Развитие анатомии в России в XIX - начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 05:42, реферат

Описание работы

Как XVIII век, так и первая половина XIX века в развитии отечественной морфологии составили важный этап, когда в России создавались собственные национальные кадры исследователей и преподавателей анатомических дисциплин, утверждалась оптимальная и общепринятая терминология и т. д. Без этих необходимых предпосылок не могла развиться отечественная морфология с ее оригинальными школами и направлениями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Петербургская школа русских анатомов и ее значение для развития отечественной анатомии………………………………………5
Глава 2. Развитие Московской школы анатомов. Е.О. Мухин………..8
Глава 3. Великий анатом Н. И. Пирогов……………………………….11
Глава 4. Анатомические исследования в университетах России…….19
Заключение……………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………...24

Файлы: 1 файл

Развитие анатомии в России 19 век.docx

— 53.71 Кб (Скачать файл)

Российский национальный медицинский университет им. Н.И. Пирогова

 

 

 

Развитие анатомии в России в XIX - начале XX века

 

 

 

Выполнила студент

педиатрического факультета

 Изотова С.А. гр№233

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012-2013гг.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  1. Глава 1. Петербургская школа русских анатомов и ее значение для развития отечественной анатомии………………………………………5

  1. Глава 2. Развитие Московской школы анатомов. Е.О. Мухин………..8
  2. Глава 3. Великий анатом Н. И. Пирогов……………………………….11
  3. Глава 4. Анатомические исследования в университетах России…….19
  4. Заключение……………………………………………………………….23
  5. Список используемой литературы……………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как XVIII век, так и первая половина XIX века в развитии отечественной морфологии составили важный этап, когда в России создавались собственные национальные кадры исследователей и преподавателей анатомических дисциплин, утверждалась оптимальная и общепринятая терминология и т. д. Без этих необходимых предпосылок не могла развиться отечественная морфология с ее оригинальными школами и направлениями.

Период накопления фактических данных с помощью обычной препаровки в начале XIX века завершился. Велся поиск новых методов исследования структуры. Вместе с тем возникала необходимость в основательном вооружении врачей всем богатством анатомических знаний.

Дальнейший подъем русской национальной культуры в начале XIX века потребовал расширения сети высших учебных заведений. Открываются новые университеты: в Вильнюсе в 1803 г., Дерпте - 1802 г., Казани - 1804 г., Харькове- 1805 г., Петербурге - 1819 г. и Киеве - 1834 г. Открытие университетов было направлено на подготовку специалистов развивающейся отечественной промышленности и торговли, а также на изучение природных богатств страны. Медицинские факультеты открываемых университетов, обеспечивая страну медицинскими кадрами, выполняли огромной важности государственную задачу по укреплению здравоохранения, которое в условиях развивающегося капитализма приобретало все больший вес и значение в жизни страны.

В первой трети XIX века в России начали формироваться оригинальные анатомические школы, которые занимались разработкой основных направлений в развитии науки. В этот период очерчивается круг интересов общей биологии как науки о законах жизни и развития живых тел. Больших успехов достигла сравнительная анатомия. Утверждалась идея единства происхождения организмов.

Русские анатомы начала XIX века не ограничивались изучением только вопросов морфологии. Они, как правило, работали хирургами, хорошо знали клинику. Знание анатомии для них было огромным подспорьем в лечебной работе, особенно для врачей-хирургов. В русской медицине этот вопрос решался всегда, как необходимый принцип подготовки врача, а обучение в медицинских госпитальных школах не отделяло подготовку врачей от подготовки хирургов. Поэтому в России анатомическому обучению всегда уделялось большое внимание, а анатомия считалась фундаментом медицинской науки и практики. Еще Е. О. Мухин (1766 - 1850), первый учитель Н. И. Пирогова, писал: "Врач не может исполнять надлежащим образом должность свою, не зная анатомии. Она есть руль, направляющий действия его, так же истинное и прочное основание всей врачебной науки". Таких же взглядов придерживались и другие анатомы.

Особенно остро стал вопрос о месте анатомии в практической медицине после событий 1812 г. Наступившая война ("травматическая эпидемия") показала в исключительных по напряжению условиях, какое огромное значение имеют твердые и рациональные знания по анатомии для врачей. В донаркозную эру, когда операции совершались в считанные минуты, лишь твердая рука, направляемая волей и точными знаниями анатомии, могла совершить оперативное вмешательство в максимально короткие сроки с наибольшим эффектом. Решение задач дальнейшего развития анатомии как науки и предмета преподавания с учетом все возрастающего его значения для практической медицины составляет основное содержание истории анатомии в указанный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Петербургская школа русских анатомов и ее значение для развития отечественной анатомии

В 1798 г. была создана Петербургская медико-хирургическая академия, ныне Военно-медицинская академия имени С . М. Кирова. В стенах Академии на рубеже XVIII и XIX веков развернул свою деятельность выдающийся русский анатом П. А. Загорский (1764 - 1846). За короткое время он создал первоклассную анатомическую кафедру, организовал учебный кабинет и музей. Воспитанник русских медицинских учебных заведений, П. А. Загорский творчески обобщил почти столетний опыт преподавания анатомии у нас в стране. Взгляды П. А. Загорского, как анатома, формировались под руководством М. М. Тереховского и Н. К. Карпинского - профессоров С.- Петербургского медико-хирургического училища. Начав преподавательскую деятельность, П. А. Загорский стал читать двухгодичный систематический курс по анатомии, в котором реализовал и прикладные аспекты и анатомо-физиологиче-скую направленность. Он ввел обязательные практические занятия на трупах.

В 1802 г. П. А. Загорский издал на русском языке первое отечественное руководство "Сокращенная анатомия" в двух томах, в котором в ясной и сжатой форме изложил основы анатомии и отчасти физиологии, установил русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Это руководство выдержало пять изданий. Главную цель своей деятельности в Медико-хирургической академии П. А. Загорский видел в "побуждении воспитанников учреждения к самостоятельному исследованию и наблюдению". За 40 лет заведования кафедрой анатомии П. А. Загорский опубликовал более 120 работ [Тикотин М. А., 1950]. Многие работы он написал на русском языке, хотя научные труды в то время печатались на латинском языке и часто на французском. Первая работа П. А. Загорского об овальном отверстии в сердце взрослого человека была опубликована на латинском языке.

Как сторонник естественнонаучного материализма, горячим проповедником которого в России был А. Н. Радищев, П. А. Загорский указывал на единство и взаимосвязь душевных и телесных явлений. Именно на этой основе он изучал тератологию, создал собственную классификацию уродств, отметив влияние механических факторов на их происхождение. Разрешил ряд практических вопросов хирургии пороков развития, внес свой вклад в тератологию как науку.

В вопросах происхождения человека П. А. Загорский стоял на позициях, близких к взглядам Ламарка. Его интересовали признаки сходства в строении костей обезьяны и человека. Он стремился исследовать и изучить этапы преобразования форм, позволяющие проследить шаг за шагом постепенные изменения строения костей скелета в сходных организмах. Особенности строения человека по сравнению со строением животных он объяснял "прямым станом", т. е. связал их с принятием вертикального положения и хождения на нижних конечностях. П. А. Загорский пытался соединить строение тела человека с функцией той или иной его части, вплотную подошел к вопросу о том, что строение органа всегда коррелируется с его функциями. Его работы явились первой попыткой анатома-морфолога научно объяснить процессы преобразования форм, которые сопровождают историческое развитие организма. В 1809 г. П. А. Загорский был избран членом Академии наук.

Созданная им анатомическая школа явилась не только коллективом учеников, выросших до профессорских званий под единым руководством, но и коллективом, имеющим общие направляющие идеи. Важнейшими из них были идея развития как основа для понимания строение органов и идея функциональной обусловленности формы. Из школы П. А. Загорского вышли профессора И. В. Буяльский (Петербург), И. Д. Книгин и А. С. Венедиктов (Харьков), П. С. Карейша (Казань), П. А. Наранович (Петербург). Они разделяли единые теоретические научные взгляды своего учителя и широко распространяли его систему преподавания анатомии. Самым выдающимся учеником П. А. Загорского был И. В. Буяльский, прошедший путь от помощника прозектора до профессора.

После ухода П. А. Загорского в 1833 г. в отставку кафедру анатомии Петербургской медико-хирургической академии возглавил весьма одаренный ученый-анатом и блестящий хирург-практик И. В. Буяльский (1789 - 1866). Он оставил в отечественной анатомии глубокий след, разработав методы бальзамирования трупов, новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов, новые образцы хирургических инструментов. Мировую славу имели богато изданные И. В. Буяльским "Анатомико-хирургические таблицы", первый оригинальный отечественный атлас по оперативной хирургии. Это издание вызвало сенсацию. Отзывы дали хирурги Лангенбек, Гуфеланд и др. При изучении таблиц чувствуется прекрасное знание И. В. Буяльским анатомии, совершенное владение техникой анатомического препарирования, огромный опыт хирурга-практика, постоянно стремящегося к совершенствованию операционных методов, не боящегося трудностей [Исаев Г. П., 1955]. И. В. Буяльский подчеркивает значение анатомии, как прикладной науки, и, исходя из этого, объединяет данные оперативной хирургии и топографической анатомии. "Анатомико-хирургиче-ские таблицы" представляют собой монографию большого формата (68 X 32 см), состоящую из двух частей - текстового (на русском и латинском языках) и собственно таблиц (36 рисунков на 14 таблицах). Тогда были учебники по анатомии П. А. Загорского и по хирургии И. Ф. Буша, но рисунков они не имели. Таблицы Буяльского были оригинальным, новым по форме и содержанию учебным пособием. В таблицах даны топографоанатомические указания, как делать перевязку, даны рисунки инструментов. В "Таблицы" включены плоды семилетней работы автора по изучению аневризм.

