Экономическая политика на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика - это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.
Для российской экономики сохраняется угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле.
Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Но практика показывает, государство не всегда справляется с теми задачами, решения которых ждет от него общество, существуют так называемые «провалы» государства.

Содержание работы

Введение
Глава I. Экономика и политика: условия взаимодействия…………….3
1.1 Политическая и экономическая сферы общества……………..
1.2 Сущность и основные элементы экономической политики…………..
1.3 Виды и рычаги экономической политики…………………………
1.4 Типология экономической политики государства……………..
Глава II. Экономическая политика на современном этапе………………….
2.1 Современная экономическая политика России…………………………
2.2 Альтернативные проекты экономической политики в современной России...
Глава III. Проблемы современной экономической политики пути их решения..
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Эономи.теор. Инна.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 

 Глава I. Экономика и политика: условия взаимодействия…………….3

    1.1 Политическая и экономическая сферы общества……………..

    1.2 Сущность и основные элементы экономической политики…………..

    1.3 Виды и рычаги экономической политики…………………………

    1.4  Типология экономической политики государства……………..

 Глава II.  Экономическая политика на современном этапе………………….

    2.1 Современная экономическая политика России…………………………

    2.2 Альтернативные проекты экономической политики в современной России...

 Глава III.  Проблемы современной экономической политики  пути их решения..

Заключение……………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

     Государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности). А также государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

      Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы. Правильное построение как политических так и экономических рычагов управления государства, ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства. Целью данной курсовой работы является: изучение и оценка экономической политики в Российской Федерации; рассмотрение приоритетных целей экономической политики и проблем, связанных и их решением.

 

Глава I. Экономика и политика: условия взаимодействия.

1. 1 Политическая и экономическая сферы общества.

     Политическая и экономическая  сферы общества неразрывно связаны  между собой. Практически это  — взаимодействие государства,  гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей  любого общественного устройства. Преодолев абсолютизацию формационного подхода в изучении взаимодействия экономики и политики историки и экономисты отошли от изучения данной проблемы; философы, политологи заинтересовались теоретическими и правовыми аспектами темы. Формационный подход к этим сферам не позволил советской историографии дать научное определение условий взаимодействия экономики и политики.

     Тезис о том, что  экономика влияет на политику, а политика является концентрированным  выражением экономики, был декларативным,  не позволял определить сложные  взаимосвязи указанных сфер общества.

     Между тем переломные  периоды в истории, процессы  реформирования экономики располагают  к размышлениям на этот счет.

     В настоящее время  Россия переживает полосу реформ. Расхожим стало признание, что стране на протяжении длительного периода не удается довести реформы до конца. Что же мешало ей довести модернизацию страны до уровня мировых образцов? Ответу на столь актуальный вопрос мешают ряд обстоятельств:

     1. Конъюнктурная оценка  прошлого, которая сглаживает сложность  и противоречивость исторического  процесса. Такой подход позволяет  чернить отдельные явления в  истории, незаслуженно превозносить  другие, популяризировать и абсолютизировать  современные политические установки,  приспосабливаться к ним.

     2. Отказ от теоретического  осмысления целей, которые ставятся  на том или ином этапе реформирования  страны.

     3. Отсутствие анализа  тех условий, которые определяли  взаимодействие экономики и политики на том или ином этапе исторического процесса.

     Отрекаясь от прежних  стереотипов, историки и политологи  ищут причины неудач в реформировании  страны в особенностях европейской  цивилизации, ментальности, особом  пути, географическом факторе, то  есть ищут причину в факторном  подходе и однолинейном понимании  исторического процесса.       

      Значительно меньше  внимания уделяется теоретическому  осмыслению властью процессов  реформирования, предпочтениям, которые  отдаются экономическим или политическим  интересам, нарушающим условия  их взаимодействия.

     Представители всех  структур власти постоянно испытывают  давление противоречивых экономических  интересов различных общественных  слоев. 

     В политическом пространстве  определяется возможность реализации  экономических интересов тех  или иных общественных групп,  способность политического деятеля  объединить и узаконить интересы  разных общественных сил, используя  соответствующие экономические  рычаги, прежде всего механизмы  экономического стимулирования.

     Можно выделить важнейшие  направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу  общества: во-первых, организация законодательной,  конституционной деятельности, система  исполнительной власти, реализующей  законы и создающей условия  для функционирования экономических  институтов, охраняющих тот или  иной тип экономического порядка;  соответствующая организация судебной  власти, способной защитить установленный  порядок. Во-вторых, установившаяся  система местной власти, позволяющая  сочетать и учитывать региональные  и общероссийские интересы. В-третьих,  система отношений с мировым  сообществом, позволяющая соотносить  интересы страны с глобальными  интересами, способствовать стремлению  развиваться на мировом уровне.

     В рамках этих важнейших  направлений пересекаются экономические  интересы различных групп, вызывая  острые, порой трудноразрешимые  противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

     1) Не все общественные  группы признают рыночные отношения,  частную собственность, как основные  средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает  безработицу, которая, в свою  очередь, ведет к социальной  напряженности и потрясениям.  Отрицание рыночных отношений  лишает систему мощного экономического  стимула, порождает застой, потерю  интереса производителей к результатам  своего труда, отставание от  уровня развитой мировой экономики. 

      Как распределены  общественные и природные ресурсы,  кто ими владеет, насколько  справедлив установившийся порядок  и каким образом политическая  власть его защищает — важнейшая  сфера взаимоотношений экономики  и политики, важнейший вопрос  любых экономических реформ и  преобразований.

     Центральная проблема  в формировании соответствующих  условий — процесс создания  правового государства и соответствующего  уровня легитимной власти, способной  улавливать экономические интересы  различных общественных слоев.  В широком смысле вопрос о  взаимодействии экономики и политики  — это вопрос о соотношении  государственной власти, общественной  организации и личности, которая  относительно свободна в выборе  собственности и всегда не  свободна по отношению к государственной  власти.

      2) Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов - процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических связей усиливает центробежные тенденции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта их решения — важнейшая задача политической власти.

      Реальными инструментами  процесса оптимизации этих противоречивых  тенденций является законодательная  разработка налоговой политики, механизма формирования федерального  и регионального бюджетов, интерпретация  понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

     3) Столь же не прост  процесс выработки концепции  оптимального соотношения интересов  страны и интересов мирового  сообщества.

     На решение этих  задач влияют две тенденции,  реализация которых связана с  внешнеполитическим курсом каждой  страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально  выработанный курс дает возможность  установления партнерских отношений  с экономически развитыми странами, позволяющих использовать с большей  выгодой преимущества мирового  разделения труда. С другой  стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубежному капиталу.

Эти две тенденции неразрывно связаны, так как рыночные отношения не позволяют отдать предпочтение бескорыстию  и благотворительности. Эти тенденции  влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят  от направленности внешнеполитического  курса.

     Часто итог того  или иного типа экономического  сотрудничества проявляется не  сразу. Выводы и оценки внешнеполитического  курса носят порой прогностический  характер. Следует трезво оценивать  устремления различных групп  мировых экономических сил, стремящихся реализовать как одну, так и другую тенденцию.

     Изложенное свидетельствует о том, что взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и неодномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики.

     Из изложенного вытекает, что правящая власть должна решить две задачи экономической политики: ясно представлять ее теоретические основы, социальную направленность и механизм взаимодействия.

 

     Один из существенных пробелов в понимании этих задач правящими политическими силами обрекал на провал многочисленные попытки реформировать экономику в России, обновить ее социальную и политическую структуру. Не являлась исключением в этой цепи просчетов правящая большевистская партия, попытавшаяся в 20-е годы перевести экономику России на рыночное развитие и завершить, многочисленные попытки, предпринимаемые в прошлом, модернизировать экономику страны, придать ей импульс в развитии. Предпринятые попытки вошли в историю под именем нэпа и потерпели, как и предшествующие, поражение. Этот очередной итог тем более интересен, что и в современных условиях попытки реформирования экономики не приносят успеха. Невольно возникает вопрос, чему обязана Россия своей неспособностью к реформированию экономических институтов, почему оказался негативным и скоротечным опыт нэпа, так и не приведший к рыночной экономике?

    Процесс взаимодействия экономики и политики требует ясности в теоретическом понимании предпринимаемых попыток реформирования экономики страны.

     Ясности в этом вопросе у властей не было ни на одном этапе реформирования России. Не было ясности о том, к каким последствиям могут привести задуманные реформы, как они будут оценены общественным сознанием.

     При теоретической неясности предпринимаемых шагов по реформированию страны оставались непродуманными все направления взаимодействия экономики и политики. Диссонансы в процессе взаимодействия этих сфер оказывались разрушительными, обрекавшими реформы на неудачу.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и основные элементы экономической политики.

 

      Закономерность развития экономической системы заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число экономических аспектов, явлений, обстоятельств.

     Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации - с одной стороны, и перемены экономического мышления - с другой. Оба момента взаимосвязаны, но в то же время они обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку другими становятся представления о ценностях. В связи с этим даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.

Информация о работе Экономическая политика на современном этапе