Социально – экономическая характеристика Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:59, реферат

Описание работы

Один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени – процесс объединения Европы. Идея "общеевропейского дома" существовала давно. Объединить под своей властью Европу мечтали еще древнеримские императоры. Весомый вклад в европейскую интеграцию внесло христианство, ставшее важным объединяющим началом в жизни региона. Идею "Европы для всех" в XIX в. пропагандировал В. Гюго.

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Европейский союз.docx

— 34.68 Кб (Скачать файл)

Предполагался и постепенный  переход к проведению единой политики в различных областях экономической  и социально-экономической жизни  стран-участниц (сельское хозяйство, конкуренция, транспорт, налогообложение и проч.). Переход к единой торговой политике должен был обеспечить согласованные  действия участников группировки во внешнеэкономической сфере и  выступление ЕЭС как единого  целого в системе международных  экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы развития Европейского Союза

Для набирающей силу скептической точки зрения относительно дальнейшего  расширения ЕС определенное значение имеет экономический аргумент: заявки с просьбой о вхождении в ЕС поступают от стран с относительно низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским  уровнем ВВП. Эти страны по большому счету не отвечают установленным  в ЕС критериям принятия новых  членов (так называемые критерии вхождения). Таким образом, достижение экономического единения и равномерного развития всех стран – членов ЕС становится все  более проблематичным, а цена расширения может негативным образом сказаться, например, на формировании общего бюджета  ЕС, что в результате будет оказывать  сдерживающий эффект на темпы развития ЕС в целом. В этом случае может  начать играть более значимую роль принцип "усиленного сотрудничества" (или "расширенного сотрудничества", как это трактует, например, Ниццский договор) стран – членов ЕС с более высоким экономическим потенциалом. Тогда в полной мере проявит себя формула "разноскоростной интеграции", идеологами которой уже в 70-х годах прошлого столетия были Вилли Брандт и Лео Тинденманс. В этом случае следует принять во внимание существенную проблему: при большом количестве стран, входящих в ЕС, со все более и более разнящимся уровнем экономического развития предложенная формула фактически означает дифференциацию темпа интеграции (либо дифференциацию степени интеграции в данных областях) в группах стран – членов ЕС: одни государства быстрее реализуют цели объединения, другие – медленнее. Одни государства находятся как бы в привилегированном положении – быстрее достигают цели и быстрее получают от этого экономические выгоды. Другие же – в более худшем положении. Это не только проблема так называемого членства "второго сорта", или неравноправного партнерства, второразрядного и урезанного, особенно когда речь идет о процессе принятия решения в выработке согласованной интеграционной политики или их положения в институциональных органах Европейских сообществ (в Европейском Союзе). В конечном счете практическая реализация такого сценария евро-интеграции в большом масштабе влечет за собой фундаментальную угрозу: региональная экономическая интеграция становится половинчатой, и ее суть оказывается подорванной. Это возможно в том смысле, что отдельные страны – члены ЕС с разной скоростью и в разных сферах будут участвовать в реализации отдельных фаз экономической интеграции, которые описываются моделью Бела Баласа (Bela Balassa). В результате в долгосрочной перспективе достижение регионального экономического объединения становится призрачным.

Также проблемой считается  проблема безработицы. Высокая доля безработных в экономически активном населении – проблема всех стран ЕС, имеющая долговременный характер. Причины повышенного уровня безработных кроются в демографической ситуации (рост численности рабочих-иммигрантов, высокая активность женщин, ускоренные темпы роста активного населения в районах, где проблема безработицы наиболее остра), а также зависят от конъюнктуры. Большой проблемой для ЕС является преодоление долгосрочной безработицы. Страны Евросоюза представляют собой желанную цель для ищущих работу иммигрантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы

После вступления в ЕС стран-новобранцев  процессы углубления интеграции распространяются на всю новую территорию ЕС. По мнению российских экономистов О. Буториной и Ю. Борко, высказанному несколько лет назад, "переход к Экономическому и валютному союзу сопряжен с такими трудностями, требует таких усилий и расходов, что как раз на лом переходном этапе расширение становится если не препятствием, то, по меньшей мере, тормозом". Теперь, после вступления 10 государств в ЕС, эта точка зрения выглядит еще более правомерной. Еврозона становится структурой, объединяющей меньшинство участников ЕС, причем итоги референдума в Швеции, надолго закрывшего путь к вступлению страны в ЭВС, почти наверняка отодвинут сроки введения евро в двух других странах – Великобритании и Дании. Динамику ЕС в ближайшие 15–20 лет можно представить следующим образом:

  • 2010 г. – страны "десятки" завершают переходный период полностью интегрируются в единый внутренний рынок ЕС с его "четырьмя свободами"; четыре государства – Венгрия, Мальта. Словения и Чехия – возможно, вступят в ЭВС; вероятно, к этому времени или несколько раньше к ЭВС присоединятся также Великобритания и Дания;
  • 2010–2015 гг. – в ЭВС вступают остальные страны "десятки"; к концу периода завершают переходный период и полностью интегрируются в единый внутренний рынок Болгария и Румыния; членом ЕС становятся Турция, Хорватия, Македония;
  • 2015–2020 гг. – Болгария и Румыния вступают в ЭВС, Турция, Хорватия, Македония завершают переходный период и, возможно, также присоединяется к ЭВС; в ЕС вступают Сербия и Черногория, Албания, Босния и Герцеговина.

Все это время институтам ЕС придется решать задачу координации  макроэкономической политики трех групп  государств: членов ЭВС, участников единого  внутреннего рынка и новичков, находящихся в процессе адаптации. И все это время одним из основных направлений политики ЕС будет содействие процессу реальной конвергенции трех десятков стран, который, по сути, начинается заново и займет, видимо, не меньше трех десятилетий. Цена этой политики будет измеряться сотнями миллиардов евро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Объединяясь в Европейский  Союз, страны – участницы руководствовались  не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат  также общая идеология, системы  ценностей и присущее всем европейским  политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение  индивида в обществе, его роль в  политическом процессе, внимание, уделяемое  правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной  общественной прослойки, видятся одним  из действенных стимулов к объединению.

Безусловно, последние расширения ЕС внесли новые элементы в интеграционные процессы в этой группировке, они  уже не будут такими, как они  были до расширения. Еще до принятия новых членов в ЕС-15 стала очевидна разнородность Сообщества, что потребовало  дифференциации при осуществлении  отдельных видов политики. В частности, 15 стран разделились на тех, которые  участвуют в Экономическом и  валютном союзе (12 государств), и тех, которые не участвуют (Великобритания, Дания, Швеция). Однако это пока считается "внешним исключением", и такое  положение не привело к расколу  группировки. В Сообществе, состоящем  из 27 государств – а в перспективе  количество членов еще возрастет, необходимость  дифференциации еще увеличится. Такая  ситуация создает потребность изменений  в интеграционных концепциях Евросоюза. Развитие "разноскоростной" интеграции, имевшее место и в формате ЕС-15, принимает еще более ярко выраженные формы в расширившемся Европейском Союзе, где одним участникам отведена роль впереди идущих локомотивов, а другим – прицепных вагонов.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие д/студентов вузов/ Д.Л. Лопатников. – М.: Гардарики, 2010. – 224 с.
  2. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие/под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2010. – 403 с.
  3. Сумароков В.Н. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России/В.Н. Сумароков, Н.В. Сумароков. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 256 с.
  4. Дабровски М. Обновленный Европейский союз и СНГ: реалии экономического сотрудничества/М. Дабровски // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. – 2009. – №6 – с. 211–219
  5. Фурман Е. Идея интеграции в ЕС и СНГ: социальная база и альтернативы/Е. Фурман // Современная Европа. – 2009. – №2 – с. 61–77
  6. Ковальский Е. Нормативные основы динамики интеграционного процесса на пространстве общеевропейского рынка/ Е. Ковальский // Государство и право. – 2009. – №8 – с. 36–46

 


Информация о работе Социально – экономическая характеристика Европейского Союза