· изучение проблем развития топливно-энергетического комплекса Республики Карелия;

· изучение истории, языка, процессов формирования, функционирования и взаимодействия культур коренного населения Республики Карелия и сопредельных регионов. 

 

Научный потенциал Центра позволяет проводить как фундаментальные, так и прикладные исследования по многим важнейшим направлениям современной  науки. 

 

Институты Карельского  научного центра РАН активно участвуют  в решении задач стратегического  планирования в Республике Карелия и на Северо-Западе России. В Карелии с активным участием Карельского научного центра РАН в одном из первых регионов России начали проводиться системные исследования и прикладные разработки в области стратегического планирования. 

 

Важным этапом в области  стратегического планирования для  КарНЦ РАН стала разработка в 1998 г. концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999–2002-2010 гг. «Возрождение Карелии». Это был первый документ для Республики Карелия подобного рода. На сегодняшний день Институт экономики (ИЭ) КарНЦ РАН ведет постоянную работу по организации и проведению мониторинга реализации указанной Концепции, используя при этом собственную методику. В связи с быстрыми и значительными изменениями в экономике концепция «Возрождение Карелии» неоднократно корректировалась. Последняя ее редакция была осуществлена сотрудниками ИЭ КарНЦ РАН в 2006 г. 

 

Работа над Концепцией позволила создать необходимую  методологическую базу стратегического  планирования в КарНЦ РАН и вывести его в число лидеров в этой области в российском научном сообществе.  

 

Вслед за упомянутой Концепцией учеными Центра был разработан целый  ряд стратегических документов не только на уровне Республики Карелия, но также  и на уровне Северо-Запада России. Среди наиболее важных из них (разработанных учеными КарНЦ РАН, либо при их активном участии):

· Доктрина развития Северо-Запада России (2000-2001 гг.);

· Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 г.;

· Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г.;

· Территориальная схема развития Республики Карелия и размещения производительных сил на период до 2025 г. (совместно с ГП «Карелпроект» и НИИ «Институт урбанистики»);

·  республиканские среднесрочные программы деятельности Правительства Республики Карелия в области социально-экономического развития на период 2002-2006 и 2007-2010 гг.;

·  стратегические планы развития городов и районов Карелии, в том числе: Программа развития г. Кеми и Кемского района (2000 г.), Основные направления развития г. Сортавала (2000 г.), Стратегический план развития г. Олонца и Олонецкого района на период до 2010 г. (2003 г.), Стратегический план развития г. Петрозаводска до 2010 г., Стратегический план развития г. Костомукши до 2015 г., Программа социально-экономического развития Суоярвского района (2002 г.), Стратегия и программа развития Калевальского национального района на период до 2015 г. и др. 

 

Институты Центра выступают также в качестве ведущих организаций в сфере отраслевого и производственного планирования. В частности, за последние годы учеными КарНЦ РАН разработаны следующие программы и стратегии:

1. республиканские отраслевые программы «Развитие лесопромышленного комплекса» (1999-200 и 2003-2006 гг.);

2. республиканские программы развития туризма в Республике Карелия на 1999-2002, 2003-2006, 2007-2010 гг.;

3. программы развития туризма в Беломорском и Лоухском районах на 2007-2010 гг.;

4. стратегия развития туризма в Республике Карелия на период до 2020 г.;

5. республиканская целевая программа «Экология и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 гг.»;

6. республиканская целевая программа «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Республики Карелия на период 2002-2010 гг.» и др. 

 

Учеными КарНЦ РАН  разрабатываются инвестиционные проекты, бизнес-планы, технико-экономические  обоснования в рамках реализации стратегических документов. В частности, большое количество проектов выполнено  в сфере развития туризма, отнесенного в концепции «Возрождение Карелии» к числу стратегических приоритетов развития республики. Среди них можно назвать следующие:

Информация о работе Зарубежный и отечественный опыт регионального стратегического планирования