Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления трудовыми ресурсами: понятие трудовых ресурсов, систему управления трудовыми ресурсами и ее элементы;
2) дать обзор органов государственного управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления государственного регулирования трудовыми ресурсами, политику народонаселения, политику занятости, политику в области заработной платы в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение ………..…………………………………………………….….... 3
1 Теоретические основы управления трудовыми ресурсами ………… 5
2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь …………………………………………………………...….… 12
2.1 Органы государственного управления трудовыми ресурсами……………………………………………………….……..…. 12
2.2 Направления государственного регулирования трудовыми ресурсами…………………………………………………….………….. 17
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы………….…29
3 Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь…………………………………………… 39
Заключение …………………………………….……………………..… 43
Список использованных источников ………………………..………... 4

Файлы: 1 файл

Курс.р.Управление трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.doc

— 549.00 Кб (Скачать файл)

 

В январе-декабре 2014 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы, ветеранов боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.), составила 18,5 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в январе-декабре 2013 года – 17,2 процента).

Состав безработных на 01.01.2015 по категориям представлен на рисунке 2.3.

 

 

 

Рисунок 2.3 — Состав безработных по категориям на 01.01.2015

 

Важно отметить, что реальные масштабы безработицы выше официальных (0,9-1,2%). По данным, получаемых в ходе проводимых обследований домашних хозяйств, безработица складывается на уровне 6,5-7,6%. Дело в том, что обнаруживаются безработные, которые уже перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица). Таким же способом маскируется и скрытая занятость.

При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Основной причиной безработицы в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочих мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности, так и к сельскому хозяйству. Низкая эластичность предложения на рынке труда и заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

Средняя продолжительность безработицы на конец 2014 г. снизилась и составила 2,9 месяца против 3,1 месяца на конец 2013 г.

В 2014 г. средний период трудоустройства стабилизировался на уровне прошлого года и составил 1,4 месяца. В то же время у женщин он более длительный – 1,7 месяца (у мужчин и молодежи – 1,3 месяца) (таблица 2.6).

 

Таблица 2.6 – Средний период трудоустройства

 

Годы

Средний период трудоустройства, мес.

Всего по Республике Беларусь

мужчин

женщин

молодежи

2013 г.

1,4

1,2

1,7

1,2

2014 г.

1,4

1,3

1,7

1,3


 

 

Вместе с тем рынок труда Республики Беларусь развивается под влиянием неблагоприятных демографических тенденций: снижение численности населения, урбанизация, ухудшение половозрастных пропорций и старение населения.

Списочная численность работников в январе-декабре 2014 г. составила 3223,9 тыс. человек, или 97,6% от показателя за аналогичный период 2013 года.

В январе-декабре 2014 г. соотношение принятых работников и уволенных составило 93,6% (в январе-декабре 2013 г. – 91,2%). Принято на работу 808,8 тыс. человек, уволено – 864,1 тыс. человек.

Вынужденная неполная занятость составила 184,8 тыс. человек, или 5,7% от списочной численности работников (в январе-декабре 2013 г. 127,1 тыс. человек, или 3,8%).

Справочно. Численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составила 80,1 тыс. человек, или 161,4 % к январю-декабрю 2013 г. (49,6 тыс. человек).

Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 104,7 тыс. человек, или 135,2% к январю-декабрю 2013 г. (77,4 тыс. человек).

При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 39,1 тыс. человек или 37,4% общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе-декабре 2013 г. – 24,1 тыс. человек или 31,1%).

Численность занятых в экономике в январе-декабре 2014 г. составила 4486,7 тыс. человек. Численность занятых в декабре 2014 г. составила 4470,8 тыс. человек (таблица 2.7).

 

 

Таблица 2.7 — Численность населения, занятого в экономике Республики Беларусь в январе-декабре 2014 г.

 

Области

Численность занятого населения

в декабре 2014 г.

Численность занятого населения

в январе-декабре 2014 г.

Брестская

601,1

605,7

Витебская

521,9

526,6

Гомельская

622,5

626,0

Гродненская

487,6

488,9

г. Минск

1085,3

1080,7

Минская

680,5

683,2

Могилевская

471,9

475,6

Республика Беларусь

4470,8

4486,7


 

Уровень занятости населения остается высоким - 75,9 процента, несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению численности занятых.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности работающих лиц старше трудоспособного возраста (401,9 тыс. человек в 2013 году по сравнению с 336,4 тыс. человек в 2011 году).

Численность незанятого населения в трудоспособном возрасте в 2013 году составила 1443,5 тыс. человек (25,8% населения в трудоспособном возрасте). При этом помимо граждан, которые не работают по объективным причинам, в число незанятых входят лица, не работающие по различным причинам, которые являются потенциалом для вовлечения в экономику. Среди них лица, не имеющие работы и активно ее ищущие, —  212,2  тыс. человек (14,7%), лица, ведущие домашнее хозяйство, — 123,6 тыс. человек (8,6%), лица, работающие за границей, – 63,4 тыс. человек (4,4%), лица, считающие, что нет возможности найти работу, а также лица, не имеющие необходимости или желания работать, — 66,8 тыс. человек (4,6%), безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите, — 23,4 тыс. человек (1,6%).

В условиях прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны возрастает значимость обеспечения не только полной, но и экономически эффективной занятости.

В республике проводится комплексная модернизация экономики, в том числе экономическая, предусматривающая внедрение современных систем управления предприятиями и отраслями, включая оптимизацию численности.

Тенденции к снижению численности занятых в экономике и списочной численности работников (в январе-октябре 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 1,3% и 2,4% соответственно), а также количества заявленных нанимателями вакансий являются следствием оптимизации численности работников.

Вместе с тем рост вынужденной неполной занятости свидетельствует о наличии излишней численности работающих и недостаточных темпах оптимизации.

В январе-октябре 2014 г. вынужденная неполная занятость составила 125,7 тыс. человек, или 3,9% от списочной численности работников, и увеличилась на 49,5% (в январе-октябре 2013 г. 84,1 тыс. человек, или 2,5%).

Территориальная неравномерность размещения трудовых ресурсов и их низкая мобильность выступают основными факторами трудоизбыточности в одних регионах и дефицита кадров в других, а также дисбаланса профессионально-квалификационной структуры локальных рынков труда.

Более 37% трудовых ресурсов приходится на центральную часть страны - г. Минск и Минскую область, в то время как наименьшая их доля - в Гродненской (10,6%) и Могилевской (11%) областях. Более двух третей трудовых ресурсов (82,6%) сосредоточены в городской местности.

Привлечение иностранной рабочей силы частично способствовало решению вопросов обеспечения недостающими кадрами организаций республики. При этом основное количество въехавших в Беларусь на работу в январе-сентябре 2014 г. составили граждане Украины (9687 человек, или 39,8% от общего числа въехавших), Китая (4007 человек, или 16,5%) и Российской Федерации (3037 человек, или 12,5%).

Всего, по данным Министерства внутренних дел, сальдо внешней трудовой миграции в январе-сентябре 2014 г. составило 19 924 человека.

В ближайшие годы снижение численности населения продолжит оказывать существенное влияние на формирование трудового потенциала республики. Демографические прогнозы свидетельствуют о сохранении этой тенденции в перспективе, которая будет усугубляться сокращением доли занятых в молодом возрасте и увеличением среднего возраста занятого населения. Снижение численности населения в трудоспособном возрасте может привести к нарастанию дефицита рабочей силы на рынке труда.

Вместе с тем модернизация производства и внедрение ресурсосберегающих технологий, рост производительности труда и сокращение избыточной занятости позволят обеспечить снижение спроса на рабочую силу. При этом оперативное содействие в трудоустройстве высвобождаемых в результате оптимизации численности работников, а также незанятого населения будет содействовать решению вопросов обеспеченности кадрами отраслей экономики.

Рынок труда будет пополняться за счет лиц, уволенных по причинам текучести кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, выпускников учреждений образования, а также лиц, ранее занятых в домашнем хозяйстве и длительно неработающих.

Согласно прогнозным расчетам в 2015 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 180 тыс. безработных.

Ожидается, что в 2015 году общее количество граждан, нуждающихся в содействии в трудоустройстве, составит около 280 тыс. человек, из них 210 тыс. безработных.

Меры по содействию занятости населения будут направлены на обеспечение удержания уровня безработицы в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5%.

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ  РЕСУРСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Меры, реализованные в стране в последние годы, позволили приостановить рост некоторых негативных тенденций. Несколько выросла рождаемость и уменьшилась смертность. Наметились положительные тенденции по укреплению института семьи, расширилось половое воспитание подростков, позволившее в шесть раз уменьшить число абортов на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет, со 106 в 1990 г. до 17,7 в 2007 г. [4, с.33].

Вместе с тем, самой серьезной ошибкой на сегодняшний день было бы считать, что произошел необратимый перелом в демографических процессах. Рождаемость, хотя и росла последние годы, но это не позволило остановить естественную убыль населения. Кроме того, сам рост во многом обеспечивался двумя факторами. Во-первых, благоприятно повлияло на него увеличение числа женщин в фертильном возрасте, произошедшее с начала века. Во-вторых, рост рождаемости обеспечивался и за счет отложенных в 90-е годы рождений. Значительное улучшение социально-экономических условий в нашей стране по сравнению с периодом конца прошлого века способствовало реализации имевшейся, но отложенной установки на рождение детей, как первенцев, так и вторых в семье. Но в настоящее время эти резервы роста рождаемости уже исчерпаны. На 1.01.2009 г. число женщин в возрасте 20-29 лет составляло 790484, в возрасте 10-19 лет, уже 557343, т.е. почти на 30% меньше, а поколение, которое вступит в фертильный возраст через десять лет, еще на 20% малочисленнее [5,с.5]. Соответственно, в ближайшие годы, если не принять срочных мер по стимулированию рождаемости, она существенно уменьшится.

Кроме снижения рождаемости со следующего пятилетия страну ожидает значительное сокращение населения в трудоспособном возрасте, что, соответственно, приведет к сокращению трудовых ресурсов. Таким образом, дефицит трудовых ресурсов уже в ближайшие годы может стать одним из основных факторов, препятствующих устойчивому экономическому росту Республики Беларусь.

Для преодоления или хотя бы смягчения остроты данной проблемы уже сегодня необходима разработка и реализация комплекса мер социально-экономической политики государства.

По срокам реализации эти меры делятся на такие, эффект от реализации которых наступит только через длительный срок, и на те, которые могут вскрыть существующие резервы и принести результат уже в ближайшее время.

К первой группе относится всемерное стимулирование роста рождаемости. На решение этой задачи в нашей стране в последнее время уже были направлены значительные средства из бюджета и их существенный дальнейший рост чреват негативными последствиями для экономики. Представляется необходимым для роста благосостояния семей, воспитывающих детей, перераспределение части нагрузки по жизнеобеспечению подрастающих поколений с родителей на все население страны. Механизм этого перераспределения нуждается в тщательной проработке, возможно использование отдельных элементов советского опыта, в котором существовали аналогичные механизмы. В то же время размеры изъятия должны быть значительно выше, поскольку тогда демографических проблем, аналогичных нынешним, вообще не существовало.

Информация о работе Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь