Экономическая политика на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика - это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.
Для российской экономики сохраняется угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле.
Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Но практика показывает, государство не всегда справляется с теми задачами, решения которых ждет от него общество, существуют так называемые «провалы» государства.

Содержание работы

Введение
Глава I. Экономика и политика: условия взаимодействия…………….3
1.1 Политическая и экономическая сферы общества……………..
1.2 Сущность и основные элементы экономической политики…………..
1.3 Виды и рычаги экономической политики…………………………
1.4 Типология экономической политики государства……………..
Глава II. Экономическая политика на современном этапе………………….
2.1 Современная экономическая политика России…………………………
2.2 Альтернативные проекты экономической политики в современной России...
Глава III. Проблемы современной экономической политики пути их решения..
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Эономи.теор. Инна.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

     По определению, экономической политикой следует называть проводимую государством или правительством страны генеральную линию экономических отношений, воплощаемых в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. Реализуемый правительством страны курс находит свое непосредственное выражение в экономической политике государства.

      Экономическая политика, по своей сути, должна создавать и выражать задачи, цели и интересы государство, страны и общества в целом. Также в государственной экономической политике находят свое отражение интересы, позиции и взгляды самого правительства и тех, от кого оно находится в зависимости, с которыми непосредственно связано, происходит это потому, что толкователем или интерпретатором целевых социально-экономических  установок государства является правительство.

     Можно смело утверждать о том, что экономика стран мира имеет циклическое развитие: в ней происходят как  различные колебательные процессы, так и разнообразные движения. Период в несколько лет, а может и десятилетий может вызвать смену фазы экономического роста и подъема на фазу снижения макроэкономического показателя роста (возникновение экономического спада; угасание предпринимательской активности; уменьшение спроса и предложения).    Из-за этого принято различать следующие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла: экономический рост (подъем); экономический бум (высокая экономическая конъюнктура); экономический спад (рецессия; стагнация; дефляция; экономический кризис); депрессия (низкая экономическая конъюнктура)

     Формирование типа экономической политики правительства или государства формируется в зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика государства. Очень часто, такие понятия, как величина и динамика ВВП, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, а также цен занятости и безработицы, являются индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики.

     Внутренняя и внешняя государственная политика, государственная идеология, военная политика тесно связаны с экономической политикой государства. Эта политика, на мой взгляд, воплощает в себе не только политические взгляды правительства, но и политическую доктрину самого государства. Также, экономическая политика должна способствовать созданию разнообразных экономических предпосылок и базиса проведения государственной политики.

     Правительство, принимая экономические решения, создавая бюджет и выделяя  некоторые ассигнования, выражает аспект проявления социальной экономической политики, причем стоит заметить, что правительству также следует учитывать социальную реакцию разных слоев населения, а в особенности ведущих её групп.

Проявление намеченной  экономической политики государство  выражается в следующих структурах: план и расчет государственного бюджета; целевые государственные программы; поддержка и социальная защита нуждающихся; ставки государственного налогообложения  и льготы; величина внутреннего и  внешнего государственного долга.

 

1.3 Виды и рычаги экономической политики.

 

     Экономическую политику принято разделять на долгосрочную и краткосрочную. Разделение это зависит от временного диапазона действий или же продолжительности того  периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия в области экономики.

     При относительно устойчивых условиях экономической жизни либо при гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и придерживаться её  - характерна долгосрочная экономическая политика.

     Постоянная неустойчивость различных процессов экономики, а также непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности государства ведет к краткосрочной экономической политике, которая характеризуется приданием направленности том или иным экономическим действиям на некоторый период,  рассчитанный примерно на год или даже несколько месяцев.

     Проводимая государством экономическая политика, осуществляется за счет использования какого-либо инструментария,  совокупности рычагов какого-либо воздействия на экономические процессы, а также агентов хозяйственной и экономической деятельности, находящихся у государства. Реализация политики происходит по средствам законов, указов президента, постановлений правительства и других нормативно-правовых актов.

     Трансферты, налоги, государственные расходы можно отнести к инструментам государственной политики. Обобщив их, можно сказать, что это фискальные рычаги воздействия государства на экономическую политику.

     Вместе с фискальными, значительную роль также играют и кредитно-денежные инструменты экономической политики. К ним следует относить такие понятия, как кредит, ставки ссудного процента, общая масса и доступность денежных средств.

     Использование таких рычагов, как установление уровней цен на некоторые виды товаров, величин объемов производства, а также получаемых предпринимательских доходов, и доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности, также подвластно государству в целях успешного проведения своей экономической политики.

     Таможенные пошлины, тарифы экспорта и импорта, квоты на вывоз и ввоз товара – также являются очень широко используемыми инструментами в проведении экономической политики.

     Различные виды экономической политики различают в зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов или инструментов осуществления экономической политики правительства. Стоит заметить, что не существует единой и общепризнанной классификации видов экономической политики. Разные ученые по разному называют её отдельные виды, и по разному формируют общий перечень частей, составляющих экономическую политику. Но все же, в широком плане, следует выделять монетарную (кредитно-денежную), фискальную (финансово-бюджетную политику) и внешнеэкономическую политику. Также, принято разделять экономическую политику на несколько составляющих: внешнеэкономическая, антимонопольная, аграрная, налоговая, региональная, банковская, социальная,  ценовая  политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4   Типология экономической политики государства.

 

     Безусловно, не приходится сомневаться в том, что существуют разные  типологии экономической политики государства. Рассмотрим некоторые из них:

  • Политика «среднего пути». Такая политика предполагает не только разную степень вмешательства государства в рыночную экономику, но и нахождение компромисса между плановым хозяйством и рынком. К такой политике следует относить государственные вмешательства, связанные с распределительными целями. 
  • Политика «конкурентного порядка». Такая политика предполагает некоторые рамочные условия, которые издаются государством и способствуют наиболее  максимальному развитию конкуренции.  Недопущение или ограничение тенденций к концентрации экономической власти, то есть процессов монополии,  форм рынка, ведущих к нанесению экологического ущерба  и разработка путей его компенсации - есть главная задача такой экономической политики государства
  • Точечная (пунктирная) экономическая политика. Такая политика включает некоторые политико-правовые действия, которые ориентированы на решение каких-либо отдельных проблем, а также на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение целостности или комплексности экономического подхода. Следовательно, политика, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, способна вызвать не только некоторые перекосы, изменения в платежноспособном спросе, но и значительные денежный расстройства.

1) концепция Тинбергена.

    Концепцию, предложенную в 50-е гг. первым лауреатом Нобелевской премии по экономике, голландским экономистом Яном Тинбергеном принято считать базовой теорией экономической политики. Тинберген определил составляющие экономической политики. К ним он определиил: ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей); инструменты, которыми располагает правительство; модель, которая связывает между собой  цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий. К инструментам, как уже говорилось ранее, относят меры, разделенные на четыре группы: монетарные (денежно-кредитные), фискальные (бюджетно-налоговые), внешние (манипуляции с валютным курсом) и регулирующие доходы. При этом, очень важно, чтобы число используемых инструментов совпадало с количеством поставленных целей.

     Последователи Яна Тинбергена, также внесли важные дополнения в его концепцию, способствовали её усовершенствованию. Генри Тейлор, например, не только разработал оптимальную функцию благосостояния и функцию минимизации потерь, но и  включил в модель издержки, которые связаны  с переходами от одних инструментов к использованию других. Концепцию Тинбергена следует относить к типу нормативных концепций.

2) критиика Лукаса.

   Большая эконометрическая модель Тинбергена оставалась схемой экономической политики на протяжении более двадцати лет. Однако уже середине 70-х гг. экономисты очень часто стали писать о недостатках его концепции, придавая особенное значение неопределенности. Здесь, внимания заслуживает «критика Лукаса». Экономист из Америки, Роберт Лукас, профессор Чикагского университета выступил в 1976 г. с работой «Эволюция экономической политики». Оценка ожиданий - оказалась центре внимания Лукаса. Также, этот экономист был одним из первых представителей теории рационального выбора.

Политика, которая основывается на среднестатистических показателях  прошлого и недооценивающая фактор переменчивых ожиданий, безусловно, просто  обречена на неудачи и ошибки. Следствием критики Лукаса стало создание более совершенных макроэкономических моделей, которые включают в себя  оценку фактора ожиданий.

 

 

 

Глава II. Экономическая политика на современном этапе.

2.1 Современная экономическая политика России.

 

     Экономическая политика — это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.

     Для российской экономики сохраняется угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле. По прогнозам экономистов Россия уже в среднесрочной перспективе столкнется как с ограничениями эффективных производственных фондов, так и с энергетическими ограничениями на сколько-нибудь существенный экономический рост. Без значительного реформирования российская финансовая система еще долго будет оставаться потенциальным источником нестабильности и потрясений в стране. Ухудшение демографической ситуации, кризис в сферах образования и здравоохранения могут вызвать ускоренную деградацию человеческого капитала страны.

     Единственным способом ответа на вызовы является достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, который остается крайне неустойчивым и обязан, прежде всего, благоприятному состоянию мировой конъюнктуры последних лет, за счет чего наша экономика получила значительные экономические преимущества и большие дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. По мнению Президента России «конкурентоспособным должно быть все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура».

     Поэтому в президентском послании Федеральному собранию в 2003 году поставлена задача удвоения за десятилетие (к 2010 году) внутреннего валового продукта страны.

     В программе Правительства Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрена модернизация экономики в несколько этапов.

     Ключевыми задачами первого этапа, рамки которого были ограничены 2000 годом, являлось создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.

     На втором этапе (2001-2003 годы) начата реализация экономической политики, основанной на новых принципах. Дерегулирование экономики, гарантии прав собственности и равных условий конкуренции провозглашаются основными мотивами экономической политики. В этот период планировалось сосредоточить инвестиционную активность государства на обновлении всего спектра производственной и финансовой инфраструктуры. Цель финансовой политики государства - обеспечение финансовой стабильности и снижение долговой нагрузки на экономику. Предполагалось, что основным фактором экономического роста на этом этапе будет развитие "нового сектора" на базе высвобождения предпринимательской инициативы.

     Третий этап (2004-2010 годы) должен стать периодом масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться всем комплексом социально-экономических факторов - накоплением новых инвестиций, растущей внешней конкуренцией, созданием более эффективных механизмов перетока капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства. Этот период будет связан с ростом покупательной способности национальной валюты, переходом денежно-кредитной политики к механизмам регулирования процентных ставок. Доля государства в перераспределении валового внутреннего продукта будет снижаться по мере роста экономики, обеспеченного высокой инвестиционной активностью, включая приток иностранных инвестиций.

Информация о работе Экономическая политика на современном этапе