Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления трудовыми ресурсами: понятие трудовых ресурсов, систему управления трудовыми ресурсами и ее элементы;
2) дать обзор органов государственного управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления государственного регулирования трудовыми ресурсами, политику народонаселения, политику занятости, политику в области заработной платы в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение ………..…………………………………………………….….... 3
1 Теоретические основы управления трудовыми ресурсами ………… 5
2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь …………………………………………………………...….… 12
2.1 Органы государственного управления трудовыми ресурсами……………………………………………………….……..…. 12
2.2 Направления государственного регулирования трудовыми ресурсами…………………………………………………….………….. 17
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы………….…29
3 Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь…………………………………………… 39
Заключение …………………………………….……………………..… 43
Список использованных источников ………………………..………... 4

Файлы: 1 файл

Курс.р.Управление трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.doc

— 549.00 Кб (Скачать файл)

Но при этом необходимо учитывать, что данные мероприятия не дадут быстрого результата, даже если увеличение рождаемости произойдет уже в ближайшие годы, прирост трудовых ресурсов как его итог наступит только через несколько пятилетий. Соответственно, для ослабления дефицита трудовых ресурсов уже начиная с 2010-2015 гг. необходимы как позитивные изменения в других составляющих роста трудовых ресурсов, так и поиск, и вовлечение в производство имеющихся резервов, а также более эффективное их использование.

Снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, резкое ускорение производительности труда на основе механизации и комплексной автоматизации во всех отраслях экономики - реализация всех этих мер уже в ближайшие годы является жизненно необходимой.

В прогнозных документах долгосрочного характера (НСУР – 2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углубленное решение следующих задач:

- до 2015 г. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;

- после 2015 г. – достижение качественной и количественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

Основные усилия в указанные периоды необходимо направить на формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности кадрового потенциала на рынке труда, совершенствование структуры рабочих мест, содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы, создание системы поддержки малого бизнеса, развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, широкое внедрение альтернативных видов занятости и режимов гибкого рабочего времени, формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и рост его эффективности. [9, c. 204-205]

Главным приоритетом должно стать согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров.

Реализация данного направления обусловливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, осуществления всеобщей профессионализации выпускников школ с последующей гарантией их трудоустройства.

Не менее важной задачей является усиление социальной защиты безработных на основе повышения социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. Социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство.

Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ и, прежде всего, Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально-экономического пространства. В данном случае речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств. Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства, признание их профессионально-квалификационного статуса и соответствующих документов, разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ.

Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения. [3, c. 454-457].

Особый интерес представляет опыт стран Европейского союза по регулированию процессов воспроизводства трудовых ресурсов. Анализ процессов формирования и использования трудовых ресурсов в странах ЕС позволил включить в список предложенных мероприятий следующие:

1) предоставление различных форм частичной занятости (гибкий график, работа на дому) беременным женщинам, женщинам, имеющим детей (широкая практика применения в Германии);

2) введение страхования по безработице (различные системы существуют во всех странах ЕС);

3) разработка и внедрение новых форм контрактов, предоставляющих возможность получения работы молодым специалистам, специалистам, не имеющим опыта работы (действует во Франции);

4) разработка различных программ занятости для молодежи (на примере Великобритании, Франции, Италии, Германии);

5) постепенное введение системы страхования здравоохранения по примеру таких стран, как Германия, Австрия, Бельгия, Франция, Нидерланды.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является: во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ.

Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в функционировании рынка труда.

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь уровень зарегистрированной безработицы на конец 2014 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец 2013 г. — 0,7%).

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2015 г. № 77 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год.

Основными направлениями Государственной программы являются содействие нанимателям в структурной перестройке производств, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочих мест по профессионально-квалификационному составу, достижение согласованности действий на рынке труда и рынке образовательных услуг с учетом потребностей нанимателей в кадрах.

Причинами безработицы в Республике Беларусь являются:

- низкие пособия по безработице;

- сложность переподготовки безработных.

В связи с этими проблемами можно выделить пути их решения:

- повышение пособия до уровня прожиточного минимума;

- изменение определения безработицы в законодательстве, для учета незарегистрированных безработных;

- реформирование системы учета безработных.

Государственное воздействие на занятость и уровень безработицы трудоспособного населения должно стать неотъемлемой частью общей системы регулирования экономики и социальной политики нашей страны. Беларусь может и должна в полной мере учесть и использовать опыт многих государств в создании механизмов реализации активной политики занятости, формирования полноценного рынка труда.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь
  2. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-З.
  3. Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. №125-З «О занятости населения Республики Беларусь»
  4. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2015 год от 07.02.2015 № 77
  5. Указ президента Республики Беларусь  от 11 августа 2011 г. № 357 «Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы»
  6. Боровик, Л.С. Политика занятости: направления развития // Белорусский экономический журнал. — 2008. — № 1. — с. 34-45
  7. Булатов, А.С. Экономика. 4-е издание. / А.С.Булатов. — М.: Экономист, 2009.
  8. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. — М.: НОРМА, 2009. — 448 с.
  9. Итоги работы системы Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь за 2014 год и основные задачи на 2015 год // Бюллетень Министерства труда и социальной защиты. – 2015. - №2. – С. 3-10
  10. Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами / П.В.Карташова. – М.: ИНФРА-М, 2008. — 235 с.
  11. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов эконом. специальностей вузов / И.М.Лемешевский. — 3-е изд., доп. и перераб. — Минск: «ФУАинформ», 2009. — 702 с.
  12. Лутохина, Э.А. / Макроэкономика: социально-ориентированный подход. / П.С.Лутохина. — Минск, 2010. — 400 с.
  13. Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П.Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 380с., ил.
  14. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю. Матвеева; Гос.ун-т — высшая школа экономики. — 3-е изд. — М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2009. – 510 с.
  15. Население Республики Беларусь: статистический ежегодник. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. — 464 с.
  16. Половозрастная структура населения Республики Беларусь на 1 января 2009 года и среднегодовая численность населения за 2008 год. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. — 76 с.
  17. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. / Сост. М.И.Плотницкий – Минск: ООО «Мисанта», 2010.
  18. Разоренова, Л.В. Оценка уровня реальной и скрытой безработицы в Республике Беларусь // Квартальный бюллетень клуба экономистов, 2014. — выпуск 3. — 86 c.
  19. Республика Беларусь: статистический ежегодник, 2014. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. — 600 с.
  20. Соколова, Г.Н. Рынок труда в регионах Беларуси: анализ тенденций занятости / Г.Н.Соколова // Социологические исследования — 2013. — №5, с.40-52
  21. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: статистический сборник. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. — 371с.
  22. Статистика Беларуси. — 2015. — №1. — с.62.
  23. Статистический ежегодник Республики Беларусь. / Пред. редакц.коллегии И.В.Зиновский – Минск.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. — 715 с.
  24. Труд и занятость в республике Беларусь/ Статистический сборник. – Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2014. — 278 с.
  25. Шахотько, Л. Эффект, отложенный на перспективу / Шахотько Л. // Беларуская думка. - 2008. - №7. - С. 30-36.
  26. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.mintrud.gov.by. — Дата доступа: 17.04.2015
  27. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.belstat.gov.by. — Дата доступа: 17.04.2015

Информация о работе Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь