Транспортный комплекс России и его территориальное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы рассмотреть значение транспорта, как важного связующего звена в экономике РФ, в особенности его развития и размещения. Особое внимание было уделено структуре транспортного комплекса, в которой выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный, трубопроводный и воздушный. Каждый из них имеет свою специфику, но для обеспечения работы хозяйства страны они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему страны. Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, где происходит обмен грузов между ними. Каждый из видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………....3
1.Структура и роль транспорта в современной экономике………………………4
2. Виды транспорта………………………………………………………………….....7
2.1 Размещение транспортного комплекса России………………………………...7
2.2. Железнодорожный вид транспорта ………………………………………….....8
2.3 Автомобильный вид транспорта………………………………………………....9
2.4 Водный транспорт…………………………………………………………………11
2.5 Трубопроводный вид транспорта ……………………………………………....14
2.6 Воздушный вид транспорта……………………………………………………...15
3. Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития………..17
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………..23
Тест……………………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

территориальная организация населения.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Развитие международного транзита через территорию России может стать доходной статьей экспорта страны за счет взимания транзитной ренты, не зависящей от колебаний конъюнктуры сырьевого рынка. Ежегодные поступления от продажи транспортных услуг оцениваются от 8 млрд. долл. До 15 млрд. долл. На Транссибе вполне реально довести ежегодный транзит контейнеров до 200 000 уже через год-полтора с перспективой увеличения этих объемов до 400 000 контейнеров. В целом, в масштабе страны, от транзита через территорию России в краткосрочной перспективе можно получать около 2 млрд. долл. Дополнительных доходов в год, а через 10 лет – до 8-10 млрд. долл. Это позволит вывести экспорт транспортных услуг на 4-5 позицию в общей структуре российского экспорта [1, с. 283-284].

Транзит даст не только дополнительные доходы. Он стимулирует развитие регионов и освоение современных технологий.

Для развития транзита придется бороться с таким явлением, как «лжетранзит». Для этого нужно  предоставить ряду российских морских  портов и аэропортов статус свободного таможенного склада.

Дальнейшее развитие транспортного комплекса связано также с тотальной информатизацией транспорта, созданием опорной транспортной системы без разрывов и «узких» мест, ликвидацией региональных диспропорций и административных барьеров, повышением конкурентоспособности отечественных перевозчиков, развитием экспорта транспортных услуг, созданием экономичных и экологически совершенных транспортных средств, транспортно-индустриальных технологий, систем доставки «точно вовремя», контейнерных и контрейлерных систем. Последнее направление будет развиваться особенно быстро, поскольку темпы контейнеризации обычно превышают рост валового внутреннего продукта на 2-3 %.

Особенностью  транспортного комплекса является то, что состояние экономики транспортно-дорожного  комплекса отражает общеэкономическую ситуацию в хозяйстве страны, так как он является одним из крупнейших комплексов в экономике России, связанным со всеми предприятиями и населением страны. Поэтому основные проблемы, характерные для всей экономики, четко прослеживаются и в транспортном комплексе. Например, условия приватизации и демонополизации в комплексе не могут быть решены без создания на транспорте новых экономических структур, таких, как транспортные банки и товарные биржи, инвестиционные и финансовые фонды, страховые и лизинговые компании.

Обобщив весь вышеизложенный материал, можно определить приоритетные направления развития транспортного  комплекса России:

1) Техническое  перевооружение транспортного комплекса  и развитие производственно-технической  базы, обеспечивающей выполнение широкого набора транспортных услуг при наличии определенного избытка производственных возможностей. Развитие производственной инфраструктуры. Качественное изменение состояния внутренних путей сообщения.

2) Формирование  структур и методов управления транспортного комплекса, соответствующих рыночным условиям, и обеспечение экономически эффективной государственной поддержки наиболее социально значимых видов транспортной деятельности. Создание органов коммерческого регулирования транспортной деятельности. Обеспечение контроля за естественными монополиями. Выполнение всеми предприятиями правил обслуживания, норм безопасности, экологических стандартов.

3) Создание финансово-экономической  инфраструктуры, обеспечивающей стабильное  функционирование и развитие предприятий транспортного комплекса, широкое экономическое взаимодействие транспорта с обслуживающими отраслями и отраслями, производящими транспортные средства, оборудование, ведущими транспортное строительство.

4) Поэтапная  коммерциализация и приватизация предприятий. Создание равных условий для развития в транспортном комплексе всех форм собственности, в том числе и с участием иностранного капитала, стимулирование транспортного предпринимательства и создание конкурентной среды.

5)Формирование гибких тарифных систем, взаимно стимулирующих развитие промышленности, торговли и транспорта. Создание гибкой системы налогового регулирования транспортной деятельности, позволяющей развивать транспортный комплекс. Завершение создания системы государственного управления транспортной деятельностью в условиях рынка. Развитие транспортного комплекса должно вписываться в систему реформирования всей экономики страны.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Можно сделать вывод, что роль транспорта в экономике России огромна. Транспорт оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие страны. Государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к замедлению развития государства. Транспортная система должна постоянно развиваться адекватно растущим потребностям.

Недооценка  и хроническое отставание в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения как особой отрасли народного хозяйства. Транспортный фактор обязательно учитывается при размещении производства в то или ином регионе, он является одним из важнейших.

Народное хозяйство  страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.

Транспортные  сети по территории нашей страны располагается  неравномерно из-за структуры расселения населения нашей страны. Основные транспортные магистрали располагаются  именно в европейской части страны. Здесь происходит наибольший товарообмен между соседним государствами.

Как и все  отрасли экономики нашей страны требуют привлечение инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы  боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя, продукция которых отстает от западных аналогов на много лет из-за отсутствия разработок и воплощения этих проектов в жизнь. Наличие инвестиций предполагает хорошее техническое оснащение транспорта. Для России эта проблема наиболее актуальна, так как большее количество транспортных средств, да и оборудования в целом достались нам от СССР. Это оборудование уже отслужило свой срок и требует замены. Состояние транспорта зависит от уровня научно-технического прогресса. Государство должно принимать меры для развития транспорта. Нужно применять щадящие налоги к российским перевозчикам, поддерживать наши дороги в хорошем состоянии, технически оснащать транспортную отрасль, привлекать зарубежных инвесторов для вложения денег в российскую экономику в целом и в частности в развитие транспорта. От того, как государство будет относиться ко всем проблемам транспорта, будет зависеть состояние нашей экономики.

Тема развития транспорта в нашей стране не до конца понимается нашим

правительством. Есть множество проектов по реформированию транспортного хозяйства страны, но большинство этих проектов продолжают быть не воплощенными в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1 Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудовский А. Д. Единая транспортная

система: Учебник  для вузов. – М.: Транспорт, 1987. - 304с.

2. Экономическая география России: Учебное пособие. – М.: Юнити, 1999.

с.230-249.

3. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики:

Учебное пособие/ Под ред. Гребцовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. с.316-367.

4. Сорокин К. Дорогой бензин – не самое жуткое// Деловой вторник, 2000. №34.

с.2.

5. Экономическая география транспорта/ Под ред. М.М. Казанского – М.: Транспорт, 2005. 280 с.

6. http://www.biblus.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ вариант  №4

  1. Субъектами Рф являются:

а) административный район;

             б) автономная область;

            в) город федерального  значения;

г) муниципальное образование;

д) федеральный  округ;

е) автономный округ;

 

2. Укажите число  экономических районов:

а) семь;

б) десять;

в) одиннадцать;

г) двенадцать;

д) четырнадцать;

е) восемнадцать;

 

3. Выберите три  крупнейшие агломерации:

а) Токио;

б) Париж;

в) Каир;

г) Сингапур;

д) Мехико;

е) Нью-Йорк;

ж) Лондон;

 

4. Демаркация означает:

а) согласование между  государствами границ и  обозначение их на карте;

б) процесс выяснения  территориальных претензий одного государства к другому с участием экспертного совета, состоящего из международных наблюдателей;

в) уплата пошлины  в казну государства за транзит груза, пересекающего территорию данного государства;

г) обозначение границ между государствами  на местности с созданием необходимой  пограничной инфраструктуры.

 

5. Следующие четыре характеристики для тепловой энергетики России:

а) высокие эксплуатационные расходы;

б) низкая себестоимость  электроэнергии;

в) сезонность выработки;

г) неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

д) значительное капитальное вложения в строительство относительно других видов энергетики;

 

6. Наиболее развитую  транспортную систему имеет следующий  экономический район:

а) Северный;

б) Дальне - Восточный;

в) Северо - Западный;

г) Западно –Сибирский;

д) Восточно –  Сибирский;

 

7. В центрально – Черноземном районе сосредоточенны крупнейшие в стране ресурсы:

а) железных руд;

б) фосфоритов;

в) лесов;

г) цветных металлов;

д) полиметаллических  руд;

 

8. В Западно  – Сибирском экономическом районе  располагается следующий угольный  бассейн:

а) Печерский;

б) Тунгусский;

в) Кузнецкий;

г) Донецкий;

 

9. К категории  депрессивных регионов относятся:

а) регионы, которые в силу ряда причин  хронически отстают от среднероссийского  уровня;

б) регионы, переживающие глубокий экономический кризис, который  выражается в спаде производства;

в) регионы с  высоким уровнем безработицы;

г) регионы, переживающие спад производства с одновременным  старением населения;

д) регионы, где  чрезмерно высока степень изношенности основных фондов промышленных предприятий;

 

10. Дайте определение и приведите примеры для следующих понятий:

- Территория;

- Анклав;

 

 

Территория -1) а)Часть земного шара, включающая сушу, воду и воздушное пространство над нам, подвластная какому-либо  государству или входящая в состав какой-либо части света.  б) Часть  какой- либо страны. 2) Земельное пространство,  занятое населенным пунктом, учреждением, и т.п.  или предназначенное для них. 

Пример:…….

 

Анклав  – (франц. enclave, от лат. iclavo – запираю на ключ), территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон  территорией др. государств. Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом.

Пример  Лесото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Транспортный комплекс России и его территориальное развитие