Сценарии развития и возможные геостратегии России в ХХI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – показать векторы, определяющие глобальную геополитику современной России, сосредоточив внимание на актуальных аспектах и нерешенных задачах внешнеполитической деятельности России.
Реализация поставленной цели исследования потребовала решения следующего комплекса взаимосвязанных задач:
- провести исследование в историческом контексте формирования сущности геополитики современной России;
- раскрыть в чем причины сложного геополитического положения России в ХХI в;
- охарактеризовать прогнозы относительно места России в мире в ХХI в.;

Файлы: 1 файл

геополитика.политология.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

3. СЦЕНАРИИ  РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ГЕОСТРАТЕГИИ

РОССИИ  В ХХI ВЕКЕ

В значительной степени позиционирование России в  мировой политике в ХХI в. будет  зависеть от сделанного ею выбора в пользу той или иной экономической модели. Само собой разумеется, что оптимальная экономическая модель для России должна предполагать отказ от акцента на почти исключительно сырьевых отраслях, должна ориентироваться на такую диверсификацию экономики, которая была бы в русле нынешнего этапа мировой информационно-индустриальной революции.

Наиболее перспективным  с точки зрения как существующих реалий, так и определившихся тенденций  и векторов как отечественного, так  и мирового развития представляется выбор в пользу такой модели экономического развития, которая должна сочетать разумное присутствие государства в экономике с мобилизацией таких перспективных резервов роста отечественной экономики, как наращивание и развитие наукоемких отраслей, а также формирование кластерных экономических систем при самом активном участии в них союза государственных и представляющих мелкий и средний бизнес структур.

Исключительно важно для определения положения  России в мировой политике в ХХI в. ее позиционирование в отношении наиболее полезных и перспективных союзников. Многие сторонники западничества настоятельно рекомендуют России ориентироваться прежде всего на США, так как они пока остаются единственной сверхдержавой, во многом определяющей положение в мировой политике в целом. Однако национальные интересы России объективно требуют при сохранении необходимых партнерских отношений с США уделять не меньшее, а может быть, даже большее значение выстраиванию тесных отношений между Россией и Европейским союзом, между Россией и ведущими странами Дальнего Востока, прежде всего с Китаем.

Учитывая, что  Соединенные Штаты, очевидно, являются главной силой, не подпускаюшей Россию слишком близко к клубу развитых западных стран, налаживание необходимого партнерства с этим клубом находится в прямой зависимости от состояния отношений между Россией и Европейским Союзом. В связи с войной американо-британской коалиции против Ирака для России сложились благоприятные условия для укрепления отношений с главной осью Европейского Союза: Берлин-Париж. Именно эти две страны - Франция, Германия - являются сегодня ключевым фактором определения экономической ситуации в ЕС. Это обстоятельство рано или поздно окажется решающим и для конечной политической стратегии ЕС, несмотря на то, что пока коалиция нынешних периферийных государств Евросоюза с готовящимися к вступлению в него новыми, прежде всего восточно-европейскими странами в связи с войной в Ираке пока предает больше атлантический, чем «европейский» оттенок внешней международной политике ЕС.

Укреплению  позиций России в мировой политике способствуют ее активные и всесторонние отношения со странами ближнего зарубежья, СНГ. Также имеет смысл для  России стремиться к восстановлению союзнических и партнерских отношений  с арабским миром, многими странами Азии, Африки и Латинской Америки, в первую очередь с теми, которые способны оказать реальное воздействие на соотношение сил между ныне сложившимися «мирами» в связи с происходящими в них как экономическими, так и общественно-политическими процессами.  
Конечно, Россия не должна позволять допускать ослабления и тех факторов, которые даже сегодня позволяют ей оставаться в числе видных субъектов международных отношений. Речь идет, в частности, о ядерном потенциале России. Кроме того, крайне необходима быстрейшая модернизация вооруженных  
сил, систем образования, науки, а также безопасности.

Важным условием обеспечения надлежащей роли России в мировой политике является модернизация самой российской государственности.

Нынешняя переломная, во всех отношениях сложнейшая ситуация для России неизбежно предъявляет качественно особые требования к организации и функционированию государственных институтов, качеству политических и интеллектуальных элит. Не обеспечив необходимой их ротации на основе привлечения наиболее энергичных и способных представителей самых разных слоев общества, не поставив во главу угла их деятельности безусловный приоритет национальных интересов страны, не обеспечив должного контроля за их функционированием, Россия неизбежно окажется в арьергарде, на обочине мирового развития.

Поступательное  развитие хотя бы относительно обнадеживающих тенденций в современной России во многом зависит от эволюции нынешнего  политического режима, современной  российской государственности. Фактическое  отсутствие необходимой политической культуры, культуры демократического гражданского общества; устремленность большинства элиты (возглавившей перемены) к эгоистическому, личностному. меркантильному устройству в ущерб реальному осуществлению провозглашенных в качестве целей прав и свобод, а также попытка навязать стране Импортированные» модели политического устройства и развития - все это имело следствием огромное политическое и социальное разочарование масс, повлекшее за собой политическую апатию и отказ от серьезного политического участия, надежду на режим «сильной руки» и т. п. В свою очередь, стремившиеся к консолидации завоеванного и к стабилизации достигнутого представители властвующей элиты тоже тяготели и тяготеют к режиму сильной власти. Отсюда создаются объективные предпосылки для эволюции органов исполнительной власти и института президентства в России в направлении одной из форм очевидного авторитаризма.

Нынешняя Россия определяет свой путь в сложных и  неоднозначных условиях глобализации. Ей приходится решать как общие задачи для всех стран, оказавшихся в системе глобализированного мира, так и специфические проблемы, обусловленные несомненной уникальностью нашей страны, российского общества, современного этапа его развития. Российскому руководству, политической элите необходимо таким образом встраивать страну в мировую политику, чтобы сочетать особенности нашего развития со структурными отношениями эпохи постмодерна, сегодняшнего этапа информационной революции, глобализации. В этой же связи существуют и развиваются иногда весьма серьезные механизмы сопротивления инновациям как в духе утверждающегося в России капитализм, так и в духе доминирующей пока в мире неолиберальной глобализации.

Целый ряд трудностей развития России в начале ХХI в. предопределен  такими во многом субъективным моментами, как отсутствие долгосрочного целенаправленного стратегического курса руководства страны, предполагающего не только сбалансированность и консолидацию правящей элиты, но и наличие у нее понятной обществу и принимаемой большинством идеологии, стратегии развития, а также спонтанность и противоречивость целой серии важных для страны и общества решений, нормативных актов, действий основных политических акторов и т. д.

Учитывая специфические  особенности и противоречивость современного этапа развития российского общества и государства, некоторые специалисты предлагают рассматривать всю совокупность перемен, начатых «либеральной революцией 90-х гг. ХХ в. в России, как развивающуюся модернизацию, или неомодернизацию». Согласно А. И. Соловьеву, такая неомодернизация представляет собой «сочетание конфликтующих между собой проективных практик», фактически остающихся в историческом поле модерна, но при этом резко усиливающих внутреннюю вариативность развития. Отсюда неустойчивость, нестабильность, «неравновесное состояние» нынешнего российского государства и общества, противоречивость результатов его развития и т. п. С учетом серьезных слабостей экономики, перекосов и пороков системы власти, выражающихся в том числе в массовых масштабах коррупции, различных формах приватизации и переконцентрации власти, перспективы России представляются достаточно сложными и неопределенными. Многое будет зависеть от развития отношений между политической элитой и корпоративными структурами крупного капитала; от эволюции избранной модели государственности, управления обществом; от контактов с партнерами по международному сообществу; от отношений международных торговых и экономических организаций (с участием России), среди которых безусловно приоритетными являются взаимосвязи со странами «золотого миллиарда». Среди них России предстоит определить своего главного партнера на ХХI в. в лице или США, или Европейского Союза, или ведущих стран Азиатского региона.  
          Одним из важных ресурсов преобразования и развития России в ХХI в. многие специалисты считают учет того разнообразия, которое отличает Россию как государство. В общем российском мире» всегда было, есть и будет много различных, разнообразных «миров». На основе углубленного развития демократических принципов взаимосвязи, взаимодействия, взаиморазвития этих «миров» возможно создание и успешное встраивание в существующие традиционные элементы и принципы демократии новых не только институтов, стратегий, ценностей и ориентиров, но и политических акторов, общественно-политических и политических организаций, объединений, ассоциаций. Безусловно, важную роль среди них должны занимать представители образующих большинство населения сил и слоев. Мощную и поистине великую Россию в ХХI в. нельзя построить усилиями лишь нынешних «гегемонов» ее развития, сегодняшних экономических и политических либеральных элит, особенно если учесть присущие им эгоизм и корыстолюбие. Только нахождение необходимой «национальной идеи», основ, способных хотя бы отчасти объединить в общем стремлении к утверждению благополучной и процветающей России ныне правящую элиту с социально-политической оппозицией и особенно массами населения, способно переломить негативные тенденции развития Российского государства и общества начала ХХ в., открыть для них достойные перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложное геополитическое  положение России в конце ХХ в. связано с последствиями распада  Советского Союза и системным  кризисом, затронувшим все сферы  российского общества и государства. В связи с этим научно обоснованная геополитика России в современных условиях должна быть направлена на преодоление негативных последствий распада СССР, на укрепление е национальной силы и национальной безопасности и тем самым способствовать существованию повышению роли России в мировом сообщетве.

Современная геополитика  России ориентирована на восстановление традиционных экономических, культурных, политических связей со странами, входящими  в сферу ее национальных интересов, в первую очередь со странами СНГ  В начале ХХI в. руководству России удалось ликвидировать многие геополитические угрозы, предотвратить распад страны и существенно повысить ее роль в мировой политике и экономике.

Россия сегодня  объективно все еще является наиболее влиятельным геоэкономическим субъектом  Евразии: в ее распоряжении находятся наиболее дефицитные ресурсы Евразии - нефть и газ. Однако она еще недостаточно использует экономические рычаги влияния в своей геополитической стратегии. Для усиления интеграционных процессов в постсоветском пространстве можно было бы эффективно использовать современные геоэкономические методы: переход к жестко избирательной системе распределения дефицитных энергоресурсов, введение принципа экономических преференций - системы внутренних цен на энергоресурсы и другое дефицитное сырье, способной создать дополнительные стимулы к экономическому и политическому объединению, активизировать интеграционные процессы в постсоветском пространстве. Новая геоэкономическая модель интеграции постсоветского пространства могла бы стать реальной альтернативой процессу деиндустриализации и архаизации в ближнем зарубежье, когда вслед за геоэкономикой последует и геополитика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гаджиев, К.  С. Геополитические горизонты  России: контуры нового миропорядка  / К. С. Гаджиев. - М. : Экономика, 2007. - 752 с.

2. Геополитика:  классич. школы геополитики, современная  российская геополитика / сост. Б.  А. Исаев. - СПб-М. : Питер, 2007. - 511 с.

3. Геополитика:  учебник / отв. ред. Л. О. Терновая  и С.В. Фокин; оформ. Н. Н.  Опиок; под ред. В. А. Михайлов / Российская акад. гос. службы при Президенте РФ. - М. : РАГС, 2007. - 367 с.

4. Политология:  Курс лекций /С. Н. Бабурин, Б.  Н. Бессонов, Л. Н. Доброхотов, В.  П. Тоцкий. – М. : Норма, 2007. – 272 с.

5. Российская  наука международных отношений: новые направления / под ред. А. П.Цыганков и П. А.Цыганков. - М. : ПЕР СЭ, 2005 . - 415 с. направления эволюции геополитической мысли современной России / Соловьев, Э. Г. - С. 255-287.

6. Шеремет, О.  Л. Российская геополитика: История  и современность / О. Л. Шеремет //История государства и права. - №9, 2007. – С. 31.

 


Информация о работе Сценарии развития и возможные геостратегии России в ХХI веке