Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления трудовыми ресурсами: понятие трудовых ресурсов, систему управления трудовыми ресурсами и ее элементы;
2) дать обзор органов государственного управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления государственного регулирования трудовыми ресурсами, политику народонаселения, политику занятости, политику в области заработной платы в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение ………..…………………………………………………….….... 3
1 Теоретические основы управления трудовыми ресурсами ………… 5
2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь …………………………………………………………...….… 12
2.1 Органы государственного управления трудовыми ресурсами……………………………………………………….……..…. 12
2.2 Направления государственного регулирования трудовыми ресурсами…………………………………………………….………….. 17
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы………….…29
3 Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь…………………………………………… 39
Заключение …………………………………….……………………..… 43
Список использованных источников ………………………..………... 4

Файлы: 1 файл

Курс.р.Управление трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.doc

— 549.00 Кб (Скачать файл)

В 2014 г. нанимателям были установлена броня на рабочие места для приема на работу 1 890 безработных инвалидов. Запланирована организация адаптации к трудовой деятельности 452 человек с ограничениями. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (свыше 5,8 млрд бел. руб.), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов – это в 1,2 раза больше, чем в 2009 г.

Предусмотрены меры социальной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и отдельных социально-профессиональных групп населения (молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно неработающих граждан). Разработаны меры, способствующие вовлечению этих категорий граждан в активную трудовую деятельность.

Кстати, среди тех, кто обращается в органы по труду, занятости и соцзащите, все больше становится граждан, которые не могут самостоятельно трудоустроиться. Более 20 % безработных относятся к категории граждан, особо нуждающихся в соцзащите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы (им государство предоставляет дополнительные гарантии в сфере занятости).

В Беларуси в 2014 г. в полном объеме  обеспечена предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 135,8 тыс. безработным.

В 2014 г.  были увеличены задания в целом по ряду показателей активных мер политики занятости. Так, задание по организации оплачиваемых общественных работ увеличено до 90,5 тыс. человек, в том числе для безработных – до 49,2 тыс. человек. Причем в таких работах с выплатой вознаграждений  приняли участие работники, находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя без сохранения заработной платы.

Продолжится работа по трудоустройству родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание детей, находящихся на гособеспечении, и направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и соцзащите.

Из всего вышесказанного, мы видим, что наше государство тратит много сил и средств на регулирование рынка труда нашей республики. Создание и редактирование законов, государственных программ, безусловно, играют важнейшую роль в госрегулировании, что способствует стабилизации и улучшению условий на рынке труда, повышению занятости и снижению безработицы. По мере развития рынка труда в Республике Беларусь изменяется, постепенно обогащаясь и совершенствуясь, система государственного регулирования рынка труда и занятости населения.

 

 

2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы

 

 

Меры, принимаемые Правительством Республики Беларусь в части обеспечения занятости населения, позволили сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить напряженность на рынке труда регионов.

Ситуация на рынке труда республики характеризуется относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы.

В январе-декабре 2014 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 231,1 тыс. человек (89,9 процента от уровня 2013 года), из которых 148,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (93,6 процента от уровня 2013 года). С учетом 34,3 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2014 г., всего нуждалось в трудоустройстве 265,4 тыс. человек, из них 169,1 тыс. безработных (таблица 2.1 и рисунок 2.1).

 

 

Таблица 2.1 — Рынок труда в Республике Беларусь за январь-декабрь 2014 г.

 

Период

2013 год

2014 год

2014 год к 2013 году, %

Зарегистрировано безработных, тыс. человек

Зарегистрировано безработных, тыс. человек

январь

15,7

13,0

82,8

февраль

14,5

12,4

85,5

март

13,9

12,7

91,4

апрель

15,1

11,1

73,5

май

11,7

11,9

101,7

июнь

11,9

11,8

99,2

июль

12,9

11,3

87,6

август

11,8

11,6

98,3

сентябрь

13,0

12,9

99,2

октябрь

14,2

14,3

100,7

ноябрь

12,7

13,0

102,4

декабрь

11,0

12,2

110,9


 

Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2014 г. составил 0,5 процента к численности экономически активного населения (в 2013 году – 0,5 процента).

Спрос на рабочую силу остается достаточно высоким. Вместе с тем отмечается его снижение.

На 01.01.2015 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 33,6 тыс. вакансий, что составило 66,5 процента к уровню 2013 года (рисунок 2.2). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 67,3 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (75,5 процента в 2013 году).

 

Рисунок 2.1 — Регистрация безработных в 2013-2014 гг.

 

Рисунок 2.2 — Спрос и предложение на рынке труда в 2004-2014 гг. (на конец года)

 

Спрос на работников в основном формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (заявлено 11,3 тыс. вакансий, или 21,2 % от общего их числа), строительство (10,8 тыс. вакансий, или 20,3 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (7,6 тыс. вакансий, или 14,2%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (5,2 тыс. вакансий, или 9,7%), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (4,6 тыс. вакансий, или 8,6%), транспорт и связь (2,7 тыс. вакансий, или 5%).

Напряженность на рынке труда варьируется от 1,3 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработного на 1 вакансию в г.Минске, где вакансий в 4,3 раз больше, чем безработных (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 — Напряженность на рынке труда

 

Область

Напряженность на 01.01.2015

Брестская

1,2

Витебская

1,0

Гомельская

1,3

Гродненская

0,8

г. Минск

0,2

Минская

0,7

Могилевская

0,9

Республика Беларусь

0,7


 

 

Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется возрастающей долей состоящих на учете мужчин (61,4% на 1 декабря 2014 г. по сравнению с 41,2% на 1 декабря 2013 г.) (таблицы 2.3, 2.4 и 2.5).

Четверть безработных относятся к категории граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, - инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы, граждане предпенсионного возраста и другие.

Значительную часть состоящих на учете безработных составляют категории безработных, трудоустройство которых затруднено, - длительно неработающие (17,5%), не имеющие профессии (7%). В общем составе безработных 32,7% составляет молодежь в возрасте 16-29 лет.

 

Таблица 2.3 — Состав безработных по полу

 

На конец декабря 2013 г.

На конец декабря 2014 г.

Численность безработных - всего

человек

%

Численность безработных - всего

человек

%

20959

100

24192

100

из них женщин

8503

40,6

из них женщин

9086

37,6

мужчин

12456

59,4

мужчин

15106

62,4

молодежь 16-29 лет

7251

34,6

молодежь 16-29 лет

7289

30,1


 

 

Таблица 2.4 — Состав безработных по образованию

 

На конец 2013 года

На конец 2014 года

Численность безработных, всего

20959 человек

100%

Численность безработных, всего

24192

человек

100%

Распределение общей численности безработных по образованию:

Распределение общей численности безработных по образованию:

- общее базовое

2632

12,6

- общее базовое

2921

12,1

- общее среднее

7384

35,2

- общее среднее

8058

33,3

-профессионально- техническое

5693

27,2

-профессионально- техническое

7369

30,5

- среднее специальное

2919

13,9

- среднее специальное

3164

13,1

- высшее

2322

11,1

- высшее

2664

11,0

- послевузовское

9

0,04

- послевузовское

16

0,1


 

Таблица 2.5 — Состав безработных по возрастным группам

 

На конец 2013 года

На конец 2014 года

Численность безработных всего

20959

человек

100%

Численность безработных, всего

24192

человек

100%

Распределение общей численности безработных по возрасту:

Распределение общей численности безработных по возрасту:

16-17 лет

248

1,2

16-17 лет

251

1,0

18-19

753

3,6

18-19

681

2,8

20-24

3034

14,5

20-24

2914

12,0

25-29

2686

12,8

25-29

2833

11,7

30-34

2462

11,7

30-34

2988

12,4

35-39

2453

11,7

35-39

2914

12,0

40-44

2453

11,7

40-44

3030

12,5

45-49

2397

11,4

45-49

2889

11,9

50-54

3131

14,9

50-54

3826

15,8

55-59

1338

6,4

55-59

1860

7,7

60 и старше

4

0,02

60 и старше

6

0,02

Информация о работе Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь