Транспортный комплекс России и его территориальное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы рассмотреть значение транспорта, как важного связующего звена в экономике РФ, в особенности его развития и размещения. Особое внимание было уделено структуре транспортного комплекса, в которой выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный, трубопроводный и воздушный. Каждый из них имеет свою специфику, но для обеспечения работы хозяйства страны они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему страны. Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, где происходит обмен грузов между ними. Каждый из видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………....3
1.Структура и роль транспорта в современной экономике………………………4
2. Виды транспорта………………………………………………………………….....7
2.1 Размещение транспортного комплекса России………………………………...7
2.2. Железнодорожный вид транспорта ………………………………………….....8
2.3 Автомобильный вид транспорта………………………………………………....9
2.4 Водный транспорт…………………………………………………………………11
2.5 Трубопроводный вид транспорта ……………………………………………....14
2.6 Воздушный вид транспорта……………………………………………………...15
3. Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития………..17
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………..23
Тест……………………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

территориальная организация населения.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

в стране мала доля легковых машин, что в первую очередь является следствием низкого жизненного уровня основной части населения.

Несмотря на высокие  удельные затраты на перевозку грузов, автотранспорт более мобилен, чем  другие виды транспорта, и позволяет  осуществлять доставку грузов “от  двери до двери”, что является неоспоримым его преимуществом. Пассажирский автотранспорт, помимо высокой мобильности и скорости сообщения, обладает и большим комфортом для пассажиров. Общая протяженность автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км.

Интересно отметить, что по темпам роста автопарка, даже и годы переживаемого страной глубокого экономического Кризиса, Россия опережает многие государства мира. Приведенные выше преимущества автотранспорта и наметившаяся тенденция к быстрому росту автопарка позволяют надеяться на неплохие шансы роста его роли уже в ближайшей перспективе. Но для этого необходимо осуществление крупных программ дорожного строительства.

Сегодня автотранспорт  в России занимает первое место по объёмам перевозимых грузов и  одно из последних мест по объему грузооборота в силу чрезвычайно коротких средних расстояний перевозки (немногим более 20 км). Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Велик объем работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы. Чрезвычайно малы объемы международных, особенно с дальним пробегом, перевозок грузов по дорогам страны.

В пассажирском сообщении  в России велика роль автобусов, лидирующих во внутригородских перевозках пассажиров. В крупнейших городах России налажено троллейбусное сообщение. Помимо троллейбуса, к городским электрическим видам транспорта принадлежит трамвай (эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км), получивший существенное развитие в крупных городах, а самый трамвайный город России — Санкт-Петербург, где впервые в нашей стране, в 1907 году, появился этот вид транспорта. И в настоящее время город располагает самой протяженной трамвайной сетью в мире, более половины, которой находится в аварийном состоянии. Суммарная эксплуатационная длина метрополитенных путей в этих городах составляет почти 390 км, но существенная их часть приходится на Москву.

 

2.4 Водный транспорт.

Морской транспорт — один из старейших видов транспорта, использующий для массовой перевозки грузов и пассажиров преимущества дешевого естественного водного пути (океаны, моря и морские каналы).

Морской торговый флот дореволюционной России, а затем  и Советского Союза был одним из крупнейших в мире, занимая по общему тоннажу и объему грузооборота 5—7 места. Распад СССР серьезно подорвал роль морского транспорта России и в каботажных, и в экспортных перевозках.

Сегодня морской  транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю; для каботажных перевозок он используется в гораздо меньших масштабах. Общая протяженность морских судоходных линий, эксплуатируемых Россией, оценивается в настоящее время более чем в 1 млн. км. Наиболее крупные порты на Черном море — Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти, импорт зерна), на Азовском море — Таганрог, на Балтийском — Санкт-Петербург (самые разнообразные грузы) и Калининград, на Белом — Архангельск (экспорт леса и лесоматериалов), на Баренцевом — Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на Дальнем Востоке — Владивосток, Находка, Ванино, Корсаков (разнообразные грузы, в том числе экспорт леса, лесоматериалов и угля в Японию).

Большое значение для освоения природных ресурсов приморских районов  отечественного Крайнего Севера имеет Северный морской путь, однако его эксплуатация проходит в исключительно сложных навигационных условиях и является весьма дорогим предприятием.

В целом морской транспорт  России находится в очень тяжелом  положении, и для его “реанимации” требуются крупные капиталовложения как в береговую инфраструктуру, таки в сам торговый флот. Для повышения эффективности морского транспорта намечается коренная реконструкция имеющихся морских портов, а также строительство новых. На Балтике — крупнейшего в России порта в Усть-Луго с грузооборотом в несколько десятков миллионов тонн в год. Крупного нефтеналивного порта в Приморске. Значительное расширение Выборгского порта.

Внутренний водный транспорт (упрощенно — речной) — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям.

Несмотря на большую протяженность  внутренних водных путей — 84 тыс. км, в том числе 47 тыс. км с гарантированными глубинами — речной транспорт сегодня не играет существенной роли в грузоперевозках России, в конце прошлого века на его долю приходилось всего 3% суммарного отечественного грузооборота. Это объясняется следующими обстоятельствами:

  • большая часть крупных судоходных рек России расположена в суровых, малоосвоенных районах с редким населением;
  • ярко выражена сезонность перевозок;
  • направление течения большинства рек не совпадает с географией преобладающих в стране грузопотоков (основные реки России текут в меридиональном направлении, а преобладающие грузопотоки направлены с востока на запад);
  • в стране мало крупных, современных каналов и других гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему.

Совсем иное положение сложилось в Сибири и на дальнем Востоке. Там находятся крупнейшие реки страны, но практически полностью отсутствуют каналы, объединяющие различные речные бассейны в единые транспортные системы, В этой связи интересно вспомнить, что еще до революции в районе Екатеринбурга находилось мелководное гидротехническое сооружение, используемое для грузового речного сообщения между Волжским и Обским бассейнами. Существовал и канал, позволяющий маломерным судам проходить из Обского бассейна в Енисёй.

Хотя в целом  удельный вес речного транспорта России и невелик в общем объеме ее грузооборота, тем не менее, во многих районах Севера и Востока, где  отсутствуют другие виды транспорта, реки, являются единственными надежными  наземными путями сообщения, и от работы речного флота целиком зависит существование этих районов.

Кроме грузовых операций, осуществляемых речным флотом в северных и восточных районах  России, реки широко используются для  лесосплава, главным образом в  плотах, однако нередко практикуется и запрещенный молевой сплав древесины, что приносит большой экологический ущерб и ухудшает условия судоходства.

А на более отдаленную перспективу формирование единой воднотранспортной  системы России путем восстановления и строительства новых каналов, объединяющих единую речную систему европейской части страны с бассейнами крупнейших рек Сибири и дальнего Востока.

Необходимо  также пополнение речного флота  страны современными специализированными  судами, в том числе и судами класса река — море. Определенные перспективы в развитии российского водного транспорта (в условиях быстрого роста железнодорожных тарифов) связываются с более широким использованием общего европейского транспортного кольца Волга — Дунай — Рейн, протянувшегося по руслам рек и нескольким морям.

Известные недостатки речного транспорта (тихоходность, боязнь мелководья, с одной стороны, и морских просторов с другой). Перевалку грузов в тех местах, где кончается река и начинается море, помогут преодолеть новые суда класса река- море. Это так называемые суда на каверне, способные развивать автомобильную скорость, близкую к 100 км/ч, не боящиеся мелководий, не создающие разрушающих берега волн, “чистьте” в экологическом отношении и расходующие меньше топлива, чем их предшественники.

 

2.5 Трубопроводный.

Трубопроводный  транспорт – узкоспециализированный вид транспорта. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы.

Трубопроводный  транспорт отличается от других видов  транспорта рядом преимуществ. Затраты на строительство трубопровода почти в 2 раза меньше, чем на постройку железной или автомобильной дороги соответствующей провозной способности, при этом трассы ведут более коротким путем. Трубопроводы надежны в эксплуатации, процесс транспортировки по ним грузов полностью автоматизирован, высокая герметизация сохраняет продукцию. Это сокращает потери продукта по сравнению с железнодорожным в 2–1,5 раза.

Эксплуатация  трубопроводов в отличии от авиации  не зависит от метеоусловий, климатических  условий. По себестоимости самый дешевый вид транспорта.

Отмечая достоинства  трубопроводов в то же время стоит заметить, что скорость перекачки грузов, зависящая от их вязкости и других параметров, несколько уступает скорости перемещения по железным дорогам и по водным путям. В случае иссякания запасов нефти или газа трубопроводы трудно переориентировать на другие грузы.

