Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа

Описание работы

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

Strategij_UFO.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания сервисных услуг  на территориях федерального округа с благоприятными природно-климатическими условиями и значимыми культурно-историческими объектами;

развитие транспортно-логистических узлов и транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь регионов Южного федерального округа с ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;

значительное снижение межрегиональных и внутрирегиональных различий в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между различными регионами федерального округа, крупными и малыми городами, городским и сельским населением.

Во многих монопрофильных городах и населенных пунктах Южного федерального округа, испытавших кризис и дробление градообразующих предприятий, необходимо решать проблему реструктуризации муниципальной экономики. К числу таких проблемных территорий округа относятся шахтерские города Ростовской области, а также некоторые населенные пункты в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях и в Краснодарском крае, узкоспециализированные на развитии химической, легкой промышленности и машиностроения.

Для повышения уровня занятости, душевых доходов населения, уменьшения дотационности местных бюджетов необходимо осуществление мероприятий по переобучению населения, поддержке развития малого и среднего предпринимательства, повышению мобильности населения на внутрирегиональных рынках труда, в том числе за счет совершенствования системы общественного транспорта, обеспечивающего ежедневные поездки от места жительства на работу в крупные региональные центры. Эффективным инструментом решения проблемы реструктуризации экономики монопрофильных городов может также стать встраивание новых производств в региональные кластеры на условиях аутсорсинга (субконтрактинга), их вхождение в новые зоны опережающего развития.

Так, в Ростовской области в зоне опережающего роста Восточный Донбасс ведется реализация комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа «Гуково», предполагающего формирование диверсифицированной экономики. Наряду с традиционными угледобывающими видами деятельности здесь планируется строительство предприятия по глубокой переработке угля с высокой добавленной стоимостью, активно развиваются новые высокотехнологичные отрасли, сфера услуг, производственные и сервисные направления малого и среднего бизнеса, за счет чего обеспечивается устойчивое положительное сальдо баланса финансовых потоков города, постепенная трансформация шахтерского города в город с высоким уровнем экологической безопасности, привлекательной средой обитания, растущим населением, развитым сектором услуг, высоким уровнем качества жизни горожан. Здесь предполагается реализовать пилотный проект по существенной модернизации всех основных сфер жизни шахтерского города на основе инновационных решений и формирования практических механизмов межмуниципальной интеграции в рамках Восточно-Донбасской агломерации Ростовской области путем инициирования создания межмуниципального инновационно-производственного узла.

Решению проблем монопрофильных городов в регионах Южного федерального округа также должна способствовать реализация основных положений Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», а также Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

На территории зон опережающего развития Южного федерального округа возможно формирование и развитие специализированных отраслевых кластеров, расположенных как на территории одного, так и на территории нескольких смежных субъектов Российской Федерации.

Территориальные кластеры представляют собой объединения предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, расположенных в территориальной близости и функционально зависимых в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Кластерная политика признана основополагающей в целях обеспечения долгосрочной конкурентоспособности регионов России. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволит существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера.

Долгосрочной целью региональной кластерной политики Южного федерального округа является развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике округа. 
В результате проведения кластерной политики должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики округа за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих кластеры.

На территории Южного федерального округа в рамках выделенных зон опережающего экономического роста существуют благоприятные условия для формирования и развития территориально-производственных кластеров в таких отраслях, как химическое производство, добыча нефти и газа и их переработка, транспортно-логистические услуги, производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка, машиностроение 
(судостроение, транспортное машиностроение, производство сельскохозяйственной техники, авиастроение, энергетическое машиностроение и др.), туристско-рекреационные услуги, угледобыча, производство строительных материалов.

Вместе с тем существуют проблемы, ограничивающие дальнейшее ускоренное развитие территориально-производственных кластеров в Южном федеральном округе:

высокий износ основных фондов многих предприятий, негативно сказывающийся на качестве выпускаемой продукции или оказываемых услуг;

недостаточно развитая институциональная и производственная инфраструктура поддержки развития кластеров;

отсутствие практики стратегического и организационного планирования развития кластера;

невысокий уровень корпоративных связей и информационно-коммуникативного обмена между предприятиями;

недостаточный уровень конкурентоспособности внешних  предприятий кластеров поставщиков;

ограниченный доступ к сырью малых и средних предприятий;

ограниченный доступ предприятий к финансовым ресурсам;

неразвитость рынка специализированных услуг во многих отраслевых секторах.

Для изменения существующей неблагоприятной ситуации необходимо формирование и реализация структурной кластерной политики Южного федерального округа. Кластерная политика округа должна быть нацелена на формирование условий для организационного развития кластеров, включая выявление сложившихся кластеров, разработку стратегий развития, устранение препятствий для их развития. Особую поддержку должны получать проекты, направленные на развитие кластеров межрегионального уровня. Важным шагом будет создание институтов, обеспечивающих координацию развития кластеров и их элементов, облегчающих доступ к основным ресурсам развития кластеров.

На уровне федерального округа необходимо обеспечить реализацию следующих направлений кластерной политики:

создание межрегиональных институтов поддержки развития кластеров (центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства, ассоциаций и объединений предприятий, фондов финансовой поддержки кластерных проектов) и разработку долгосрочных стратегий развития кластеров;

развитие всех видов инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной, социальной, научно-образовательной, финансовой и прочей), направленной на улучшение условий конкуренции и облегчение создания новых предприятий в развиваемых кластерах, в том числе путем создания специальных форм пространственной организации (технопарки, промышленные парки, особые экономические зоны и т.д.);

разработку программ поддержки предприятий развиваемых кластеров, включая поддержку экспорта производимой продукции, поддержка приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования, улучшение корпоративного управления, обмена опытом между участниками кластеров.

Основные приоритеты кластерной политики определяются исходя из выделения нескольких групп отраслей с различным уровнем и потенциалом, значением для экономики области, наличием факторов производства, масштаба рынков, на котором присутствуют предприятия, а также прогнозной динамикой развития основных рынков сбыта.

Необходимо обеспечить интеграцию региональных кластеров между регионами округа. Прежде всего, эта задача актуальна для наиболее развитых и конкурентоспособных кластеров, имеющих перспективы развития на уровне всего округа или нескольких регионов Южного федерального округа. Значительными возможностями для взаимной интеграции обладают, например, сельскохозяйственные кластеры Краснодарского края и Республики Адыгея. Интеграция кластеров позволит добиться взаимного дополнения и усиления их конкурентных преимуществ.

В долгосрочной перспективе развитие территориально-производственных кластеров будет способствовать ускоренному социально-экономическому развитию регионов Южного федерального округа путем повышения инновационной активности и ускоренного развития инновационного сектора экономики, роста несырьевого и высокотехнологичного экспорта товаров и услуг.

 

 

 

 

 

18. Приоритетные  межотраслевые направления развития 

Южного федерального округа. Межрегиональные связи

и крупные межрегиональные проекты

 

Межрегиональные экономические связи Южного федерального округа в целом отражают специализацию регионов округа, их место и роль в общероссийской экономике.

Развитие экономических связей и экономического сотрудничества с различными регионами Российской Федерации в значительной мере обеспечивается в результате реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между органами исполнительной власти входящих в округ регионов с другими субъектами Российской Федерации.

По имеющимся оценкам, межрегиональный товарооборот Южного федерального округа в 2008 году составил примерно 830 млрд. рублей. При этом ввоз продукции производственно-технического назначения в пределы округа существенно превышает вывоз. В рейтинге межрегиональной торговли страны Южный федеральный округ отстает от Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Уральского федеральных округов. Основные объемы межрегиональной торговли приходятся при этом на Краснодарский край, Ростовскую и Волгоградскую области (соответственно 210, 220 и 190 млрд. рублей межрегионального товарооборота в 2008 году), предопределяя наличие очень резких различий во вкладе регионов Южного федерального округа в систему межрегиональной торговли.

Место и роль Южного федерального округа в системе межрегиональных связей Российской Федерации определяются поставками на внутрироссийский рынок продукции машиностроения (сельскохозяйственное, транспортное машиностроение, автомобилестроение), химической, пищевой промышленности, продукции сельского хозяйства.

Южный федеральный округ характеризуется высокой степенью экономического взаимодействия регионов, входящих в его состав. В первую очередь это отражается на объемах межрегиональной торговли между ведущими в экономическом отношении регионами округа.

Так, из Ростовской области в Волгоградскую область в 2009 году вывезено продукции производственно-технического назначения на сумму почти 486,4 млн. рублей, среди которой зерноуборочные комбайны, химические волокна, лакокрасочные материалы, прокат черных металлов, стальные трубы, а  из Ростовской области в Волгоградскую область в 2009 году вывезено потребительских товаров на общую сумму свыше 1,9 млрд. рублей, среди которых  продукты питания, легковые автомобили, верхняя одежда, трикотажные и чулочно-носочные изделия.

Из Краснодарского края в Ростовскую область поставляются цемент, минеральные удобрения, серная кислота, древесноволокнистые плиты, этиловый спирт из пищевого сырья, виноградные вина, сахар, плодоовощные консервы, животное и растительное масло, мука, мясо и птица. В свою очередь, Ростовская область поставляет в Краснодарский край стальные трубы, прокат черных металлов, химические волокна, сельскохозяйственные машины, автомобили, табачные изделия, растительное масло. Годовой объем продукции, вывозимой из Ростовской области в Краснодарский край, в 2009 году составил около 10 млрд. рублей, в том числе 37 процентов пришлось на долю продукции производственно-технического назначения.

Внутренний рынок Республики Адыгея и Республики Калмыкия в настоящее время насыщается главным образом за счет поставок из соседних регионов округа.

Дальнейшее развитие межрегиональных связей регионов Южного федерального округа способно обеспечить рост суммарного объема межрегионального товарооборота Южного федерального округа 
в 1,7 - 1,9 раза (до 1400 - 1600 млрд. рублей в сопоставимых ценах) за период до 2020 года.

Прогнозируемые объемы межрегиональной торговли достижимы при условии повышения конкурентоспособности продукции предприятий округа, реализации мероприятий по продвижению продукции на рынки регионов страны, реализации различных инвестиционных программ и межрегиональных инвестиционных проектов в Южном федеральном округе.

Тесная интеграция для решения задач социально-экономического развития в рамках реализации инвестиционных проектов и мероприятий по поддержке зон опережающего экономического развития, созданию транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, имеющих межрегиональное и федеральное значение, является непременным условием расширения межрегионального сотрудничества, успешной реализации важнейших стратегических приоритетов развития регионов и Южного федерального округа в целом.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа