Социально – экономическая характеристика Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:59, реферат

Описание работы

Один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени – процесс объединения Европы. Идея "общеевропейского дома" существовала давно. Объединить под своей властью Европу мечтали еще древнеримские императоры. Весомый вклад в европейскую интеграцию внесло христианство, ставшее важным объединяющим началом в жизни региона. Идею "Европы для всех" в XIX в. пропагандировал В. Гюго.

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Европейский союз.docx

— 34.68 Кб (Скачать файл)

МИНОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ  РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Чувашский государственный  университет им. И.Н.Ульянова»

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра «Региональная экономика  и предпринимательства»

 

Реферат

 

По дисциплине: Мировая  экономика и международные экономические  отношения

Тема: «Социально – экономическая характеристика Европейского Союза»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Гр. ЭК-01-11

Леонтьева Н.В.

Проверила:

Архипова В.А.

 

 

 

Чебоксары-2012

Введение

Один из главных  мировых геополитических сдвигов  послевоенного времени – процесс  объединения Европы. Идея "общеевропейского дома" существовала давно. Объединить под своей властью Европу мечтали  еще древнеримские императоры. Весомый  вклад в европейскую интеграцию внесло христианство, ставшее важным объединяющим началом в жизни  региона. Идею "Европы для всех" в XIX в. пропагандировал В. Гюго. О перспективах "Соединенных Штатов Европы" писал В.И. Ленин. В 1946 г. к образованию Объединенных Государств Европы призывал У. Черчилль. Послевоенный процесс реального объединения стран Западной, а затем и Центрально-Восточной Европы в "общеевропейский дом" стал одним из важнейших факторов развития региона. В результате 25 марта 1957 г. в Риме был подписан договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Европейское сообщество сегодня (с 01.11.93 г. Европейский Союз) – это средоточие существенной части мирового экономического потенциала; образ жизни сотен миллионов человек; феномен, задающий коренные импульсы новому политическому устройству континента. Для Российской Федерации ЕС – это крупнейший торговый и один из главных стратегических партнеров в мире.

Изучение взаимоотношений  партнеров по Сообществу способствует более четкому представлению  о современном состоянии и  перспективах развития интеграционной группировки, оно также важно  для выбора верной стратегии сотрудничества с ЕС. Анализ уникального опыта  партнерства группы государств с широчайшей диверсификацией национальных интересов в рамках организации, основанной на понимании необходимости координации действий, объединения сил и средств, должен быть использован в качестве примера для других интеграционных объединений.

Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний  день Европейский Союз в международных  отношениях нового типа в XXI веке – как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах. Это объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход из политической жизни СССР, коллапс биполярной системы, создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем – все это вместе взятое подвигло многие страны искать утерянную сбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономического сотрудничества – так называемых региональных организациях. И одной из ярчайших примеров такой организации, безусловно, является ЕС. История имеет множество примеров различного рода альянсов, союзов и т.п. Однако ЕС, без сомнения, образец абсолютно иных мотивов интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика Европейского Союза

Европейский союз, образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским Договором 1992 на базе Европейских сообществ, объединивших 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, завершение формирования единого внутреннего рынка устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а к 1999 намечено введение единой валюты евро (некоторое время условно называлось ЭКЮ) и осуществление единой денежно-кредитной политики.

ЕС принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития. Функционирование Европейского Союза с его достаточно разветвленным  аппаратом проведения общих интеграционных мероприятий имеет собственную  финансовую базу, основу которой составляют бюджет, автономные фонды, в том числе  Европейский фонд развития, Европейский  социальный фонд, Европейский региональный фонд, а также Европейский инвестиционный банк.

В последние десятилетия положение  ЕС в мировой экономике изменилось. Развитие западноевропейской интеграции оказывает серьезное воздействие  на структуру и состояние внешнеэкономических  связей. Еще в 70-е годы ЕС превратился  в крупный торговый блок современного мира. Его экспорт более чем в 2,7 раза превышал американский. Доля ЕС в экспорте капитала в форме прямых инвестиций выросла до 25% в 1991-1993 гг. Была усовершенствована система гарантирования частных инвестиций. Государственные гарантии частных инвестиций дополнились системой соглашений о защите инвестиций, заключенных с развивающимися странами.

Активность международных компаний стран ЕС проявляется, прежде всего, на североамериканском рынке. В середине 80-х годов кумулятивный объем  западноевропейских инвестиций в США  превысил американский в ЕС. Страны ЕС, в большинстве своем бывшие метрополии обширных колониальных владений, уделяют особое внимание отношениям с развивающимися странами. Они стремятся  сохранить и углубить свое присутствие  в развивающемся мире. РФ на сегодняшний  день тоже представляет собой некоторый  интерес для стран Европейского Союза, о чем свидетельствует  значительное увеличение капиталовложений в российскую экономику.

Россия сегодня подобно многим другим странам с развивающейся  или переходной экономикой выступает  в основном в качестве импортера  иностранных инвестиций. Однако на сегодняшний день можно констатировать ухудшение структуры иностранных  инвестиций в РФ.

В условиях возможного сокращения финансирования экономики РФ со стороны МВФ и  МБРР увеличилось значение прямых иностранных  инвестиций в производство и транспортную инфраструктуру.

В начале 90-х годов Россия заняла лидирующую позицию по степени активности инвесторов в сферу осуществления  конкретных инвестиционных проектов среди 28 стран Восточной Европы и также  была первой по количеству привлеченных иностранных инвестиций. За тот же период она вышла на первое место  по объему капиталовложений. Доля страны по этим показателям продолжает составлять примерно 25% от общего количества инвестированных  в страны Восточной Европы средств.

Как и Европейский союз в целом, его правовая система представляет с собой сложное образование. Основным его компонентом является право Европейского сообщество, в  которое обычно включают также учредительные  договоры и правовые аспекты институтов ЕС, созданные в рамках Европейского объединения угля и стали и  Евратома. В данной работе рассмотрены  основные принципы, система и источники  права ЕС, являющиеся основой правовой системы этой организации.

Состав ЕС:

1. Европейский Совет

2. Совет Министров

3. Комиссия ЕС - исполнительный  орган

4. Европейский парламент

5. Суд ЕС

Европейский Совет стал высшим политическим органом в ЕС, хотя его создание не было предусмотрено договорами об учреждении Европейских

Функции. Решения Европейского Совета не являются обязательными для исполнения, но дают политический импульс процессу развития ЕС и определяют его важнейшие  направления. Европейский Совет  имеет значение некой высшей инстанции, к которой Комиссия ЕС и Совет  Министров могут апеллировать в  сложных случаях. Данная функция  Европейского Совета обусловлена высоким  уровнем полномочий, которыми обладают главы государств и правительств в своих странах.

Совет министров – главный институт Европейского Союза, уполномоченный принимать  решения. В его рамках представители  правительств государств-членов обсуждают  законодательные акты Сообщества и  принимают либо отвергают их путем  голосования. Теоретически существует только один Совет, однако его состав и название меняется в соответствии с тематикой, таким образом можно  условно говорить о нескольких Советах: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. Заседает дважды в год и каждое заседание, как правило, получает название по имени города, в котором оно проводилось. Совет Министров в некотором роде подотчетен национальным правительствам, но их решения не могут быть отменены.

Состав: Каждое государство ЕС имеет  в Брюсселе постоянное представительство, где работают дипломаты и чиновники  из всех национальных министерств. В  ходе рабочих совещаний представители  государств-членов прорабатывают вопросы, требующие решения на уровне Совета Министров.

Функции: Совет Министров уполномочен  принимать решения. Его роль состоит  в том, чтобы давать необходимый  толчок развитию, определять общие  политические директивы Союза.

Европейская Комиссия состав – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20 представителей государств-членов, называемых Членами  Комиссии, которые назначаются на пятилетний срок. Все представители  независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и  назначаются ими. Один из членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2 представителя от каждого  из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия, Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб-квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты  и на другие департаменты.

Функции:

1. Инициировать выработку политики

2. Выполнять решения

3. Выступать гарантом правовых  положений, попадающих под ее  юрисдикцию.

Парламент многонациональный состоит  из 626 членов, которые избираются на основе прямого всеобщего избирательного права каждые 5 лет на выборах  в государствах-членах Европейского Союза.

Функции:

1. Действовать в качестве ведущей  политической силы

2. Выполнять законодательные функции  в некоторых областях

3. Решать вопросы о назначении  и снятии Членов Комиссии

4. Играть ключевую роль в принятии/отклонении  бюджета.

Суд ЕС состоит из 15 судей, которым  помогают 9 Генеральных Адвокатов. Судьи  выдвигаются своей страной, а  назначаются Советом Министров  государств-членов на шестилетний срок, каждые 3 года обновляется половина состава судей. Их независимость  гарантируется. Суд расположен в  Люксембурге.

Функции:

1. Следить за тем, чтобы толкование  и применение правовых инструментов  соответствовало законам Сообщества.

2. Регулировать разногласия между  государствами-членами, между государствами-членами  и самим ЕС, между институтами  ЕС, между ЕС и физическими  либо юридическими лицами, включая  сотрудников его органов.

3. Давать заключения по международным  соглашениям. В соответствии с  Маастрихтским договором

4. Налагать в случае невыполнения  его решений штрафы в форме  единовременно выплачиваемой суммы.

Неотъемлемым элементом экономической  интеграции является валютная интеграция – процесс координации валютной политики, формирование наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных финансовых и валютно-кредитных организаций.

Введение евро завершит начатый в 70-е годы переход от одновалютной (Бретон-вудской) системы, основанной на долларе как единственной мировой валютно-резервной валюте, к системе, опирающейся на две суперрегиональных резервных валют - доллар и евро.

Появление новой валюты, стабильность которой изначально поддерживает стабильность национальной валюты любой из стран, входящей в валютный союз, равнозначно  революции в мировой финансовой системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы развития Европейского Союза

Европейский союз (ЕС) является крупнейшим региональным межгосударственным интеграционным объединением с сильными элементами наднациональности, проявляющимися в разработке и проведении единой политики в сферах торговли, сельского хозяйства, транспорта и других экономических областях. В рамках ЕС создан экономический и валютный союз, введена единая валюта – евро, которая с 2002 г. полностью заменила национальные валюты подавляющего числа стран-членов. Интеграционные процессы в Европе достигли наивысшего в мире уровня. В состав Евросоюза в настоящее время входят 27 стран Европы и несколько стран являются кандидатами. История этого Союза началась более полувека назад.

Важно отметить, что с  самого начала западноевропейской интеграции большое значение придавалось созданию прочной, детально разработанной правовой базы, что явилось основополагающей предпосылкой ее успешного развития.

1 этапом многостороннего западноевропейского взаимодействия в Хозяйственной области стало образование в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В его основе лежала выдвинутая в трудные послевоенные годы французским политическим деятелем Жаном Монне и министром иностранных дел Франции Робером Шуманом идея об объединении угольной и сталелитейной промышленности Германии и Франции под контролем наднационального органа. В ЕОУС первоначально вошли Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия.

2 этап - В 1955 г. министрами иностранных дел той же "шестерки" государств было принято решение о подготовке договора, предусматривающего расширение сферы экономической интеграции, и резолюция о создании Общего рынка. Одновременно прорабатывался вопрос об интеграции атомной промышленности стран Западной Европы. В результате 25 марта 1957 г. в Риме был подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), известный как Римский договор, а также Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Целью было объединение усилий стран-членов для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Информация о работе Социально – экономическая характеристика Европейского Союза