Региональная экономическая политика государства (на примере Новоалтайского городского округа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить экономическое развитие регионов, оценить региональную экономическую политику государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи региональной экономической политики;
-провести анализ экономического развития регионов РФ;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы региональной экономической политики……………….5
1.1 Сущность и задачи региональной экономической политики в РФ 5
1.2 Основные положения региональной экономической политики РФ 8
2. Анализ реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе 14
2.1 Социально-экономическая характеристика Новоалтайского городского округа 14
2.2 Анализ реализации региональной экономической политики г.Новоалтайска………………………………………………………………………………….20
3. Проблемы реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе и пути их решения 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Региональная экономика 2.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни, связанного с предоставлением населению возможностей в целях получения качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания;

оказание  финансовой поддержки регионам в  целях сокращения дифференциации на условиях проведения преобразований, предусмотренных государственной  политикой;

развитие  инфраструктурной обеспеченности территорий и создание условий для повышения  конкурентоспособности экономики регионов, а также решения вопросов социального развития, включая повышение транспортной доступности территорий;

совершенствование механизмов стимулирования органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.

Инновационный и социально ориентированный  путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым зонам и финансовым центрам, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.

Реализация  инновационного, социально ориентированного сценария регионального развития будет  опираться на зоны опережающего экономического роста.

Принципиально важно решить задачу развития федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.

Процесс направления  бюджетных капитальных вложений в объекты федеральной инфраструктуры должен стать транспарентным и ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов.

Долгосрочные (федеральные) целевые программы  должны определять цели для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в совокупности такие программы призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.

Развитие  межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации  будет осуществляться на основе следующих  принципов:

учет территориальной  дифференциации, предусматривающий  при расчете трансфертов учет региональных особенностей;

учет дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета  уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинансирования соответствующих  расходных обязательств региональных бюджетов;

программное финансирование, предусматривающее  предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ, что позволит оценить перспективы  развития соответствующей отрасли в конкретном субъекте Российской Федерации и эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти по реализации программы, а также определить эффективность федеральных трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для регионов на федеральном уровне будут определяться в рамках соответствующих долгосрочных (федеральных) целевых программ и отраслевых стратегий и иных аналогичных документов);

ответственность регионов за целевое и эффективное  использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматривающая координацию предоставления указанных трансфертов с эффективностью реализации региональных программ развития отраслей, на которые предоставляются федеральные субсидии, а также с осуществлением органами власти субъектов Российской Федерации иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на федеральном уровне (невыполнение регионом соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет автоматически вести к сокращению предоставления федеральной финансовой помощи по определенному направлению).

Рост территориальной  мобильности населения и преодоление  депопуляции требует в первую очередь содействия добровольному  переселению соотечественников и иностранной рабочей силы в регионы с прогнозируемой потребностью в трудовых ресурсах, а также создания экономических условий для миграции трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы. Итак, инновационное и социальное направления долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации проявляются в следующем:

развитие  научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций  с высоким качеством среды  обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;

формирование  территориально-производственных кластеров (не менее 6 - 8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

формирование  территориально-производственных кластеров  на слабоосвоенных территориях, ориентированных  на глубокую переработку сырья и  производство энергии с использованием современных технологий;

образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

развитие  крупных транспортно-логистических  и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;

значительное  снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, а также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;

сохранение  культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Далее будет  проведен анализ реализации региональной экономической политик на примере  г.Новоалтайска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе

 

2.1 Социально-экономическая характеристика Новоалтайского городского округа

 

Город Новоалтайск расположен в центральной части Алтайского края, на правом берегу Оби, в нижнем течении ее правого притока – реки Чесноковки, в 12 километрах от краевого центра – Барнаула.

Площадь территории города составляет 7180 га. Численность жителей Новоалтайска по данным статистики составляла на 01.01.2010 года 72976 человек.

История города, как поселения, начинается в 18 веке с проникновением русского населения из Европейской части России в Сибирь, с основания в 1717 году Белоярской крепости, а затем деревень Чесноковка (1736 г.) и Бажово (1737 г.). Постепенно крепость утратила свое значение, но выросшая рядом слобода дала начало развитию населенных пунктов, которые сегодня являются районами г. Новоалтайска.

К историческому прошлому города восходит его герб, зарегистрированный как официальный символ Новоалтайска в Государственном геральдическом регистре РФ в 2005 г. Лазоревое поле щита символизирует живую красоту наших земель и рек. Развернутый свиток (исторический факт - грамота дворянина Ивана Максюкова о начале строительства крепости на Белом Яру, хранящаяся в Центральном государственном архиве) с изображением обрывистого холма над волнами реки - символ исторической преемственности. Черный холм с серебряными обрывами, Белый Яр - место, положившее начало территориальному формированию муниципального образования. Черно-серебряная внутренняя кайма, расторгнутая вверху, говорит о значении Новоалтайска как современного промышленного центра, крупного железнодорожного узла.

В 1939 году село Чесноковка стало районным центром Барнаульского  сельского района и было преобразовано  в рабочий поселок Чесноковку.

Указом Верховного Совета РСФСР от 8 мая 1942 года рабочий поселок Чесноковка был преобразован в город, с 1962 г. носящий название Новоалтайск.

Город, начало которому положили Белоярская слобода, деревни Чесноковка, Бажово, сегодня прирастает современными многоэтажками и микрорайонами коттеджной застройки Северный и Рассвет. Массовая газификация приобщает к современным бытовым стандартам сотни горожан.

По своему статусу  Новоалтайск – городской округ.

Город Новоалтайск по функциональному типу является промышленным городом. Промышленный потенциал включает две отрасли и занимает ведущее место в экономике города. Наиболее высокий удельный вес приходится на обрабатывающую отрасль.

На территории города работают более 10 крупных промышленных предприятий: ОАО «Алтайвагон», ОАО «Алтайкровля», ОАО «НЗЖБИ им. Г. С. Иванова», ОАО «Новоалтайский хлебокомбинат», ОАО «Белоярский мачтопропиточный завод», ГУП «НЗМК», ГУП «НЭРМЗ», ГУП АК «Новоалтайская типография» и др.

Сегодня эти предприятия  выпускают грузовые вагоны, картонную  тару, картон, сборный железобетон, железобетонные конструкции, муку, хлеб, хлебобулочные изделия и др.

Транспортная система  в городе представлена предприятиями  железнодорожного и автомобильного транспорта.

Станция Алтайская –  важнейший железнодорожный узел на сети дорог страны. Он обеспечивает поставку грузов в 6 направлениях.

Услуги связи предоставляют Алтайский филиал ОАО «Ростелеком» Новоалтайский центр телекоммуникаций и Алтайская дистанция сигнализации, связи и вычислительной техники.

Преобладающей формой собственности является частная. По оценочным данным, численность занятых в экономике города более 25 тыс. человек, из них в малых предприятиях занято 2213 человек, индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан занято 2670 человек.

В  городе функционируют три высших учебных заведения: филиал Алтайского Государственного технического университета, представительство Московского гуманитарного института, консультационный пункт Новосибирского Государственного университета путей сообщения; четыре средних специальных учебных заведения: Алтайский филиал Новосибирского техникума железнодорожного транспорта, Новоалтайское художественное училище, Новоалтайское медицинское училище, профессионально-техническое училище.

Система общего образования  представлена 16 школами, 14 дошкольными учреждениями, 6 учреждениями дополнительного образования, детским загородным оздоровительным лагерем, детским социальным приютом.

В настоящее время  в городе Новоалтайске действует 27 муниципальных автобусных маршрутов, которые ежедневно обслуживают 86 автобусов.

Общее количество межмуниципальных маршрутов, проходящих по г. Новоалтайску - 26 ед., количество автобусов (выходов) на межмуниципальных маршрутах - 159 ед.

Ежедневно пассажирским транспортом совершается 1730 рейсов, в том числе:

- по муниципальным маршрутам - 946

- по межмуниципальным  маршрутам - 784  

 Действующая муниципальная  маршрутная сеть охватывает все  районы, в том числе отдаленные: Геологов, Кармацкий,  Мелиораторов,  районы Боярка,  торфопредприятия, Токарево, Раздолье, ст.Боровиха.

Задача администрации   города - создание условий для дальнейшего  развития потребительского рынка с целью улучшения качества жизни,  путем максимального удовлетворения потребности  в качественных и безопасных товарах и услугах. 

Развитие потребительского рынка в городе продолжается за счет средств  предпринимателей. Розничная торговля активно развивается, быстро реагируя на изменения уровня жизни населения и требования, предъявляемые потребителем.  Построено и введено в эксплуатацию 13 объектов.  На  01.01.2012 г.  сложилась  следующая структура предприятий потребительского рынка города: 237 стационарных предприятий розничной торговли, 85 киосков,  9 павильонов,  45 объектов  общественного  питания.  Стабильной работой зарекомендовали себя 40  оптовых  предприятий.    

 В 2011 году оборот розничной торговли увеличился на 45,5 %  в действующих ценах к прошлому году.  Торговая площадь стационарных магазинов на 01.01.2012 года составляет 25946 кв.м.,  обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей города - 126,6 % от норматива (обеспеченность торговыми площадями по продовольственной группе - 136,8 %, по промышленной - 121 %). Для увеличения объемов торговой деятельности предприниматели   совершенствуют  формы  и  методы  обслуживания, проводится реконструкция и модернизация объектов, применяются сезонные и праздничные скидки, оказываются дополнительные услуги.   Местные производители беспрепятственно проводят рекламные акции и презентации новинок своей продукции в магазинах города. Доля  продажи товаров на рынках составляет - около 7 %,  это  делает  его  социально-значимым объектом.

Оборот общественного  питания  увеличился на 21,3 % в действующих ценах к прошлому году. За счет привлечения частного капитала увеличивается в  общем  объеме  оборота удельный вес продаж малых организаций и индивидуальных предпринимателей  и  составит  60 %.  

В городе сохранена действующая  сеть школьных столовых на базе муниципального предприятия «Столовая № 1». Охват  горячим питанием учащихся увеличился до 85 %.       На базе школьных столовых проведено 8 тематических дней.   

Информация о работе Региональная экономическая политика государства (на примере Новоалтайского городского округа)