Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:47, курсовая работа
Цель работы – изучить экономическое развитие регионов, оценить региональную экономическую политику государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи региональной экономической политики;
-провести анализ экономического развития регионов РФ;
Введение 3
1. Теоретические основы региональной экономической политики……………….5
1.1 Сущность и задачи региональной экономической политики в РФ 5
1.2 Основные положения региональной экономической политики РФ 8
2. Анализ реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе 14
2.1 Социально-экономическая характеристика Новоалтайского городского округа 14
2.2 Анализ реализации региональной экономической политики г.Новоалтайска………………………………………………………………………………….20
3. Проблемы реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе и пути их решения 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35
предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни, связанного с предоставлением населению возможностей в целях получения качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания;
оказание
финансовой поддержки регионам в
целях сокращения дифференциации на
условиях проведения преобразований,
предусмотренных
развитие инфраструктурной обеспеченности территорий и создание условий для повышения конкурентоспособности экономики регионов, а также решения вопросов социального развития, включая повышение транспортной доступности территорий;
совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.
Инновационный и социально ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым зонам и финансовым центрам, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.
Реализация инновационного, социально ориентированного сценария регионального развития будет опираться на зоны опережающего экономического роста.
Принципиально важно решить задачу развития федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.
Процесс направления бюджетных капитальных вложений в объекты федеральной инфраструктуры должен стать транспарентным и ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов.
Долгосрочные (федеральные) целевые программы должны определять цели для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в совокупности такие программы призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.
Развитие межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации будет осуществляться на основе следующих принципов:
учет территориальной дифференциации, предусматривающий при расчете трансфертов учет региональных особенностей;
учет дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинансирования соответствующих расходных обязательств региональных бюджетов;
программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ, что позволит оценить перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном субъекте Российской Федерации и эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти по реализации программы, а также определить эффективность федеральных трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для регионов на федеральном уровне будут определяться в рамках соответствующих долгосрочных (федеральных) целевых программ и отраслевых стратегий и иных аналогичных документов);
ответственность регионов за целевое и эффективное использование межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматривающая координацию предоставления указанных трансфертов с эффективностью реализации региональных программ развития отраслей, на которые предоставляются федеральные субсидии, а также с осуществлением органами власти субъектов Российской Федерации иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на федеральном уровне (невыполнение регионом соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет автоматически вести к сокращению предоставления федеральной финансовой помощи по определенному направлению).
Рост территориальной
мобильности населения и
развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
формирование
территориально-
формирование
территориально-
образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;
развитие
крупных транспортно-
значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, а также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;
сохранение культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Далее будет проведен анализ реализации региональной экономической политик на примере г.Новоалтайска.
2. Анализ реализации региональной экономической политики в Новоалтайском городском округе
2.1 Социально-экономическая характеристика Новоалтайского городского округа
Город Новоалтайск расположен в центральной части Алтайского края, на правом берегу Оби, в нижнем течении ее правого притока – реки Чесноковки, в 12 километрах от краевого центра – Барнаула.
Площадь территории города составляет
7180 га. Численность жителей
История города, как поселения, начинается в 18 веке с проникновением русского населения из Европейской части России в Сибирь, с основания в 1717 году Белоярской крепости, а затем деревень Чесноковка (1736 г.) и Бажово (1737 г.). Постепенно крепость утратила свое значение, но выросшая рядом слобода дала начало развитию населенных пунктов, которые сегодня являются районами г. Новоалтайска.
К историческому прошлому города восходит его герб, зарегистрированный как официальный символ Новоалтайска в Государственном геральдическом регистре РФ в 2005 г. Лазоревое поле щита символизирует живую красоту наших земель и рек. Развернутый свиток (исторический факт - грамота дворянина Ивана Максюкова о начале строительства крепости на Белом Яру, хранящаяся в Центральном государственном архиве) с изображением обрывистого холма над волнами реки - символ исторической преемственности. Черный холм с серебряными обрывами, Белый Яр - место, положившее начало территориальному формированию муниципального образования. Черно-серебряная внутренняя кайма, расторгнутая вверху, говорит о значении Новоалтайска как современного промышленного центра, крупного железнодорожного узла.
В 1939 году село Чесноковка стало районным центром Барнаульского сельского района и было преобразовано в рабочий поселок Чесноковку.
Указом Верховного Совета РСФСР от 8 мая 1942 года рабочий поселок Чесноковка был преобразован в город, с 1962 г. носящий название Новоалтайск.
Город, начало которому положили Белоярская слобода, деревни Чесноковка, Бажово, сегодня прирастает современными многоэтажками и микрорайонами коттеджной застройки Северный и Рассвет. Массовая газификация приобщает к современным бытовым стандартам сотни горожан.
По своему статусу Новоалтайск – городской округ.
Город Новоалтайск по функциональному типу является промышленным городом. Промышленный потенциал включает две отрасли и занимает ведущее место в экономике города. Наиболее высокий удельный вес приходится на обрабатывающую отрасль.
На территории города работают более 10 крупных промышленных предприятий: ОАО «Алтайвагон», ОАО «Алтайкровля», ОАО «НЗЖБИ им. Г. С. Иванова», ОАО «Новоалтайский хлебокомбинат», ОАО «Белоярский мачтопропиточный завод», ГУП «НЗМК», ГУП «НЭРМЗ», ГУП АК «Новоалтайская типография» и др.
Сегодня эти предприятия выпускают грузовые вагоны, картонную тару, картон, сборный железобетон, железобетонные конструкции, муку, хлеб, хлебобулочные изделия и др.
Транспортная система в городе представлена предприятиями железнодорожного и автомобильного транспорта.
Станция Алтайская – важнейший железнодорожный узел на сети дорог страны. Он обеспечивает поставку грузов в 6 направлениях.
Услуги связи предоставляют Алтайский филиал ОАО «Ростелеком» Новоалтайский центр телекоммуникаций и Алтайская дистанция сигнализации, связи и вычислительной техники.
Преобладающей формой собственности является частная. По оценочным данным, численность занятых в экономике города более 25 тыс. человек, из них в малых предприятиях занято 2213 человек, индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан занято 2670 человек.
В городе функционируют три высших учебных заведения: филиал Алтайского Государственного технического университета, представительство Московского гуманитарного института, консультационный пункт Новосибирского Государственного университета путей сообщения; четыре средних специальных учебных заведения: Алтайский филиал Новосибирского техникума железнодорожного транспорта, Новоалтайское художественное училище, Новоалтайское медицинское училище, профессионально-техническое училище.
Система общего образования представлена 16 школами, 14 дошкольными учреждениями, 6 учреждениями дополнительного образования, детским загородным оздоровительным лагерем, детским социальным приютом.
В настоящее время в городе Новоалтайске действует 27 муниципальных автобусных маршрутов, которые ежедневно обслуживают 86 автобусов.
Общее количество межмуниципальных маршрутов, проходящих по г. Новоалтайску - 26 ед., количество автобусов (выходов) на межмуниципальных маршрутах - 159 ед.
Ежедневно пассажирским транспортом совершается 1730 рейсов, в том числе:
- по муниципальным маршрутам - 946
- по межмуниципальным маршрутам - 784
Действующая муниципальная
маршрутная сеть охватывает
Задача администрации города - создание условий для дальнейшего развития потребительского рынка с целью улучшения качества жизни, путем максимального удовлетворения потребности в качественных и безопасных товарах и услугах.
Развитие потребительского рынка в городе продолжается за счет средств предпринимателей. Розничная торговля активно развивается, быстро реагируя на изменения уровня жизни населения и требования, предъявляемые потребителем. Построено и введено в эксплуатацию 13 объектов. На 01.01.2012 г. сложилась следующая структура предприятий потребительского рынка города: 237 стационарных предприятий розничной торговли, 85 киосков, 9 павильонов, 45 объектов общественного питания. Стабильной работой зарекомендовали себя 40 оптовых предприятий.
В 2011 году оборот розничной торговли увеличился на 45,5 % в действующих ценах к прошлому году. Торговая площадь стационарных магазинов на 01.01.2012 года составляет 25946 кв.м., обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей города - 126,6 % от норматива (обеспеченность торговыми площадями по продовольственной группе - 136,8 %, по промышленной - 121 %). Для увеличения объемов торговой деятельности предприниматели совершенствуют формы и методы обслуживания, проводится реконструкция и модернизация объектов, применяются сезонные и праздничные скидки, оказываются дополнительные услуги. Местные производители беспрепятственно проводят рекламные акции и презентации новинок своей продукции в магазинах города. Доля продажи товаров на рынках составляет - около 7 %, это делает его социально-значимым объектом.
Оборот общественного питания увеличился на 21,3 % в действующих ценах к прошлому году. За счет привлечения частного капитала увеличивается в общем объеме оборота удельный вес продаж малых организаций и индивидуальных предпринимателей и составит 60 %.
В городе сохранена действующая сеть школьных столовых на базе муниципального предприятия «Столовая № 1». Охват горячим питанием учащихся увеличился до 85 %. На базе школьных столовых проведено 8 тематических дней.