Региональная экономическая политика государства (на примере Новоалтайского городского округа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить экономическое развитие регионов, оценить региональную экономическую политику государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи региональной экономической политики;
-провести анализ экономического развития регионов РФ;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы региональной экономической политики……………….5
1.1 Сущность и задачи региональной экономической политики в РФ 5
1.2 Основные положения региональной экономической политики РФ 8
2. Анализ реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе 14
2.1 Социально-экономическая характеристика Новоалтайского городского округа 14
2.2 Анализ реализации региональной экономической политики г.Новоалтайска………………………………………………………………………………….20
3. Проблемы реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе и пути их решения 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Региональная экономика 2.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АГАУ

 

Специальность Муниципальное  управление

 

Дисциплина: Региональная экономика и управление

 

 

Тема: Региональная экономическая политика государства (на примере Новоалтайского городского округа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный этап социально-экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем, в том числе и к вопросу формирования и реализации региональной социально-экономической политики.

С образованием Российской Федерации региональная политика как пространственный аспект различных социально-экономических явлений оказалась в центре внимания многих региональных исследований. Интерес к проблемам взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации обусловлен рядом объективных причин, среди которых можно выделить:

 – процесс формирования федеративного государства;

 – экономические  предпосылки развития федерации  и ее субъектов;

 – смену  социальной парадигмы;

 – институциональные  преобразования, обусловленные развитием  в стране рыночных отношений; 

 – необходимость  согласования интересов государства, субъектов Федерации, различных субъектов собственности, сохранения окружающей среды, исторических и географических особенностей регионов.

В настоящее  время региональная экономическая  политика государства направляется на выравнивание экономического положения регионов при одновременном развитии каждого отдельного региона. В месте с тем перед региональной властью встала проблема сочетания противоречивых аспектов рыночного хозяйства: свободного рынка с его саморегулированием и самонастройкой и необходимость государственного регулирования и администрирования экономических и социальных процессов в регионе – что обосновывает актуальность темы работы.

Теоретической и методологической базой стали работы таких авторов  как Буданов Г. А., Фетисов Г.Г., Гаврилов А. И., Гранберг А.Г., В.И. Видяпин, А.Л. Гапоненко, Коваленко Е.Г., а также периодические издания. 

Объект работы –  Новоалтайский городской округ Алтайского края.

Предмет работы - региональная экономическая политика, реализуемая в Новоалтайском городском округе.

Цель работы – изучить  экономическое развитие регионов, оценить региональную экономическую политику государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть  сущность, цели и задачи региональной экономической политики;

-провести анализ экономического развития регионов РФ;

- дать характеристику Новоалтайсого городского округа;

- провести анализ экономического развития Новоалтайского городского округа;

- предложить основные  положения региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе.

Методы,  применяемые  в работе:  эмпирический  метод,  познавательный  метод, описание, сравнение; методы аналитического, логического  и системного анализа; метод структурного анализа, анализ рядов динамики.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 30 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы региональной экономической политики

 

1.1 Сущность и задачи региональной экономической политики в РФ

 

Региональная  политика является институциональной  формой государственного (иногда и  муниципального) территориального управления. Она опирается на региональную стратегию  развития страны и становится своеобразной тактикой, призванной конкретизировать цели и задачи развития территорий, регулировать социально-экономические и другие процессы в рыночных условиях [15, с. 83].

Целями социально-экономической  политики на уровне субъекта Федерации  могут быть: изменение статуса  региона, создание условий для выполнения регионом своей исторической миссии, достижение экономической самодостаточности и саморазвития. Экономический интерес субъектов и объектов политического процесса может быть одним из инструментов региональной политики по решению проблем социально-экономических преобразований в регионе.

 Общерегиональный  интерес – это изменение стратификации  региона, повышение его конкурентоспособности.  Миссия региона заключается в  сохранении и увеличении общенационального  богатства. Региональное хозяйство  – это собственность и имущество региона. Именно с помощью данного хозяйства могут быть реализованы общерегиональные интересы и историческая миссия региона, создан социальный капитал [20, с. 119].

Перестроение региональной экономики Российской Федерации  предполагает преобразование как компонентных, так и территориальных структур, включая изменения хозяйственной специализации и производственных связей предприятий. Целью подобных преобразований должен стать прирост рациональных экономических, социальных и экологических качеств регионального развития [3, с. 53]. В экономике России отмечаются низкий спрос отечественных обрабатывающих производств — потребителей сырья и высокие издержки на его добычу, транспортировку и переработку в готовую продукцию. Это создает благоприятные условия для развития предприятий, ориентированных на производство экспортной продукции (преимущественного дешевого сырья и полуфабрикатов из высококачественных и уникальных природных ресурсов). При этом отечественные производители зачастую несут большие потери из-за снижения спроса на сырьевую продукцию на зарубежных рынках, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом.

Негативным результатом изменений, происходящих в структуре цен (а, соответственно в структуре издержек и в структуре продукции) явилась убыточность большого числа предприятий и даже некоторых видов экономической деятельности. Ограниченный внутренний спрос, обусловленный ростом энергосырьевых издержек, вынуждает предприятия искать внешние направления сбыта продукции. При этом предприятия изменяют не только ассортимент продукции, но также перестраиваются технологически. Целые отрасли и даже регионы все больше изолируются от национальной экономики.

Сложившаяся сырьевая специализация  хотя и позволяет добывающим производствам  сравнительно эффективно функционировать в настоящее время, однако не может иметь положительного продолжения. Ресурсодобывающие виды экономической деятельности и, базирующиеся на них региональные экономики, ограничены в возможностях экономического роста, поскольку финансовые и инвестиционные ресурсы предприятий добывающих производств не велики и не могут обеспечить поддержку обрабатывающих производств [12].

На структурные изменения в  региональной экономике решающее влияние  оказывают происходящие в стране общественно-экономические процессы, которые проявляются как результат совокупного действия ряда факторов — внедрения результатов НТП; включения страны в международные процессы экономической интеграции; разработки и реализации государственной стратегии развития регионов и поддержки стратегических, базовых видов экономической деятельности. Помимо этого, серьезные структурные изменения могут вызываться и местными региональными причинами, в частности, реализацией крупного инвестиционного проекта, имеющего общероссийское и даже международное значение. Таким, образом, структурные изменения в региональной экономике России зависят в первую очередь от следующих факторов:

- общей тенденции развития экономики в Российской Федерации;

- направлений трансформации структуры экономики самого региона-субъекта РФ;

- динамики производства по основным видам экономической деятельности региона.

 Степень влияния каждого  из этих факторов на структурные  изменения в экономике региона  можно изучить с помощью метода  «структурно-долевого анализа» [12]. Метод позволяет оценить региональные особенности распространения общероссийских тенденций развития структуры экономики страны, обусловленные кризисными явлениями в финансово-экономической сфере или проблемами экономического роста.

Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что региональная политика федерального правительства осуществляется во имя общих национальных целей развития страны. В период экономического кризиса преобладают экономические цели, а в период экономического роста – социальные. Политика, проводимая государственной властью на уровне субъекта Федерации, направлена на рационализацию использования природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, обеспечение самостоятельности региона в целях повышения его конкурентоспособности, саморазвития и повышения социального статуса. Объектами государственной региональной политики России становятся социально-экономические процессы, которые происходят на территории субъектов Федерации, территории местного самоуправления, а также механизмы их взаимодействия. Определяющим правовым и методологическим документом, на основе которого формируются главные цели, принципы и механизмы взаимодействия регионов в рамках государственной региональной политики, является Конституция РФ. Этим же целям служат и Постановления Правительства РФ о региональной политике.

Далее будет проведен анализ реализации региональной экономической  политики  в регионах РФ.

 

1.2 Основные положения региональной экономической политики РФ

 

В настоящее  время мировое сообщество осуществляет глобальный переход к новому типу производственных отношений, связанных с воспроизводством используемых ресурсов за счёт внедрения инновационных процессов и технологий, которые становятся ведущим фактором устойчивого развития государств и их регионов. Об этом свидетельствует тот факт, что одним из наиболее эффективных инструментов снижения межрегиональной дифференциации, получивших широкое распространение в международной практике, стала модель инновационного регионального развития, ориентированная на мобилизацию внутренних резервов каждого региона путём стимулирования предпринимательской активности на базе распространения передовых методов управления в сочетании с использованием научно-технического потенциала. Её применение даёт возможность повысить уровень социально-экономического развития региона за счёт размещения на его территории инновационных производств. Использование этой модели в рамках специальной программы по развитию провинций Западного и Центрального регионов Китая позволило территориям, до определённого времени имевших статус отсталых и депрессивных, не только сохранить положительные тенденции роста в период глобального финансового кризиса, но и войти в число лидеров мирового рынка информационных и телекоммуникационных технологий [25, с. 14].

 К сожалению,  в российской практике пока  очень мало аналогичных примеров. Доля РФ на международном рынке  наукоёмкой продукции не превышает  1 % (в то время как доля США  составляет более 20 %, Японии - 14 %, Германии - 10 %). Россия продолжает  сохранять топливно-сырьевую ориентацию (причём доля отраслей ТЭК в ВВП только увеличивается. С 6 % в 2002 году она выросла до 8 % в 2009 году), на фоне которой растёт разрыв в уровнях социально-экономического развития её субъектов. Так, разница между средними показателями душевого валового регионального продукта (ВРП) пяти регионов-лидеров и пяти регионов-аутсайдеров возросла с 5,77 в 2002 году до 10,77 в 2008 году [28].

Поэтому, в  основные положения региональной экономической  политики РФ на перспективу должно быть заложено применение инновационных технологий: как собственных разработок, так и заимствованных. Вместе с тем, для внедрения любых инноваций и нововведений необходимо наличие не только соответствующей технологической базы, но прежде всего кадрового потенциала. Однако, на наш взгляд, ориентация на заимствование технологий не является негативным моментом (при условии, что регион не располагает собственными ресурсами для разработки их аналогов).

Международный опыт показывает, что в случае, если часть объектов инновационной структуры ориентирована на адаптацию заимствованных технологий к нуждам региональной экономики, это способствует развитию последней не меньше, чем разработка собственных инноваций. Например, в Китае обязательным условием для заключения договоров с иностранными инвесторами, желающими разместить производственные мощности на территории этой страны, является согласие инвесторов по истечении определённого срока передать применяемые в производственном процессе технологии китайской стороне. При этом власти КНР стимулируют размещение производств, основанных на заимствованных иностранных технологиях в депрессивных регионах, активизируя тем самым процессы их развития [29].

Также, по нашему мнению, децентрализация власти и  закрепление самостоятельности  регионов, ожидаемое в ближайшее время, будет способствовать новым подходам к процессам модернизации.

Государственная политика регионального развития в  долгосрочной перспективе будет  формироваться исходя из следующих  основных задач [4, с. 28]:

скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;

Информация о работе Региональная экономическая политика государства (на примере Новоалтайского городского округа)