На данный момент трубопроводы широко используются в народном хозяйстве страны и масса транспортируемой им продукции составляет 829 млн. тон., что ставит этот вид транспорта на 2 место по перевозке грузов после железнодорожного транспорта.

Освоение новых месторождений, увеличение добычи и спроса на нефтепродукты обеспечило трубопроводному транспорту прогрессивное будущее.

 

2.6 Воздушный вид транспорта.

Воздушный транспорт в нашей стране выполняет различные функции. Однако его основная задача – пассажирские перевозки и срочные перевозки почты и грузов.

В районах, где нет железных дорог, прежде всего на севере Сибири и Дальнего Востока, в труднодоступных горных районах авиация нередко служит единственным транспортным средством.

К основным технико–экономическим особенностям воздушного транспорта относятся: большая скорость перевозки пассажиров и грузов, высокая мобильность и автономность в полете, возможность значительно сокращать путь следования по сравнению с наземными и водными видами транспорта, организация сквозных беспосадочных сообщений. Воздушный транспорт непрерывно технически совершенствуется. В эксплуатацию введены пассажирские и скоростные самолеты большой грузоподъемности с газотурбинными и турбореактивными двигателями.

В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузовых и почты 1/5. Пассажиропотоки воздушного транспорта формируются под влиянием целого ряда факторов, наиболее важные из которых следующие: особенности местных районов тяготения, численность населения в районах тяготения, транспортная подвижность населения, число пунктов, охваченных сетью воздушных сообщений, расстояние между пунктами, условия перевозок (тарифы, регулярность, комфорт, частота рейсов). Но у этого транспорта много и недостатков, одни из них: достаточно сильная зависимость от метеоусловий и высокая стоимость перевозок.

В данный момент авиация находится в глубоком упадке. Это можно увидеть, если просмотреть статистику аварийности на воздушном транспорте. Я думаю, аварийность является объективным показателем состояния рассматриваемого объекта, а в нашем случае авиации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития.

На фоне роста  спроса на транспортные услуги и значительного  его увеличения в прогнозной перспективе  в транспортной системе сохраняется  ряд нерешенных проблем. Износ основных фондов всех видов транспорта составляет 55-75 % и сохраняется тенденция их старения.

Состояние и  темпы развития автомобильных дорог  не соответствуют темпам автомобилизации. Около 40 тыс. населенных пунктов не имеют связи с опорной автодорожной сетью. Высок уровень неравномерности  в использовании мощностей инфраструктуры транспорта. Значительны региональные различия в уровне транспортной обеспеченности. В восточных регионах страны отсутствует единая сеть транспортных коммуникаций. На транспорте не завершены структурные преобразования. Недостаточен технологический уровень транспортных систем и уровень информатизации транспортных процессов.

Действие этих факторов уже привело к вытеснению российских перевозчиков из некоторых  секторов международного рынка транспортных услуг (особенно это касается воздушного и автомобильного транспорта).

Одним из способов решения проблем может стать  интеграция транспорта с другими  отраслевыми комплексами и отраслей транспорта между собой. Так, нефтяные компании уже заказывают современные  специализированные танкеры и создают  свой флот, угольщики строят портовые терминалы. Моряки и железнодорожники предполагают совместно развивать транспортные терминалы в Темрюке и Новороссийске. Предполагается и более тесное сотрудничество транспорта с машиностроением, ведь ориентация промышленности на потребности транспорта в судах, автомобилях, контейнерах, перегрузочной технике способна обеспечить подъем целых отраслей промышленности.

Также часть  проблем можно решить, если Россия реализует свой потенциал, как транзитная держава. По своему географическому  положению России предназначено быть транзитной страной между зонами наиболее активного роста мировой торговли – Европейским сообществом, Юго-Восточной Азией и Северной Америкой.

Сегодня Россия располагает уникальными действующими транзитными системами – это  Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская магистраль, Северный морской путь. Задача транспортников – сделать движение грузов по ним надежным, быстрым и дешевым.

Российские  транзитные коридоры имеют конкуренцию  с множеством альтернативных проектов. Так, при перевозке по маршруту TRACECA контейнер должен преодолеть десяток таможен и четыре перевалки с одного вида транспорта на другой. Для перевозчиков – это существенный изъян. При транзите через Россию этих недостатков нет.

Информация о работе Транспортный комплекс России и его территориальное развитие