Российско-Китайские отношения в начале ХХI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве подписан 16 июля 2001 года в Москве президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем. Договор рассчитан на 20 лет с автоматическим продлением срока на 5 лет, если ни одна из сторон не выразит намерение отказаться от соглашения (текст договора на сайте kremlin.ru). Договор состоит из 25 статей, которые охватывают различные сферы российско-китайских отношений. Каждое положение договора несет без преувеличения огромную смысловую нагрузку.

Файлы: 1 файл

контрольная!.docx

— 50.10 Кб (Скачать файл)

   Балтийская  Академия  Туризма  и  Предпринимательства

                           

 

                                    Контрольная работа

           студентки 524 группы, факультета  Туризма и Сервиса

             специальность: Связи с общественностью

              Николаевой Натальи

 

      

  На тему: Российско-Китайские отношения в начале ХХI века.

       

 

Основной тезис моего  доклада заключается в том, что  на данном этапе Российско-Китайские  отношения стремительно развиваются, страны сотрудничают друг с другом в различных сферах деятельности, однако имеют свои недостатки.  Если они сохранятся в текущем виде, Россия станет младшим партнером Китая и поставщиком сырья, а не самостоятельной державой в Азии.

Политическая  сфера.

        Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве подписан 16 июля 2001 года в Москве президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Цзян Цзэминем. Договор рассчитан на 20 лет с автоматическим продлением срока на 5 лет, если ни одна из сторон не выразит намерение отказаться от соглашения (текст договора на сайте kremlin.ru). Договор состоит из 25 статей, которые охватывают различные сферы российско-китайских отношений. Каждое положение договора несет без преувеличения огромную смысловую нагрузку. Договаривающиеся стороны обязуются на долгосрочной основе развивать отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с нормами международного права, не применять в своих взаимоотношениях силу или угрозу силой, уважать выбор пути развития друг друга, поддерживать друг друга в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности.

      Россия и Китай будут укреплять доверие в военной области, способствовать укреплению безопасности каждой из сторон и упрочению региональной и международной стабильности. Стороны договорились не участвовать в союзах и блоках и не предпринимать действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности партнера. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. Договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию их действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.

      Согласно договору, Россия и Китай развивают взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, стимулируют приграничное и межрегиональное сотрудничество, содействуют культурным обменам. Они активно сотрудничают в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и нелегальной миграцией. Выделена важность развития контактов между органами законодательной, исполнительной и судебной властей двух государств.

        5-я статья договора о добрососедстве гласит : «Российская Сторона подтверждает неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу, изложенной в политических документах, подписанных и принятых главами обоих государств в период с 1992 года по 2000 год. Российская Сторона признает, что в мире существует только один Китай, Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Российская Сторона выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме». Россия поддерживает принцип территориальной целостности КНР. После принятия Китайской Народной Республикой в марте 2005 года закона «О противодействии расколу страны» президент Путин заявил о своей однозначной поддержке этого закона. При этом акцент делается на необходимость использования политических средств для обеспечения территориального единства Китая. МИД РФ высказал «понимание мотивов» принятия данного закона. По словам официального представителя МИД РФ А. Яковенко, "мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Исходя из этого, выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, не приемлем концепций «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня».        

       Экономические, научно-технические, культурные и другие неофициальные связи между Россией и Тайванем осуществляются отдельными гражданами и неправительственными организациями, при этом в российско-тайваньских контактах не могут использоваться государственная символика России и символика и название Китайской Республики.

        В 6-й статье договора закрепляется отсутствие у сторон взаимных территориальных претензий. Что же касается уточнения линии прохождения границы на двух остающихся небольших участках (их длина составляет менее 2 процентов общей протяженности российско-китайской границы), то в договоре записано, что стороны будут продолжать переговоры с целью ускорения нахождения взаимоприемлемых решений, сохраняя статус-кво на еще не согласованных участках. [Статья заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.П.Лосюкова. Август 2001, журнал «Международная жизнь» ]

       Интересна статья 8, запрещающая использование территории России и Китая третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности друг друга, а также деятельность организаций и групп, наносящих такой ущерб. Ясно, что речь здесь идет о важнейшем взаимном интересе обоих государств: борьбе с сепаратистскими движениями, поддерживаемыми международными террористическими организациями или третьими странами. Однако формулировка эта может трактоваться слишком расширительно. Могут ли, например, в России действовать российская организация или отделение международной организации, выступающие за независимость Тибета? Российская Конституция этого не запрещает, но по договору (имеющему приоритет перед внутренним законодательством) Китай теперь получает право требовать ее запрета. Верно, что Россия крайне не заинтересована в распаде или дестабилизации Китая, но как суверенное и демократическое государство она вряд ли может допустить, чтобы программы ее неправительственных организаций регулировались из-за рубежа. [Александр Владимирович Лукин - доктор политических наук, Независимая газета. 3 августа 2001]

         Договор, как и российско-китайское сотрудничество в целом, имеет два аспекта: международный и двусторонний. Практически полное совпадение взглядов двух стран на международные проблемы является важнейшим двигателем в процессе улучшения двусторонних отношений. Лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это совершенно верно в том смысле, что США и Запад в целом не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив, обе страны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом, оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям.