При чтении курса описательной анатомии И. В. Буяльский обращал внимание на топографические особенности строения тела человека. Под руководством И. В. Буяльского на кафедре прошли прозекторскую подготовку воспитанники Академии - П. А. Наранович, Н. Проценко, Л. Рклицкий, И. Переверзев. И. Переверзев впервые в Академии начал изготовлять микроскопические препараты, которые были высоко оценены конференцией профессоров, в частности Н. И. Пироговым.

В 1844 г. И. В. Буяльский издал "Краткую общую анатомию тела человеческого". Здесь он рассматривал общие законы формы строения органических тел как стихийный материалист, развивая многие положения своего учителя П. А. Загорского, в частности его взгляды на составные части тела человека, на вопрос о постепенном развитии органического мира и на природу как единое целое. Он опубликовал также курс пластической анатомии для обучающихся в Академии художеств, выступил в качестве основоположника учения об индивидуальной изменчивости. И. В. Буяльский одним из первых применил микроскоп при изучении тканей и считал, что в организме главнейших тканей 12, т. е. в 2 раза меньше, чем считал К. Биша.

Приемник И. В. Буяльского по кафедре - проф. П. А. Наранович, также ученик П. А. Загорского, подготовил ряд профессоров: Т. С. Иллинского - для Харьковского университета, П. С. Платонова и Ф. П. Ландцерта - для Медико-хирургической академии. Ученики П. А. Загорского, работавшие в Харькове, в лице проф. И. Д. Книгина, П. А. Нарановича (младшего) и их ближайших помощников занимались главным образом описанием органов движения человека. Проф. П. С. Карейша, возглавив кафедру анатомии в Казанском университете, к сожалению, не оставил научных работ. Он погиб во время борьбы с эпидемией холеры.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие Московской школы анатомов. Е.О. Мухин

Совершенствованию анатомических знаний посвятили свою деятельность не только ученики П. А. Загорского, но и московские анатомы - И. Е. Грузинов, Е. О. Мухин, И. С. Быстров. В этот период издавались новые учебники по анатомии, организовывались музеи при кафедрах, в которых изготавливались и хранились ценные анатомические препараты. В Московском университете изучение и преподавание анатомии стояло на достаточно высоком уровне благодаря стараниям X. И. Лодера и, особенно, Е. О. Мухина - прекрасного анатома, автора нескольких руководств и организатора анатомического музея при кафедре. Он первый применил замораживание при изучении анатомических структур, в частности слизистых и синовиальных сумок, опубликовав небольшую монографию под необычным названием "Наука о мокротных сумочках" (1815). Е. О. Мухин был сторонником функциональной анатомии. Он считал, что задача анатомии не только описать "вид, положение, разделение, устроение, связь, цвет, механизм", но и показать "действие и пользу от какой-либо части тела происходящую". Он считал, что в основе успехов лечения и хирургической техники лежат анатомические знания врача.

В актовой речи "О месте и деятельности ощущения" Е. О. Мухин сосредоточил внимание на организме как целом, указывая, что тело является совокупностью органов, находящихся в динамической связи между собой через посредство нервов. Исследуя процесс передачи ощущений от периферии к центрам, он установил, что функции органов чувств, движения, кровообращения и секреции зависят от деятельности головного мозга, а возникновение болезней - от состояния нервной системы.

Занятия анатомией Е. О. Мухин совмещал с большой лечебной работой, он руководил Голицынской больницей в Москве. Кроме того, в 1808 г. он был избран профессором кафедры анатомии и физиологии Московской Медико-хирургической академии, где организовал анатомический театр, создал музей, добился стабильности преподавания.

Московская Медико-хирургическая академия была открыта в 1800 г. на базе Генерального госпиталя, при котором до этого существовало медико-хирургическое училище. Здание Академии в 1812 г. сгорело. Е. О. Мухин восстановил кафедру анатомии и возглавлял ее до 1817 г. Ему же было поручено восстановление кафедры анатомии Московского университета с 1813 по 1818 гг., когда на место заведующего кафедрой был назначен проф. X. И. Лодер.

Информация о работе Развитие анатомии в России в XIX - начале XX века