Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа

Описание работы

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

Strategij_UFO.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

в сфере воздушного транспорта:

низкий уровень конкурентоспособности воздушных транспортных узлов на региональном и международном рынках транспортных услуг;

требующая реконструкции инфраструктура федеральных и региональных аэропортов;

необходимость замены устаревшего парка воздушного флота, не отвечающего требованиям конкурентоспособности и надежности полетов;

отсутствие рынка внутрирегиональных перевозок воздушным транспортом в Южном федеральном округе.

Основной задачей развития транспортной инфраструктуры в рассматриваемой перспективе является создание транспортных условий для инновационного развития Южного федерального округа и повышения качества жизни населения, включая развитие современной и эффективной транспортной сети, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение конкурентоспособности транспортной отрасли и реализацию транзитного потенциала округа, обусловленного его географическим положением, и интеграцию в мировое транспортное пространство.

К числу ключевых проблем функционирования транспорта Южного федерального округа следует отнести:

несоответствие между уровнями развития транспортно-дорожного комплекса, эффективности и качества его функционирования и растущим спросом экономики и населения округа на транспортные услуги;

низкий уровень логистического обеспечения грузовых перевозок, практическое отсутствие мультимодальных транспортно-логистических систем на магистральных направлениях грузопотоков и в зоне деятельности крупных транспортных узлов;

неконкурентоспособные транспортные технологии, нерациональное использование существующей инфраструктуры (в результате доля транспортных издержек в себестоимости продукции достигает 20 процентов).

Нынешнее состояние транспортной инфраструктуры не позволяет обеспечить конкурентоспособный уровень транспортной доступности и качества услуг, предоставляемых субъектам хозяйствования и населению Южного федерального округа в части скорости доставки грузов и пассажиров, уровня транспортных издержек и рисков.

Реализация транзитного потенциала Южного федерального округа возможна в условиях опережающего развития и повышения конкурентоспособности терминально-логистического комплекса на международном рынке транспортных услуг путем повышения транспортного сервиса до уровня мировых стандартов, обеспечения надежности, ритмичности, своевременности доставки и сохранности грузов, увеличения коммерческой скорости поставки товаров, снижения транспортных издержек и экологической нагрузки транспорта.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

создание современной региональной технологической инфраструктуры товарно-транспортной логистики, включая складские комплексы;

территориальное размещение и развитие грузоперерабатывающих и накопительных терминалов, а также логистических центров;

формирование сети транспортно-экспедиторских компаний и других предприятий транспортного сервиса;

реконструкция и современное техническое оснащение пограничных переходов и таможенных пунктов пропуска в целях сокращения времени досмотра и оформления грузов и пассажиров.

Создание в рассматриваемой перспективе единой сети терминально-логистических комплексов для переработки транзитных и экспортных грузов на территории Южного федерального округа с обустройством мультимодальных центров в гг. Ростове-на-Дону, Волгограде, Астрахани, крупных терминальных комплексов в гг. Новороссийске, Туапсе, Тамани, Оля, Тихорецке, а также разветвленной сети складских комплексов во всех населенных пунктах округа с численностью более 50 тыс. человек позволит устранить дефицит соответствующих мощностей в транспортных узлах, оптимизировать грузопотоки, обеспечить координацию работы всех видов транспорта, снизить затраты и время обработки грузов.

Стратегическими направлениями развития транспортно-логистической инфраструктуры Южного федерального округа должны стать:

гармонизированное развитие различных объектов транспортно-логистической инфраструктуры региона на основе общероссийских и региональных стратегий и программ социально-экономического развития, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа;

формирование региональной транспортно-логистической базы для обеспечения внешнеторговых связей России, потребностей экономики регионов Южного федерального округа, повышения конкурентоспособности и интеграции транспортно-логистического комплекса округа в мировую транспортную систему;

содействие развитию автотранспортной инфраструктуры трансграничного сотрудничества государств Азово-Черноморского бассейна;

развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Южного федерального округа, реализация транзитного потенциала;

повышение качества жизни населения за счет доступного уровня транспортного обеспечения, развития транспортно-дорожной сети и ее инфраструктуры;

транспортное обеспечение развития курортно-рекреационного комплекса побережий Черного, Азовского и Каспийского морей Южного федерального округа, подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи;

повышение уровня надежности и безопасности транспортно-дорожного обеспечения социально-экономического развития округа в едином транспортном пространстве России.

Благодаря геополитическому положению Южный федеральный округ обладает значительным транзитным потенциалом в отношении перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, использование которого должно стать приоритетом развития транспортной системы и основой экономического роста округа.

Ключевыми проектами развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Южного федерального округа являются:

реконструкция федеральных автомагистралей М-4 «Дон»,  
М-6 «Каспий», строительство вторых железнодорожных путей на участках Краснодар - Туапсе - Адлер;

строительство глубоководного порта Тамань, включая сухогрузный район с развитием железнодорожных и автодорожных подходов;

строительство вторых железнодорожных путей на направлении Волгоград - Котельниково - Тихорецкая;

увеличение пропускной способности воднотранспортного пути р. Волга - Волго-Донской канал - р. Дон - Черное море;

создание терминально-логистических комплексов, информационных систем в узлах пересечений международных транспортных коридоров (в гг. Новороссийске, Ростове-на-Дону, Астрахани);

модернизация и увеличение пропускной способности загруженных пограничных и таможенных пунктов пропуска, внедрение современных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения процедур при пересечении транспортными средствами государственной границы.

Перспективным направлением формирования транспортных коридоров через территорию Южного федерального округа является продление международного транспортного коридора № 7 (Дунай - Дон - Волга) в страны Каспийского бассейна и международного транспортного коридора № 3 (Дрезден - Киев - Ростов-на-Дону) через гг. Ростов-на-Дону и Астрахань до соединения с коридором по проекту ТРАСЕКА в Казахстане.

Развитие транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе должно проводиться в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, федеральными целевыми программами «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» и «Юг России (2008 - 2013 годы)», региональными и ведомственными целевыми программами.

Реализация проектов развития транзитного потенциала позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить эффективное включение в глобальную транспортную систему, что создаст стратегические конкурентные преимущества для развития экономики Южного федерального округа.

К стратегическим приоритетам транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа относится развитие крупных транспортных узлов, обеспечивающих переработку и перевалку грузов в интермодальном международном и межрегиональном сообщениях (предусматривается комплексная модернизация и развитие дорожной сети в крупных транспортных узлах - гг. Ростове-на-Дону и Новороссийске).

Развитие портовых комплексов, железнодорожных подъездов на Таманском полуострове формирует Таманский транспортный узел, включающий порты, а также железнодорожные подходы и припортовые станции. Перспективы развития узла связаны с планируемым строительством мостового перехода через Керченский пролив, соединяющего Россию и Украину.

Развитие Астраханского транспортного узла, включающего порты Астрахань, Оля, припортовые железнодорожные станции и пограничную станцию Аксарайская, связано с формированием международного транспортного коридора Север - Юг по направлению Астрахань - Баку - Тегеран и увеличением мощностей Астраханского транспортного узла до 30 млн. тонн в год.

Перспективы развития Волгоградского транспортного узла связаны с увеличением грузопотоков по международному транспортному коридору Север - Юг, ответвлениям Транссиб и международному транспортному коридору № 7 (Дунай - Дон - Волга). Транспортный узел включает портовые комплексы р. Волги, Волго-Донской судоходный канал, грузовые и припортовые железнодорожные станции, а также современные автомобильные дороги. Стратегией предусматривается завершение реконструкции Волго-Донской судоходный канал, а также создание терминально-логистического комплекса. Завершение реконструкции автомобильной дороги Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала создаст дополнительные условия для значительного увеличения транзитного грузопотока через Волгоградский транспортный узел.

В сфере развития автодорожного комплекса предусматривается:

реконструкция наиболее загруженных участков автомобильных дорог;

комплексное развитие крупных транспортных узлов, расположенных на международных транспортных коридорах, и транспортно-логистических центров, которое обеспечит сбалансированное развитие транспорно-технологической инфраструктуры международных транспортных коридоров;

реконструкция автомобильной дороги Джубга - Сочи (с обходом г. Сочи) в целях развития туристско-рекреационных возможностей российского Черноморского побережья и транспортного обеспечения проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи;

строительство автомобильной дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка на концессионной основе;

реконструкция участков автомобильной дороги Астрахань -  
Кочубей - Кизляр - Махачкала;

обеспечение сельских населенных пунктов связью с сетью автомобильных дорог общего пользования.

В сфере развития автомобильного транспорта предусматривается осуществление следующих мероприятий:

развитие технологий интеллектуальных транспортных систем организации автомобильных перевозок, управления дорожным движением, транспортного сервиса и безопасности дорожного движения;

реализация пилотных проектов использования альтернативных экологических видов топлива на городском общественном транспорте.

В сфере развития железнодорожного транспорта предусматривается осуществление следующих мероприятий:

развитие скоростного пассажирского сообщения на направлении Центр - Юг (Москва - Ростов-на-Дону - Адлер, Москва - Ростов-на-Дону - Минеральные Воды);

увеличение провозных способностей железнодорожной инфраструктуры на основных направлениях грузопотоков (Москва - Новороссийск, Волгоград - Котельниково - порты Азово-Черноморского бассейна);

развитие припортовых станций и подъездных путей для обслуживания развивающихся портов в районе Таманского полуострова;

комплексная реконструкция участка железнодорожной линии  
Туапсе - Адлер (предусматривает организацию двухпутного движения и развитие станций);

строительство железнодорожной линии Элиста - Волгоград;

реконструкция пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов в международном сообщении.

В сфере развития городского транспорта предусматривается проектирование и подготовка строительства 1-й очереди метрополитена в г. Ростове-на-Дону.

В сфере развития морского транспорта предусматривается осуществление следующих мероприятий:

модернизация Астраханского, Ростовского и Азовского водно-транспортных узлов с увеличением суммарной перегрузочной мощности на 32 - 34 млн. тонн в год в рамках развития международного транспортного коридора Север - Юг;

строительство перегрузочных комплексов в порту Тамань с суммарным грузооборотом до 90 млн. тонн в год;

создание автопаромных переправ в страны Черноморского и Каспийского бассейнов в портах Кавказ, Новороссийск и Оля.

В сфере развития внутреннего водного транспорта предусматривается осуществление следующих мероприятий:

принятие решения по строительству второй нитки Волго-Донского канала, направленного на освоение грузопотоков в рамках развития международного транспортного коридора № 7 Дунай - Волга;

создание глубоководных речных путей на участках рек Дона, Волги и Волго-Донского судоходного канала, расположенных в Южном федеральном округе;

реализация комплексных проектов реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Волго-Донского и Азово-Донского бассейнов;

принятие решения по строительству Багаевского гидроузла (р. Дон).

В сфере развития воздушного транспорта предусматривается осуществление следующих мероприятий:

реконструкция аэропортов гг. Краснодара, Сочи, Ростова-на-Дону, Анапы, Волгограда, Майкопа, Астрахани, Элисты;

строительство крупного международного аэропорта-хаба Южный в районе г. Ростова-на-Дону;

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа