Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления трудовыми ресурсами: понятие трудовых ресурсов, систему управления трудовыми ресурсами и ее элементы;
2) дать обзор органов государственного управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления государственного регулирования трудовыми ресурсами, политику народонаселения, политику занятости, политику в области заработной платы в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение ………..…………………………………………………….….... 3
1 Теоретические основы управления трудовыми ресурсами ………… 5
2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь …………………………………………………………...….… 12
2.1 Органы государственного управления трудовыми ресурсами……………………………………………………….……..…. 12
2.2 Направления государственного регулирования трудовыми ресурсами…………………………………………………….………….. 17
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы………….…29
3 Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь…………………………………………… 39
Заключение …………………………………….……………………..… 43
Список использованных источников ………………………..………... 4

Файлы: 1 файл

Курс.р.Управление трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.doc

— 549.00 Кб (Скачать файл)

Процесс формирования рабочей силы - это не только воспроизводство населения, но и сохранение и развитие его качественных характеристик.

Воспроизводство рабочей силы включает также поддержание ее в нормальной форме, ежедневное возмещение физических и духовных сил человека.

Управление рабочей силой в фазе формирования можно представить следующим образом:

1) управление процессами воспроизводства (естественного движения) населения, включая рождаемость, смертность, брачность;

2) управление процессами  подготовки рабочей силы, включая  профориентацию, а также систему общего, профессионально-технического, высшего и среднего специального образования, систему повышения квалификации;

3) возмещение физических  и духовных сил человека через  регулирование зарплаты, общественных  фондов потребления, доходов от личного подсобного хозяйства и других доходов населения, укрепление здоровья людей и т.п.

Назначение фазы распределения состоит в том, чтобы совокупную рабочую силу привести в соответствие с потребностями производства. Общество для своего нормального функционирования должно выполнять определенный набор работ, обусловленный разделением труда. Эти работы распределяются по отраслям на территории республики.

Отсюда возникает система производственных и территориальных взаимодействии. Поэтому в данной фазе важную роль играет научно обусловленное планирование.

В этой фазе управление складывается из следующих компонентов:

1) управление занятостью. Оно включает создание рабочих  мест в производственной и  непроизводственной сферах народного  хозяйства для обеспечения полной занятости трудоспособного населения;

2) управление первичным  распределением рабочей силы, т.е. направление выпускников ПТУ, техникумов, ВУЗов на рабочие места в  промышленность, строительство, сельское  хозяйство и другие отрасли  экономики;

3) управление перераспределением рабочей силы - трудоустройством, организованным набором, территориальным переселением, переводом и т.п.

Фаза использования рабочей силы в процессе ее воспроизводства является ведущей. Она характеризуется тем, что в ней реализуются способности человека к труду, производству материальных и духовных благ. Эта фаза предопределяет содержание всех других фаз - здесь происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами производства, создается материальная возможность для формирования, распределения и перераспределения рабочей силы.

Главное в этой фазе - вскрытие и использование резервов роста эффективности живого труда. В данный момент велики резервы использования рабочей силы. Нет дефицита трудовых ресурсов. Налицо низкий уровень производительности труда, недостаточная организация, неэффективное стимулирование труда, а также необоснованность решений плановых органов, допускающих создание излишних рабочих мест.

На данной стадии органы управления должны стимулировать увеличение выпуска продукции меньшей численностью работников, внедрение новых форм организации и оплаты труда, совершенствование общегосударственной системы управления трудом.

Управление трудовыми ресурсами в фазе их использования имеет конкретные задачи: повышение технической вооруженности труда, применение передовых методов труда, сокращение ручного неквалифицированного и тяжелого труда, улучшение использования рабочего времени и уменьшение затрат живого труда на единицу выпускаемой продукция, материальное и моральное стимулирование результатов труда, улучшение труда и его охрана и т.п.

Для каждой фазы управления трудовыми ресурсами (рабочей силой) в соответствия с поставленной целью государство намечает средства на ее выполнение, создает информационное обеспечение, позволяющее анализировать и разрабатывать прогнозы и планы состояния рабочей силы, осуществляет оперативное регулирование, стимулирование и контроль.

Таким образом, общая цель всей системы управления трудовыми ресурсами состоит не только в эффективном использовании рабочей силы, но также в ее подготовке, распределении и перераспределения между отраслями народного хозяйства и по территории республики. При этом нельзя отрывать управление формированием, распределением (перераспределением) рабочей силы от управления ее использованием. Хотя между ними и есть разница, но это единый процесс. Поэтому управление трудовыми ресурсами включает управление взятыми в единстве процессами формирования, распределения, перераспределения и использования рабочей силы с целью достижения наиболее полного удовлетворения общественных и личных потребностей в материальных и духовных благах при наименьших затратах живого труда.

Управление трудовыми ресурсами осуществляется на основе сочетания территориального принципа (управление на уровне республики, области, района) и производственно-отраслевого принципа (управление на уровне отрасли, объединения, предприятия, цеха). На каждом из этих уровней оно имеет свою специфику. Так, экономическому району присущи свои условия развития, особенности которого находят выражение в объекте и методах регионального управления.

 

 

 

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

 

2.1 Органы государственного  управления трудовыми ресурсами

 

 

Государственная система управления трудовыми ресурсами Республики Беларусь включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 6 Конституции РБ).

Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Особое место в системе государственной власти занимает Президент Республики Беларусь, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции РБ). Законодательная власть обеспечивает принятие законов и других нормативных актов, устанавливающих правила в области трудовых отношений, формирования и воспроизводства трудовых ресурсов, и контролирует их выполнение:

1. Трудовой Кодекс;

2. Республиканские законы;

3. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь и нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти;

4. Нормативные правовые акты субъектов Республики Беларусь — конституции (уставы), законы и др.

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который согласно Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов — декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (ст. 101 Конституции РБ). Республиканские законы в области трудового законодательства принимаются Национальным собранием Республики Беларусь.

Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — является центральным органом государственного управления. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты палат. В Совете Министров образованы следующие комитеты, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования социально-трудовых отношений: по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям; по социальной политике.

Органы исполнительной власти по масштабу деятельности можно классифицировать на республиканские и местные.

К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местные администрации.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, т.е. обеспечивают осуществление Конституции Республики Беларусь, республиканских законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Исполнительную власть представляет Правительство Республики Беларусь, формируемое Президентом. Деятельность Правительства охватывает все стороны жизни общества. Правительство формирует республиканские отраслевые министерства и ведомства.

Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для всех является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности.

Центральным органом республиканской исполнительной власти, осуществляющим руководство проведением единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в стране, является Министерство труда и социальной защиты и социального развития Республики Беларусь.

Направления деятельности Министерства следующие:

- разработка предложений по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;

- участие в разработке  и организация выполнения социальных  программ, контроль за их реализацией;

- организация и проведение мониторинга в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;

- работа по совершенствованию  системы оплаты труда работников  организаций, финансируемых из бюджета, государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований;

- разработка республиканской  целевой программы по улучшению  условий и охране труда, а также  нормативных правовых актов по условиям и охране труда;

- осуществление экспертизы  условий труда и государственный  контроль за правильностью применения  списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих  право на пенсию за работу  с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- разработка предложений  по совершенствованию системы  социального партнерства, основных  направлений ее развития; а также участие в разработке проекта генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь и республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов;

- осуществление контроля  за реализацией Национальной  программы демографической безопасности;

- анализ состояния и  использования трудовых ресурсов  и занятости населения, разработка  прогнозной оценки состояния  рынка труда;

- организация и координация  реализации государственной и  региональных программ содействия  занятости населения;

- участие в формировании государственной политики в области профессиональной ориентации и профессионального образования населения, непрерывного профессионального обучения кадров по профессиям рабочих на производстве, разработке ее нормативного правового обеспечения;

- участие в разработке  мер в области семейной политики  и охраны прав детей;

- участие в разработке  и реализации мероприятий по  повышению социальной защиты  пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших  от войн;

- участие в разработке  предложений по упорядочению системы социальных льгот и гарантий;

- организация государственного  надзора и контроля за соблюдением  законодательства о труде.

Комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов (Минского горисполкома) являются структурными подразделениями соответствующих облисполкомов (Минского горисполкома), и входят в систему Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Комитет по труду, занятости и социальной защите является органом государственного управления, обеспечивающим реализацию на территории области (в г. Минске) основных направлений государственной политики по комплексному решению проблем в социально-трудовой сфере, включая вопросы оплаты труда, обеспечения безопасных условий и охраны труда, содействия занятости населения, развития социального партнерства, демографической безопасности, государственного пенсионного обеспечения, государственного социального обслуживания и социальной помощи.

В систему комитетов входят подразделения местных исполнительных и распорядительных органов и организации социального обслуживания коммунальной формы собственности (территориальные центры социального обслуживания населения, дома-интернаты для психоневрологических больных, для престарелых и инвалидов).

Регулирование рынка труда, занятости населения в Республике Беларусь осуществляется Государственной службой занятости населения, созданной в соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь».

В государственную службу занятости населения входят:

- Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь;

- комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительного комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов;

Информация о работе Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь