Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: Проследить основные этапы развития вятского кружевоплетения, проследить творчество мастеров.
Задачи:
1. Изучить основные этапы развития вятского кружевоплетения, условия развития этого центра.
2. Определить художественно-технические особенности вятского кружевоплетения.
3. Рассмотреть основные технологические приемы и элементы вятского кружева.
4. Рассмотреть орнаментальные мотивы вятского кружевоплетения.
5. Рассмотреть ассортимент изделий вятских кружевниц.
6. Проследить судьбу центра Вятского кружевоплетения в дореволюционный и советский периоды.
7. Рассмотреть творчество мастеров, внесших вклад в развитие промысла.
8. Проанализировать развитие Вятского кружевоплетения в постперестроечный и современный периоды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…..3
Глава I. Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках……........….…5
1.1 Возникновение и распространение кружевоплетения в России………..…..5
1.2 Ведущие центры кружевоплетения в России……………………………..…8
Глава II. Формирование традиций вятского кружевоплетения……………….15
2.1 История вятского кружевоплетения..……………………………………….15
2.2 Художественно-технические особенности вятского кружевоплетения….17
2.3 Вятские кружевницы, внесшие вклад в развитие промысла……..…….….23
Заключение………………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………….………..30

Файлы: 1 файл

Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках.docx

— 73.24 Кб (Скачать файл)

Среди учениц кружевных школ было, очевидно, немало талантливых. Газета « Вятские губернские ведомости » в октябре 1903 года сообщала, что две девушки из Белой Холуницы за счёт губернского земства отправлены для окончания усовершенствования и получения звания учительницы в петербургскую Мариинскую школу». Однако большинство девушек, окончивших школу, возвращались в семьи, где включались в крестьянскую работу. И только в зимние месяцы, когда за кружева садились вся женская половина дома, они могли целиком предаться этому труду.

За день усердной работы женщина могла выплести кружева на 120 коклюшках не более чем на 20 копеек. А средний ежегодный заработок кружевницы равнялся 10 копейкам. В лучшем положении находились те, кто плёл по заказам от школы. Но их в Кукарке было всего 400 человек из 3 тысяч работающих кружевниц. За зиму мастерица, получавшая заказы от школы, могла заработать 30-80 рублей, а те, кто плели на «вольный рынок»,-всего 10-30 рублей.

Главными заправилами на «вольном рынке» были скупщины. В иные годы их приезжало в Кукарку до 25 человек. Они чувствовали себя здесь хозяевами – диктовали мастерицам рисунки, которые « лучше идут », скупали кружева в два, а то и более раз дешевле продажной цены. Так, покупая кружево по 15 копеек за аршин, сбывали его впоследствии по 25-35 копеек, кокетки к платьям брали по 60-90 копеек, а продавали по полтора-два рубля. Так что кружевницам приходилось трудиться очень много, почти как в песне: « Без обеда, без ужина заставляют плесть кружево…» [8]

Деятельность торговок-скупщиц хотелось бы отметить одну положительную сторону: они вывозили товар за пределы края, а значит, и по-своему пропагандировали его по многим губерниям России. Они везли кружево вниз по Волге, вверх по Каме. Знали вятское кружево в Самаре, Саратове, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Петербурге, даже на Дальнем Востоке, а оттуда шло кружево в Японию, попадало в западные страны – Англию, Францию, Голландию, Швейцарию и в США. В годы Первой мировой войны кружевоплетение в губернии пошло на убыль. К 1917 году из девяти школ в губернии остались две – в Кукарке и в Белой Холунице. Но и они требовали восстановления. Оно началось позднее, уже в годы советской власти.

В развитие местных черт вятского (кировского) кружева большой творческий труд вложила художница А.А. Гужавина- ведущая мастерица кружевной артели Советска, известная кружевница-художница Кировской области. В 1906 году она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3.А. Вараксиной — уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», которые и сегодня можно увидеть в музеях Кирова.

B 70-х годах ряд сложных  многофигурных произведений создала  А.Ф. Блинова. Ее праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения. В настоящий момент панно выставлено в постоянной экспозиции музея народных промыслов Кирова — «Приказной избе».

В 90-е годы прошлого века кружевная фабрика была ликвидирована, здание пустовало 10 лет, а затем было продано районному суду. Но кировские кружевницы сохранили традиции и технологию народного промысла и, объединившись в артели или небольшие предприятия, продолжают радовать всех своеобразием своих декоративных решений.

В настоящее время наиболее крупными предприятиями-производителями кружевных изделий в Кировской области являются компания «Юг» (Вятские Поляны) и ООО «Фабрика строчевышитых и кружевных изделий «8 Марта» (Киров), поставляющее свою продукцию во многие регионы России. Продолжают создавать кружевные изделия и отдельные мастерицы, наиболее известные в их числе Любовь Анцыгина, Валентина Песикова, Ольга Крупина, Елена Куприна. [7, с.144]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Кружевоплетение в России предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царицыной Мастерской палате в Москве. Вместе с тем плетение как таковое, известно было на Руси в глубоком средневековье. Многочисленные памятники прикладного искусства и архитектуры IX-XV вв. декорированы разнообразными плетёнками. Изначально в русском быту под этим словом «кружево» понимали самые разные отделки, с помощью которых «кружили», т.е. украшали край одежды или какие-либо другие вещи из ткани. Это могли быть вышивка, тесьма, низки жемчуга или самоцветов. Новый вид рукоделия – плетение узора из нитей на коклюшках – привезен в Россию из Западной Европы в начале XVII века, тогда-то слово «кружево» укрепилось именно за сплетенными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы.

Среди известных и оригинальных центров российского кружевоплетения можно выделить Ростов, Елец, Кириши, Вологду, Белозерск, Кириллов, Вятку.

Вятские кружева появились в начале XVIII века. Долгое время единственным районом кружевоплетения в губернии была слобода Кукарка, поэтому и кружево получило название «кукарское». Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население. К 80-м годам XIX столетия здесь плели кружево более 500 человек. Женщины в основном работали по готовым сколкам. Самостоятельно составлять рисунки могли лишь немногие. Но уже в 90-е годы кружевоплетение на Вятской земле, как и по всей России, получает широчайшее распространение. Кукарские кружевницы видели образцы из других центров, что-то заимствовали для себя. Но в целом мастерицы вносили в новые образцы изменения сообразно своему вкусу и пониманию сложившихся традиций.

Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Рассматривая вятские кружева, можно наблюдать за вилюшкой, той, которая ведет основной рисунок в сцепной технике. Она меняется даже в одном изделии.

Кировские кружева отличаются большим изяществом, легкостью, прозрачностью. В кировских кружевах встречаются мотивы, близкие к вологодским и Елецким, но здесь они приобретают особый, местный колорит. Для кировских кружевных изделий характерно разнообразие узоров, переходящих из плотного плетения в сетку, паучки, узорную тесьму с ажурным рисунком. Узоры кружев кировских мастериц отличаются легкостью и носят растительный характер, часто цветы и листья имеют остроконечные формы. Ассортимент кировских кружевных изделий сходен с ассортиментом вологодских и Елецких изделий.

Вятское кружево было известно в Самаре, Саратове, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Петербурге, даже на Дальнем Востоке, а оттуда шло кружево в Японию, попадало в западные страны – Англию, Францию, Голландию, Швейцарию и в США. В годы Первой мировой войны кружевоплетение в губернии пошло на убыль. К 1917 году из девяти школ в губернии остались две – в Кукарке и в Белой Холунице. Но и они требовали восстановления. Оно началось позднее, уже в годы советской власти.

В развитие местных черт вятского (кировского) кружева большой творческий труд вложила художница А.А. Гужавина, которая более 50 лет проработала в промысле. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла З.А. Вараксиной. B 70-х годах ряд сложных многофигурных произведений создала А.Ф. Блинова. Ее праздничные панно орнаментально насыщены, они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения.

В 1990-е годы Вятская кружевная фабрика была ликвидирована, здание пустовало 10 лет, а затем было продано районному суду. Но кировские кружевницы сохранили традиции и технологию народного промысла и, объединившись в артели или небольшие предприятия, продолжают радовать всех своеобразием своих декоративных решений.Среди них член Союза Художников Куприна Е.П., Кузьмина К.И., Дерягина В.И.

По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени вятский кружевной промысел занимает равное место с остальными центрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Белогородская Н.Е. Русское кружево. М., 1983;
  2. Давыдова С.А., Кружевная промышленность в России. – СПб, 2002;
  3. Дяченко Е., Кружево как у бабушки: [о технике плетения кружева на коклюшках] // Народное творчество, 2008, с. 23-26;
  4. Ефанова Л.В. Русская вышивка и кружево. М., 1982;
  5. Исакова К.В. Плетение кружев. М., 1959;
  6. Климова Н.Т., Народный орнамент в композиции художественных изделий. – М.: Изобраз. искусство, 1993;
  7. Лукашева, Р.А. Русское кружево. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1988, с. 144;
  8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. - М., 1983;
  9. Попова О. С., Русские художественные промыслы / О.С. Попова, Н.И. Каплан: М.: , «Знание», 1984, с.66-68;
  10. Работникова И.П. Русское кружево. М., 1960;
  11. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.,1984;
  12. Скобельская Т., Красота узора кружева и вышивки, 2006. – № 6. – с. 35;
  13. Сорокина М.А. Кружево // Добрых рук мастерство. Л., 1981;
  14. Танкус О.В. Вязание кружев. М., 1951;
  15. Титлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. - М., 1980;
  16. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. -М., 1992;
  17. Фалеева В. А. Русское народное кружево. – Л., 1983, с.55;
  18. Шабельская Н.С. Русское декоративное искусство. -М.-Л., 1978;
  19. Шенер Ф. Кружево. М., 1990;
  20. URL: http://referat.mirslovarei.com/d/440342
  21. URL: http://www.booksite.ru/trade_vologda/05_5.html
  22. URL: http://referat.mirslovarei.com/d/440342/?page=4#text
  23. URL: http://klk.pp.ru/2008/06/01/vjatskoe_kukarskoe_kruzhevo.html

 

 


Информация о работе Развитие кружевоплетения в России в XIX - XX веках