Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: Проследить основные этапы развития вятского кружевоплетения, проследить творчество мастеров.
Задачи:
1. Изучить основные этапы развития вятского кружевоплетения, условия развития этого центра.
2. Определить художественно-технические особенности вятского кружевоплетения.
3. Рассмотреть основные технологические приемы и элементы вятского кружева.
4. Рассмотреть орнаментальные мотивы вятского кружевоплетения.
5. Рассмотреть ассортимент изделий вятских кружевниц.
6. Проследить судьбу центра Вятского кружевоплетения в дореволюционный и советский периоды.
7. Рассмотреть творчество мастеров, внесших вклад в развитие промысла.
8. Проанализировать развитие Вятского кружевоплетения в постперестроечный и современный периоды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…..3
Глава I. Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках……........….…5
1.1 Возникновение и распространение кружевоплетения в России………..…..5
1.2 Ведущие центры кружевоплетения в России……………………………..…8
Глава II. Формирование традиций вятского кружевоплетения……………….15
2.1 История вятского кружевоплетения..……………………………………….15
2.2 Художественно-технические особенности вятского кружевоплетения….17
2.3 Вятские кружевницы, внесшие вклад в развитие промысла……..…….….23
Заключение………………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………….………..30

Файлы: 1 файл

Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках.docx

— 73.24 Кб (Скачать файл)

 

                                                         Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..…..3

Глава I. Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках……........….…5

1.1 Возникновение и распространение кружевоплетения в России………..…..5

1.2 Ведущие центры кружевоплетения  в России……………………………..…8

Глава II. Формирование традиций вятского кружевоплетения……………….15

2.1 История вятского кружевоплетения..……………………………………….15

2.2 Художественно-технические  особенности вятского кружевоплетения….17

2.3 Вятские кружевницы, внесшие  вклад в развитие промысла……..…….….23

Заключение………………………………………………………………………..29

Библиографический список…………………………………………….………..30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Русское кружево – замечательное и интереснейшее явление народного художественного творчества. Кружевоплетение в России насчитывает немногим более трёх столетий. В сравнении с вышивкой, и особенно ткачеством, кружево называют молодым видом искусства. Но, несмотря на это, как ни в одной другой стране мира, в России оно отличалось большим разнообразием. Кружево плели из волоченного золота и серебра, вплетали серебряную нить (расплющенную тонкую проволоку, окрашенную малиновый, зелёный, синий цвета), украшали разными «блестками», звёздочками. Было известно кружево «сажённое и низанное жемчугом», кружево с пухом и горностаем, с различными шелками и мишурой. Изящны и нежны были кружева, сплетённые из шёлка или простой льняной нити. Кружева плели в Тверской, Костромской, Орловской, Нижегородской, Рязанской, Волгоградской, Петербургской, Новгородской губерниях. Одно из известнейших – вятское кружево – представляет интерес не только для мастериц, но и для исследователей народного искусства.

Актуальность: Кружевоплетение – один из самых изысканных видов прикладного искусства. Современные кружевницы – хранительницы замечательного искусства русского коклюшечного кружева, широко известного и высоко ценимого не только в России, но и далеко за ее пределами. Одним из самых главных отличий кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые придают изделию ажурность, легкость и красоту. Кружевная одежда не выходит из моды, она актуальна в любом возрасте и никогда не устареет. Кружево – это самое нежное и загадочное, что есть в гардеробе женщины.

Объект: вятское кружевоплетение.

Предмет: развитие вятского кружевоплетения в XIX - XX веках.

Цель: Проследить основные этапы развития вятского кружевоплетения, проследить творчество мастеров.

Задачи:

  1. Изучить основные этапы развития вятского кружевоплетения, условия развития этого центра.
  2. Определить художественно-технические особенности вятского кружевоплетения.
  3. Рассмотреть основные технологические приемы и элементы вятского кружева.
  4. Рассмотреть орнаментальные мотивы вятского кружевоплетения.
  5. Рассмотреть ассортимент изделий вятских кружевниц.
  6. Проследить судьбу центра Вятского кружевоплетения в дореволюционный и советский периоды.
  7. Рассмотреть творчество мастеров, внесших вклад в развитие промысла.
  8. Проанализировать развитие Вятского кружевоплетения в постперестроечный и современный периоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Развитие кружевоплетения в России в XVIII - XIX веках

1.1 Возникновение  и распространение кружевоплетения в России

 

Кружевоплетение – один из самых изысканных видов прикладного искусства. Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе в Италии не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Наиболее древними европейскими центрами, помимо Италии, были Фландрия, Франция и Испания. В России кружева были привозными весь XVI и первую половину XVII в. Собственное же кружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах. Существует также предание о начале кружевоплетения в тот же период в Макарьевом монастыре города Калязина, завезённое, во время переселения туда царицы Марии Ильинишны со всем своим штатом дворцовых мастериц, когда в Москве свирепствовала моровая язва. Однако предание о Калязине не подкреплено пока ни архивными, ни материальными свидетельствами.

Вместе с тем плетение как таковое, известно было на Руси в глубоком средневековье. Многочисленные памятники прикладного искусства и архитектуры IX-XV вв. декорированы разнообразными плетёнками. К сожалению, нитяное плетение этого времени до нас почти не дошло за исключением весьма небольшого числа памятников. К ним относится образец из Суздаля, датированный XII в., служивший петлями для рубахи. Плетение выполнено из золотного шнура. Интересно то обстоятельство, что орнамент его очень близок узору резного пояска на Дмитровском соборе во Владимире и инициалам рукописных книг XII - XIII вв. и тем доказывает факт бытования нитяных плетёнок наряду с их изображениями. [16]

Примером раннего бытования плетения на Руси может служить также волосник царицы Софьи Палеолог, найденный в её погребении. Более всего он близок технике макраме. Волосники, обнаруженные в других погребениях, представляют образец филейной работы.

В России термин «кружево» не сразу получил современное значение. Изначально в русском быту под этим словом понимали самые разные отделки, с помощью которых «кружили», т.е. украшали край одежды или какие-либо другие вещи из ткани. Это могли быть вышивка, тесьма, низки жемчуга или самоцветов. Новый вид рукоделия – плетение узора из нитей на коклюшках – привезен в Россию из Западной Европы в начале XVII века, где кружевоплетение появилось во второй половине XVI века (до этого были известны лишь шитые кружева). Вот тогда-то слово «кружево» укрепилось именно за сплетенными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы.

         Кружево – это сетчатая сквозная ткань, которая состоит из сплетения нитяных узоров, образующих разнообразные орнаменты, листья, цветы, изображение зверей и птиц, а также целые бытовые сцены, которые характеризуют определенную эпоху. Отличительной чертой любого вида кружева являются дыры между нитками, который, собственно, образуют узор. Кружево применяется в оформлении одежды, в частности женского белья, и интерьера (декоративные панно, скатерти, тюли). [17,с. 55]

         В технике плетения на коклюшках из известных науке образцов раннего русского кружева выполнены лишь прошвы и края платков и полотенец работы московской царицыной Мастерской палаты. Эти изделия датированы 1670 - 1690-ми гг. XVII столетия. Известно также, что в Ростове во второй половине XVII в. существовала золотошвейная мастерская Марии Луговской, жены князя Алексея Ивановича Луговского.

В собрании Ростовского музея есть несколько предметов работы этой мастерской. Все они – образцы лицевого шитья и датируются 1660-ми годами. С указанной мастерской связывается нами происхождение четырёх видов серебряного кружева, обнаруженных в фондах ростовского музея. Они располагаются на фелони XVII в., происходящей из села Угодичи – вотчины князей Луговских. Музей имеет две фелони XVII в., происходящие из этого села. Оплечье одной из них в несколько огрублённом варианте повторяет орнамент другой, более искусной работы. На этой фелони и расположены указанные кружева. Характерные вытертости на ткани заставляют предположить, что они были на этом месте изначально.

Исследователь творчества мастерской Марии Луговской В.Г. Пуцко указывает на такую его характерную черту, как подражательность. Именно подражательным является орнамент на рассматриваемой фелони. Это также одна из причин, заставляющих отнести эту фелонь к мастерской Луговских. Другой характерной чертой его этот же автор считает нарочитую архаизацию в манере шитья. Обнаруженные нами кружева также отличаются архаичностью рисунка. Близкие им образцы содержит сборник моделей Фрошауэра «New Modеllbuch», распространённый в Германии в 1561-1562 гг. По технике исполнения эти кружева относятся к плетешковым, т. е все элементы орнамента выведены плетешками, что также свидетельствует об их архаизме. Возможно, что это самые ранние из сохранившихся образцов русского кружева и единственный пример произведений княжеской светлицы.

О дальнейшем развитии кружевоплетения в Ростове мы не имеем многочисленных свидетельств. Мы можем догадываться, что вначале XVIII в. оно существовало также. На это указывает одно из названий видов кружев бытовавших здесь – "фантажное". Фантаж - это модное кружевное украшение причёсок в эпоху Петра I.

О развитии русского кружевоплетения в XVIII обширных сведений также нет. Существует предание, что Пётр I в 1725 г вывез из Брабанта кружевниц и разместил их в Москве в Новодевичьем монастыре для обучения там бесприютных детей. Отсюда кружевоплетение получило широкое распространение.

В 1883 г. была опубликована работа русского учёного иностранного происхождения Иоганна Готлиба Георги "О побочных крестьянских работах". Работа эта была написана им спустя десять лет после экспедиции по стране, во время которой он вёл записи, в том числе, и о бытовавших на местах промыслах. Георги пишет: "Многие крестьяне умеют весьма изрядно плести не токмо узкие, но и широкие кружева, коими украшают свои платки, скатерти и прочее. Вместо булавок для прикрепления к подушке употребляют они отчасти рыбные кости и пр. Плетение сие заслуживает более быть известно, поелику оно для девушек полезное упражнение и товар сей хорошо расходится. При поправлении обряда прядения и плетение по доброте ниток будет лучше, особливо, когда мы вместе будем стараться и о хорошем сколковом вкусе". [9, с.66-68]

Исходя из его труда, можно предположить, что вышесказанное можно отнести к центральным и северным районам страны. Вероятно, речь идёт о наиболее старых русских центрах кружевоплетения, т.к. следует также учесть, что на момент описания Георги промысел был уже вполне утвердившимся и распространённым, для чего требовалось время - как минимум, десять-двадцать лет на его появление, становление и развитие. Следовательно, речь идёт примерно о середине XVIII в. В крестьянскую среду промысел был, очевидно, занесён дворовыми крепостными девушками-плетеями помещичьих домашних мастерских, где это искусство было освоено ещё ранее.

 

1.2. Ведущие центры  кружевоплетения в России

Ростов - один из самых древних центров. К тому же в здешних местах, как и по всей Ярославщине, были развиты выращивание и обработка льна - материала используемого крестьянами для кружевоплетения. Ростовские мастерицы последней четверти XIX в. утверждали, что в здешних местах прежде плели только изо льна. Поэтому наблюдения Георги, в известной степени, касаются и Ростова.

Какие плели кружева здесь в XVIII в." Как они выглядели. К сожалению, на сегодняшний день нам мало об этом известно. Сохранившиеся образцы плетения относятся лишь к концу XVIII в.

В большой моде в этот период были кружева – "подишпаны". Подишпаны – разновидность гипюров, плетенных, а чаще шитых иглой без фоновой решётки. Кружева эти были разнообразными, и среди них были такие, которые носили название французских. Эти образцы впервые обнаружила в коллекции Загорского, а ныне Сергиево-Посадского музея-заповедника Г.К. Баранова и опубликовала в каталоге, изданном в1993. Эти подишпаны шиты почти целиком из серебряной нити.[23]

В музее Ростова хранятся два крестчатых покровца и воздух из Рождественского монастыря. Они выполнены также из серебряной нити в технике шитья иглой. По своему внешнему виду они ближе всего к упомянутым выше французским подишпанам. В сравнении с Сергиево-Посадскими образцами, ростовские несколько грубее, из более широкой и разной фактуры нити: блестящей, матовой, тиснёной и отличающейся по оттенку. В некоторых местах отчётливо видно, что там, где не хватило нити определённой фактуры и оттенка, продолжили шить такой, какая была под рукой. На наш взгляд, это, возможно, указывает на их местное происхождение и может быть даже в том же монастыре. Исследование их дело будущего. Эти подишпаны датируются серединой XVIII в.

Известно также, что в это время в Ростове выплетали кружева не только мерные, но и штучные. Последние носили название "Nachttisch" и служили столешниками и накамодниками. Это название не раз встречается в дневниках архиепископа ярославского и ростовского Арсения (Верещагина).

Ростов в XVIII - первой четверти XIX вв. был городом купеческим. Сословие купцов составляло процентное большинство его населения.

Купеческие жёны вели затворнический образ жизни, занимаясь хозяйством и рукоделием. Одним из занятий было кружевоплетение. Об этом повествует неизвестное широкому кругу читателей рукописное художественное произведение "Сын купца", хранящееся в архиве ростовского музея-заповедника. Хоть произведение и художественное, однако, из содержания его, очевидно, что речь идёт о Ростове, который выведен под названием города "Р", стоящего на берегу озера. Названия же местных сёл и вовсе не изменены.

В этом труде говорится также, что сколки для кружев брали у игуменьи местного женского монастыря.

В Ростове действительно существовал и существует ныне женский монастырь во имя Рождества Богородицы. Приходо-расходные книги его рубежа XVIII - XIX веков свидетельствуют, что действительно здесь плели кружевные концы полотенец. Материалом для них служили льняные нити.

Образцы кружев этого периода, демонстрируют нам образцы высочайшего мастерства ростовских кружевниц. Они выполнены из очень тонких льняных ниток, изысканы по рисунку и отличаются безупречностью исполнения. Характерной особенностью плетения ростовских гипюров является оригинальная фоновая решётка, составленная из изящных ажурных крестов. В позднейшей литературе о ростовском кружевоплетении она получила название "Ростовская решётка" или решётка "Ростовский крест" - Особенность этой решётки, на наш взгляд, говорит о её монастырской разработке. Позднее, с открытием в 1883 г в Петербурге Мариинской практической школы кружевниц, она была взята на вооружение её воспитанницами и получила широкое распространение. Широкое употребление получил также отдельный элемент, из которого она состоит.

Информация о работе Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках