Региональная экономическая политика государства (на примере Новоалтайского городского округа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить экономическое развитие регионов, оценить региональную экономическую политику государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи региональной экономической политики;
-провести анализ экономического развития регионов РФ;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы региональной экономической политики……………….5
1.1 Сущность и задачи региональной экономической политики в РФ 5
1.2 Основные положения региональной экономической политики РФ 8
2. Анализ реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе 14
2.1 Социально-экономическая характеристика Новоалтайского городского округа 14
2.2 Анализ реализации региональной экономической политики г.Новоалтайска………………………………………………………………………………….20
3. Проблемы реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе и пути их решения 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Региональная экономика 2.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

 Для снабжения малообеспеченных  слоев населения товарами первой  необходимости проведено 2 городские  социальные ярмарки с участием  местных и краевых товаропроизводителей  и оптовых баз.  На территории города сформированы 3 оптовые торговые зоны, где население города приобретает весь ассортимент продовольственных товаров ниже розничных до 20%. Каждое воскресенье на сельскохозяйственном рынке «Октябрьский» проходит ярмарка выходного дня с участием сельхозпроизводителей Первомайского и Тальменского района.    

 Несмотря  на  положительную динамику  в  развитии сферы торговли  города,  ситуация  остается сложной. К факторам,  сдерживающим ее развитие, относятся:  

- несовершенство   нормативно-правовой базы;  

- постоянно меняющаяся система  налогообложения; 

- низкий уровень подготовки  кадров управленческого персонала  и продавцов.   

 Администрацией  города  постоянно  проводится  работа  по  контролю  за  соблюдением  правил  торговли  и  качеством  реализуемых  товаров совместно с другими контролирующими органами. За  истекший  период  осуществлено 90 проверок,  составлено 64 протоколов.  Начисленные   штрафные  санкции  взысканы  полностью.    

 В  соответствии  с  действующим  законодательством ведется работа по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции. Переоформлено, продлено и выдано 62 лицензии, аннулировано  по заявлениям лицензиата -1, отказ в выдаче-1. В местный бюджет от сбора за выдачу лицензий поступило 1390 тыс. руб. В розничной торговой сети проведено 22 обследования   по соблюдению условий лицензирования. По обнаруженным недостаткам составлено 1 предписание.

 В  рамках  полномочий,  закрепленных ст. 44 Закона РФ «О защите  прав  потребителей», дано 1135 устных консультаций. Составлено 250 претензий (из них 10,6% - на некачественное оказание услуг и  81 % - на продажу товаров с недостатками), в добровольном порядке удовлетворены требования 41 потребителя, оказана помощь в составлении 16 исковых заявлений.  За отчетный  период  2  человека  получили  компенсацию  вкладов  исчезнувших  финансовых  компаний  на  сумму  3609 рублей. С  разъяснениями  действующего  законодательства  были  опубликованы  2  статьи  в  местной  газете.   

 Бытовое обслуживание играет  важную роль в решении социальных проблем горожан. Рынок бытовых услуг населению состоит из 160 объектов. Сфера бытового обслуживания достаточно развита в центральной части города и отстает в районах. Объем платных услуг составляет 86,106 млн. руб. это 10%  в общем объеме платных услуг.   Положительной тенденцией является ежегодный рост потребления бытовых услуг. Следует отметить, что населению города представлен не весь перечень услуг, предусмотренный общероссийским классификатором - это зона внимания для предпринимателей.    

Основными направлениями в  работе  администрации города  остаются: развитие современной торговой инфраструктуры за счет нового строительства,  реконструкции и модернизации объектов, совершенствование форм торгового обслуживания, повышение уровня качества обслуживания,  преобразование рынков в современные торговые комплексы, активизация работы  по ликвидации нестационарной мелкорозничной сети, стабилизация  сферы бытовых услуг, координация подготовки и повышения квалификации  кадров, осуществление контроля за соблюдением  правил торговли и качеством  реализуемого  товара, контроль за оборотом алкогольной продукции, защита прав потребителей.

В конце 2009 года Минрегионом Новоалтайск был включен в перечень моногородов, поскольку особенностью этого города, как и большинства других, является высокая степень зависимости от деятельности одного крупного предприятия. В случае с Новоалтайском это «Алтайвагон». На сегодняшний день более 80% объема промышленного производства всего города приходится именно на этот завод.

Надо отметить, что  внимание к социально-экономическому развитию подобных населенных пунктов (в России их насчитывается более 300) уделяется уже давно. С 2009 года в стране работает комиссия по вопросам моногородов, разработана специальная  федеральная программа. Документ предусматривает мероприятия, направленные на дифференциацию производства в моногородах, развитие малого бизнеса, создание тем самым новых рабочих мест и увеличение бюджетных отчислений. Данные меры касаются и Новоалтайска.

Далее будут рассмотрены особенности формирования  доходной части и направлений расходования  бюджета города Новоалтайска.

 

2.2 Анализ реализации региональной экономической политики  г.Новоалтайска

 

В рамках реализации региональной экономической  политики в бюджет Новоалтайского городского округа  выделяются межбюджетные трансферты из  бюджета Алтайского края. Посредствам данных трансфертов реализуются программы экономического развития  городского округа.

Структура местного бюджета состоит  из доходной и расходной частей. Доходами бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Далее будут рассмотрены  поступления в бюджет из бюджета вышестоящего уровня в виде межбюджетных трансфертов (табл.1).

Таблица 1- Состав межбюджетных трансфертов в бюджет г.Новоалтайска в 2009-2011 гг.

Наименование доходов  и расходов

2009, тыс.руб.

2010, тыс.руб.

2011, тыс.руб.

Темп роста 2010/2009,%

Темп роста 2011/2010,%

ПОСТУПЛЕНИЯ ИЗ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ВСЕГО, В Т.Ч.:

360 560

359 782

552 717

99,78

153,63

Дотации

47 502

57 503

56 889

121,05

98,93

Субсидии

126 672

93 138

278 957

73,53

299,51

Субвенции

178 477

202 229

209 013

113,31

103,35

Прочие МБТ

6 776

3 830

5 553

56,52

144,99

ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ  ЛЕТ

-706

 

-

-


 

Из данных таблицы 1 можно заключить, что в динамике наблюдался рост межбюджетных трансфертов в бюджет города Новоалтайска. Так прирост поступлений субсидий   составил 199,51% в 2011 году к 2010 году, субвенций –3,35% (2011 к 2010 г.), прочих поступлений из вышестоящего бюджета 44,99%. Поступление дотаций в 2011 году незначительно сократилось (-1,07%).

Развернуто поступления  из  краевого бюджета отражены в  приложении А.

Рассмотрим структуру  межбюджетных трансфертов в бюджет города Новоалтайска  (рис.1-3).

Рисунок 1 – Структура  МБТ в бюджет г.Новоалтайска в 2009 году, %

 

Рисунок 2 – Структура  МБТ в бюджет г.Новоалтайска в 2010 году, %

 

Рисунок 3 – Структура МБТ в бюджет г.Новоалтайска в 2011 году, %

 

По  данным, отраженным на рис.1-3. видно, что структура поступлений в бюджет г.Новоалтайска из бюджета вышестоящего уровня различна в течение 3 лет. Так, в 2009 году в структуре поступлений преобладали субвенции, которые составили ровно половину всех МБТ, в 2010 году также преобладала данная статья поступлений, при чем произошел рост ее доли до 57% от всех МБТ, тогда как доля субсидий сократилась до 26% ( с 35% в 2010 году). В 2011 году напротив, в структуре МБТ в бюджет г.Новоалтайска преобладали субсидии (51%), субвенции составили лишь 38% от всех МБТ, а доля дотаций снизилась до 10% ( с 16% в 2010 году).

Безвозмездные поступления из краевого бюджета за 2011 год составили 359781,8 тыс. рублей. Прочие безвозмездные поступления составили -39,7 тыс. рублей.

В полном объеме поступили в бюджет городского округа дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 56889 тыс. рублей.

Субвенций на выполнение переданных государственных  полномочий Российской Федерации и Алтайского края поступило в бюджет городского округа за отчетный год в сумме 209013 тыс. рублей.

Рассмотрим, на какие  цели и программы  были направлены поступления из бюджета  вышестоящего уровня. 

Расходная часть бюджета г. Новоалтайска сформирована в соответствии с федеральным законодательством, с учетом тех вопросов местного значения, которые закреплены за каждым уровнем власти. Расходные полномочия на решение местных вопросов определены в объемах, которые достаточны для обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы с отчислениями в фонды, оплаты коммунальных услуг, части текущих расходов. Объемы средств, выделяемых на выполнение передаваемых государственных полномочий, на территории городского округа определены в соответствии с методикой и нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Рассмотрим  состав и структуру расходов бюджета  Новоалтайского городского округа. Данные для анализа приведены в приложении Б и таблице  2.

Таблица 2-Состав и структура расходов бюджета г. Новоалтайска за 2009-2011 гг.

Статья расходов

код

2009, тыс.руб.

Уд.вес,%

2010, тыс.руб.

Уд.вес,%

2011, тыс.руб.

Уд.вес,% 

Отклонения 2010/2009

Отклонения 2011/2010

Абсол.,

Темп роста,%

Абсол.,

Темп роста,%

тыс.руб.

тыс.руб.

Общегосударственные вопросы

01

31219

4,54

33218

4,74

35814

4,67

1999

106,40

2596

107,82

В т.ч за счет субвенций

 

196

504

933

308

257,14

429

185,12

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

03

11215

1,63

10128

1,44

12189

1,59

-1087

90,31

2061

120,35

В т.ч за счет субвенций

 

2990

2901

2775

-89

97,02

-126

95,66

Национальная экономика

04

4817

0,7

5212

0,74

5101

0,67

395

108,20

-111

97,87

В т.ч за счет субвенций

 

37

33

0

-4

89,19

-33

0,00

ЖКХ

05

114654

16,67

119541

17,04

122911

16,03

4887

104,26

3370

102,82

В т.ч за счет субвенций

 

- -

- -

- -

0

-

-

-

Образование

07

284316

41,35

288569

41,14

337311

43,99

4253

101,50

48742

116,89

В т.ч за счет субвенций

 

138589

129317

129283

-9272

93,31

-34

99,97

Культура и кинематография

08

27895

4,06

25647

3,66

30975

4,04

-2248

91,94

5328

120,77

В т.ч за счет субвенций

 

0

-

-

-

Здравоохранение

09

126589

18,41

129001

18,39

130291

16,99

2412

101,91

1290

101,00

В т.ч за счет субвенций

 

8504

-

6847

-

6254

-

-1657

80,52

-593

91,34

Социальная политика

10

46587

6,78

48789

6,96

49763

6,49

2202

104,73

974

102,00

В т.ч за счет субвенций

 

28161

38627

32123

10466

137,16

-6504

83,16

Физ. культура и спорт

11

40235

5,85

41238

5,88

42303

5,52

1003

102,49

1065

102,58

В т.ч за счет субвенций

 

 

-

-

-

-

Средства массовой информации

12

67

0,01

54

0,01

81

0,01

-13

80,60

27

150,00

В т.ч за счет субвенций

 

- -

- -

-

     

Всего расходов

-

687594

100

701397

100

766739

100

13803

102,01

65342

109,32

В т.ч. за счет субвенций

 

39851

48879

42085

9028

122,65

-6794

86,10


 

По данным таблицы 2 видно, что расходная часть бюджета города Новоалтайска в динамике увеличилась на 2,01% в 2010 г. к 2009 г. и на 9,32% в 2011 г. к 2010 г. Рост расходной части произошел по всем статьям, кроме «Национальная экономика», по которой в 2011 году наблюдалось снижение затрат на 111 тыс.руб. или 2,13п.п.

В структуре  расходов бюджета г. Новоалтайска преобладали  расходы на образование, которые во всем периоде составляли более 40%, также значительная часть средств была направлена на  статью жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение (16% и 17% соответственно в 2011 году). Доля расходов на социальную политику  в их общей структуре составила около 7% во всем периоде (6,78%-2009г., 6,96% -2010г., 6,49% - 2011 г.).

Все осуществленные расходы были произведены за счет собственных средств,  а также  за счет субвенций, выделенных из краевого бюджета. Так, общая доля финансирования за счет средств субвенций составила: 5,7%-2009г., 6,9%-2010г., 5,5%-2011 г.

Наибольшая  доля расходов за счет субвенций пришлась на статьи «Образование» (38% в 2011 году), «Социальная политика» (64,5% в 2011 году), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (22,7% в 2011 году).

За счет средств бюджета города Новоалтайска в течение исследуемого периода были реализованы такие  социально-значимые программы, как  обеспечение жильем молодых семей, обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения. Улучшили свои жилищные условия: 3 детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения; 52 семьи, из них 6 молодых семей и 46 семей ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в 2011 году). На оказание социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также гражданам осуществляющим газификацию домовладений израсходовано в 2011 году 1600 тыс. рублей.

Расходы на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в  муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составили 5387,2 тыс. рублей или 75,9 % от утвержденного плана. Это связано с  отклонением фактического количества дето-дней от планового.

Расходы на содержание органов местного самоуправления составили 32141,2 тыс. рублей. Доля расходов на содержание органов местного самоуправления в общих доходах бюджета составляет 6,86 % при утвержденном постановлением Администрации Алтайского края нормативе расходов для города Новоалтайска - 8,37%. 

Информация о работе Региональная экономическая политика государства (на примере Новоалтайского городского округа)