           Что касается двусторонних российско-китайских отношений, то и здесь значение договора велико. Для Китая важно выраженное в нем уважение выбора пути развития, что свидетельствует об отказе России поучать Китай относительно предпочтительности той или иной политической системы или "прав человека".[ст. 18 «Договор о добрососедстве»]

         В 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества- лидерами Китая, России, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и    безопасности на широком пространстве, объединяющем    государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом,  экстремизмом,  наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

             В 2005 году  состоялась ратификация Государственной Думой РФ и Всекитайским собранием народных представителей дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в её восточной части [Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2005 г.]. Этот процесс завершил урегулирование пограничных проблем в отношениях России и КНР — многолетний переговорный процесс, который был начат ещё СССР и КНР в 1964 и который, помимо переговоров дипломатов, сопровождался ещё и кровопролитием с обеих сторон.

         В результате проведения межгосударственной границы по центру реки Амур Китай получил ряд территорий общей площадью 337 квадратных километров: остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. Данные земли не были заселены и никак не использовались, по причине заболоченности, не используются они и сейчас. Основную часть этих территорий составила западная оконечность Большого Уссурийского острова на реке Амур напротив устья реки Уссури. Остров имеет территорию от 327 до 350 км² в зависимости от сезона.  14 октября 2004 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Ху  Цзиньтао подписали дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе, согласно которому произошла передача. 

        20 мая 2005 года Государственная дума 4 созыва ратифицировала дополнительное соглашение (поддержали 307 депутатов, против — 80, воздержались двое). 25 мая соглашение было утверждено Советом Федерации (поддержали 157 сенаторов, против — двое, без воздержавшихся). 

Передача островов вызвала неоднозначную реакцию в России. В качестве положительного результата называлось улучшение отношений с Китаем, протяжённость границы с которым составляет более 4300 км, и снятие потенциальной угрозы территориального конфликта в будущем. Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий считает, что окончательная передача островов КНР открывает большие перспективы для жителей региона. «У нас появляется уникальная возможность, которой нет больше нигде в стране, активизировать не только торговое, но и культурное взаимодействие», - заявил господин Березуцкий. Правительство Хабаровского края, смирившись с передачей островов КНР, в течение последних лет разрабатывает проект создания на Большом Уссурийском острове совместной российско-китайской торговой зоны, предусматривающий строительство на острове таможенно- пограничного перехода и постоянно действующего моста вместо существующего понтонного. В будущем на данной территории планируется создать новый трансграничный коридор между Китаем и Россией.

      С другой стороны, ряд политиков расценивали передачу российской территории как ослабление позиций России. Также указывалось на стратегическое положение островов и наличие на них природных ресурсов [Информационное агентство REGNUM].

      Природные ресурсы островов богаты и разнообразны. Значительную ценность имеют земельные ресурсы. До 70% площади может использоваться для пашни, сенокоса и пастбищ. На территории островов обитают ценные пушные виды животных, копытные, боровая и водоплавающая дичь. Имеются виды, занесенные в Красные книги Международного союза охраны природы, СССР и России: дальневосточный и черный аисты, черный и японский журавли, мандаринка, сухонос, дальневосточная кожистая черепаха и другие.   В Амуре и его протоках много рыбы. Среди них охраняемые виды: черный амур и китайский окунь- ауха. В окрестностях островов постоянно обитает больше рыбы, чем в бассейне Волги. Около островов постоянно проходит миграция осенней кеты и миноги [Всероссийская общественно-политическая интернет-газета, октябрь 2008].

Военно-техническая сфера.

     В первые годы XXI века стала прослеживаться еще более устойчивая тенденция по интенсификации и расширению российско-китайского военно-технического сотрудничества. Уже в 2003 году в РФ была разработана и принята специальная государственная программа по Военно-техническому сотрудничеству (ВТС) с КНР. Согласно этой программе, Россия значительно увеличила объемы контрактов, лицензионных соглашений, а также открыла доступ Китаю к новым видам высокотехнологичных систем вооружений: многоцелевым атомным подводным лодкам, дальним бомбардировщикам, самолетам-перехватчикам, а также тяжелым авианесущим и ракетным крейсерам. 
     Однако нынешний формат военно-технического сотрудничества представляется неоднозначным с точки зрения долгосрочных интересов России. Китай, осваивая российские военные технологии, постепенно, но неуклонно сокращает технологический разрыв с российской Военно-Промышленной комиссией (ВПК). Более того, КНР уже самостоятельно выходит на мировой рынок вооружений, конкурируя с РФ по тем или иным образцам военной техники, изготавливаемой на своих заводах по российским технологиям. Таким образом, Россия своими руками создает для себя потенциально сильного конкурента на мировом рынке вооружений.

    В 2004 г. российско-китайские отношения в военно-технической сфере вступили в новый этап, который в лучшем для России случае окажется паузой, а в худшем – будет означать начало серьезного кризиса военно-технических связей с этой страной. Наиболее яркими проявлениями этого нового качества отношений стали отказ КНР закупить в течение 2004 г. второй полк истребителей Су-30МК2 для ВМС НОАК, а также видимое отсутствие желания перевести в твердый контракт опцион на поставку в КНР 95 комплектов для сборки Су-27СК в рамках лицензионного соглашения 1996 г.

        Мотивация китайской стороны в этих двух случаях имеет разную природу: задержка с закупкой второй партии морских ракетоносцев носит временный и тактический характер, в то время как отказ от закупки второй сотни комплектов может быть индикатором более глубинных процессов в китайской военно-технической политике. Вероятнее всего, пауза с подписанием контракта по Су-30МК2 связана среди прочего с аварией одного из таких самолетов первой партии, если только сообщения западной прессы по этому поводу соответствуют действительности [Delivery of 24 Su-30MK2 to China Completed. Air Forces monthly. December 2004] . Согласно этим сообщениям, одна машина была потеряна 16 марта 2004 г. по причине ошибки в управлении, допущенной китайским пилотом. Скорее всего, ВМС НОАК все же разместят в течение 2005 года соответствующий контракт с выполнением ориентировочно в 2006 или 2007 гг. Таким образом, эта отсрочка все же будет иметь негативные последствия для завода в Комсомольске-на-Амуре, который на 2005 год практически не имеет загрузки.

      Причины отказа от контрактации лицензионного опциона имеют более фундаментальный характер и могут заключаться в следующем:

  • Китай в основном освоил производство планеров истребителей Су-27СК и нуждается теперь только в импорте наиболее высокотехнологичных систем и агрегатов для боевых авиационных комплексов. Прежде всего это касается двигателей АЛ-31Ф, поскольку программа собственно китайского двигателя WS-10A, похоже, пока не привела к созданию качественного мотора, который удовлетворял бы ВВС. Что касается БРЭО, то вряд ли НОАК удовлетворяет уровень авионики Су-27СК, и минимальный технологический порог новых предложений должен находиться на уровне оборудования Су-27СКМ, а еще лучше – Су-30МК3 с новым радаром. Если эта гипотеза соответствует действительности, АХК «Сухой» и КнААПО уже мало что получат от дальнейшей реализации лицензионной программы, и на серьезную выручку при производстве китайских истребителей могут рассчитывать только двигателисты и прибористы. Таким образом, кризис со второй партией лицензионного контракта может иметь одной из своих причин повышение технологических и производственных возможностей китайской авиационной промышленности.
  • Прямо противоположная гипотеза заключается в том, что завод в Шеньяне буквально затоварен комплектами Су-27СК: получив 105 китов, китайцы смогли собрать всего 40 истребителей и не нуждаются пока в получении новых комплектов. Эта гипотеза представляется нам маловероятной.
  • КНР санкционирует Россию за ее решение направить нефтепровод в Восточной Сибири на Находку, а не в Дацин, как настаивал Пекин. Если это так, следует признать, что российская сторона не смогла использовать такой мощный аргумент, как заинтересованность Пекина в российском углеводородном сырье. Напротив, Китай разыгрывает карту российской заинтересованности в продолжении ВТС в своих интересах, связанных с энергетикой.
  • Самая пессимистическая, но не слишком вероятная гипотеза состоит в том, что КНР начала переориентацию на европейских поставщиков вооружений. Эта гипотеза инспирирована главным образом ожидаемой отменой европейского эмбарго на поставки вооружений в КНР, которое было введено в 1989 г.

Информация о работе Российско-Китайские отношения в начале ХХI века