Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления трудовыми ресурсами: понятие трудовых ресурсов, систему управления трудовыми ресурсами и ее элементы;
2) дать обзор органов государственного управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь;
3) рассмотреть направления государственного регулирования трудовыми ресурсами, политику народонаселения, политику занятости, политику в области заработной платы в Республике Беларусь;
Введение ………..…………………………………………………….….... 3
1 Теоретические основы управления трудовыми ресурсами ………… 5
2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь         …………………………………………………………...….… 12
2.1 Органы государственного  управления трудовыми ресурсами……………………………………………………….……..…. 12
2.2 Направления государственного  регулирования трудовыми ресурсами…………………………………………………….………….. 17
          2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы………….…29
3 Основные направления совершенствования управления трудовыми ресурсами в Республике Беларусь…………………………………………… 39
Заключение …………………………………….……………………..… 43
Список использованных источников ………………………..………... 4
В 2014 г. нанимателям были установлена броня на рабочие места для приема на работу 1 890 безработных инвалидов. Запланирована организация адаптации к трудовой деятельности 452 человек с ограничениями. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (свыше 5,8 млрд бел. руб.), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов – это в 1,2 раза больше, чем в 2009 г.
Предусмотрены меры социальной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и отдельных социально-профессиональных групп населения (молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно неработающих граждан). Разработаны меры, способствующие вовлечению этих категорий граждан в активную трудовую деятельность.
Кстати, среди тех, кто обращается в органы по труду, занятости и соцзащите, все больше становится граждан, которые не могут самостоятельно трудоустроиться. Более 20 % безработных относятся к категории граждан, особо нуждающихся в соцзащите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы (им государство предоставляет дополнительные гарантии в сфере занятости).
В Беларуси в 2014 г. в полном объеме обеспечена предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 135,8 тыс. безработным.
В 2014 г. были увеличены задания в целом по ряду показателей активных мер политики занятости. Так, задание по организации оплачиваемых общественных работ увеличено до 90,5 тыс. человек, в том числе для безработных – до 49,2 тыс. человек. Причем в таких работах с выплатой вознаграждений приняли участие работники, находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя без сохранения заработной платы.
Продолжится работа по трудоустройству родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание детей, находящихся на гособеспечении, и направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и соцзащите.
Из всего вышесказанного, мы видим, что наше государство тратит много сил и средств на регулирование рынка труда нашей республики. Создание и редактирование законов, государственных программ, безусловно, играют важнейшую роль в госрегулировании, что способствует стабилизации и улучшению условий на рынке труда, повышению занятости и снижению безработицы. По мере развития рынка труда в Республике Беларусь изменяется, постепенно обогащаясь и совершенствуясь, система государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
2.3 Трудовые ресурсы Беларуси: тенденции, проблемы
Меры, принимаемые Правительством Республики Беларусь в части обеспечения занятости населения, позволили сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить напряженность на рынке труда регионов.
Ситуация на рынке труда республики характеризуется относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы.
В январе-декабре 2014 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 231,1 тыс. человек (89,9 процента от уровня 2013 года), из которых 148,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (93,6 процента от уровня 2013 года). С учетом 34,3 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2014 г., всего нуждалось в трудоустройстве 265,4 тыс. человек, из них 169,1 тыс. безработных (таблица 2.1 и рисунок 2.1).
Таблица 2.1 — Рынок труда в Республике Беларусь за январь-декабрь 2014 г.
| Период | 2013 год | 2014 год | 2014 год к 2013 году, % | 
| Зарегистрировано безработных, тыс. человек | Зарегистрировано безработных, тыс. человек | ||
| январь | 15,7 | 13,0 | 82,8 | 
| февраль | 14,5 | 12,4 | 85,5 | 
| март | 13,9 | 12,7 | 91,4 | 
| апрель | 15,1 | 11,1 | 73,5 | 
| май | 11,7 | 11,9 | 101,7 | 
| июнь | 11,9 | 11,8 | 99,2 | 
| июль | 12,9 | 11,3 | 87,6 | 
| август | 11,8 | 11,6 | 98,3 | 
| сентябрь | 13,0 | 12,9 | 99,2 | 
| октябрь | 14,2 | 14,3 | 100,7 | 
| ноябрь | 12,7 | 13,0 | 102,4 | 
| декабрь | 11,0 | 12,2 | 110,9 | 
Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2014 г. составил 0,5 процента к численности экономически активного населения (в 2013 году – 0,5 процента).
Спрос на рабочую силу остается достаточно высоким. Вместе с тем отмечается его снижение.
На 01.01.2015 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 33,6 тыс. вакансий, что составило 66,5 процента к уровню 2013 года (рисунок 2.2). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 67,3 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (75,5 процента в 2013 году).
Рисунок 2.1 — Регистрация безработных в 2013-2014 гг.
Рисунок 2.2 — Спрос и предложение на рынке труда в 2004-2014 гг. (на конец года)
Спрос на работников в основном формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (заявлено 11,3 тыс. вакансий, или 21,2 % от общего их числа), строительство (10,8 тыс. вакансий, или 20,3 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (7,6 тыс. вакансий, или 14,2%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (5,2 тыс. вакансий, или 9,7%), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (4,6 тыс. вакансий, или 8,6%), транспорт и связь (2,7 тыс. вакансий, или 5%).
Напряженность на рынке труда варьируется от 1,3 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработного на 1 вакансию в г.Минске, где вакансий в 4,3 раз больше, чем безработных (таблица 2.2).
Таблица 2.2 — Напряженность на рынке труда
| Область | Напряженность на 01.01.2015 | 
| Брестская | 1,2 | 
| Витебская | 1,0 | 
| Гомельская | 1,3 | 
| Гродненская | 0,8 | 
| г. Минск | 0,2 | 
| Минская | 0,7 | 
| Могилевская | 0,9 | 
| Республика Беларусь | 0,7 | 
Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется возрастающей долей состоящих на учете мужчин (61,4% на 1 декабря 2014 г. по сравнению с 41,2% на 1 декабря 2013 г.) (таблицы 2.3, 2.4 и 2.5).
Четверть безработных относятся к категории граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, - инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы, граждане предпенсионного возраста и другие.
Значительную часть состоящих на учете безработных составляют категории безработных, трудоустройство которых затруднено, - длительно неработающие (17,5%), не имеющие профессии (7%). В общем составе безработных 32,7% составляет молодежь в возрасте 16-29 лет.
Таблица 2.3 — Состав безработных по полу
| На конец декабря 2013 г. | На конец декабря 2014 г. | ||||
| Численность безработных - всего | человек | % | Численность безработных - всего | человек | % | 
| 20959 | 100 | 24192 | 100 | ||
| из них женщин | 8503 | 40,6 | из них женщин | 9086 | 37,6 | 
| мужчин | 12456 | 59,4 | мужчин | 15106 | 62,4 | 
| молодежь 16-29 лет | 7251 | 34,6 | молодежь 16-29 лет | 7289 | 30,1 | 
 
Таблица 2.4 — Состав безработных по образованию
| На конец 2013 года | На конец 2014 года | ||||
| Численность безработных, всего | 20959 человек | 100% | Численность безработных, всего | 24192 человек | 100% | 
| Распределение общей численности безработных по образованию: | Распределение общей численности безработных по образованию: | ||||
| - общее базовое | 2632 | 12,6 | - общее базовое | 2921 | 12,1 | 
| - общее среднее | 7384 | 35,2 | - общее среднее | 8058 | 33,3 | 
| -профессионально- техническое | 5693 | 27,2 | -профессионально- техническое | 7369 | 30,5 | 
| - среднее специальное | 2919 | 13,9 | - среднее специальное | 3164 | 13,1 | 
| - высшее | 2322 | 11,1 | - высшее | 2664 | 11,0 | 
| - послевузовское | 9 | 0,04 | - послевузовское | 16 | 0,1 | 
Таблица 2.5 — Состав безработных по возрастным группам
| На конец 2013 года | На конец 2014 года | ||||
| Численность безработных всего | 20959 человек | 100% | Численность безработных, всего | 24192 человек | 100% | 
| Распределение общей численности безработных по возрасту: | Распределение общей численности безработных по возрасту: | ||||
| 16-17 лет | 248 | 1,2 | 16-17 лет | 251 | 1,0 | 
| 18-19 | 753 | 3,6 | 18-19 | 681 | 2,8 | 
| 20-24 | 3034 | 14,5 | 20-24 | 2914 | 12,0 | 
| 25-29 | 2686 | 12,8 | 25-29 | 2833 | 11,7 | 
| 30-34 | 2462 | 11,7 | 30-34 | 2988 | 12,4 | 
| 35-39 | 2453 | 11,7 | 35-39 | 2914 | 12,0 | 
| 40-44 | 2453 | 11,7 | 40-44 | 3030 | 12,5 | 
| 45-49 | 2397 | 11,4 | 45-49 | 2889 | 11,9 | 
| 50-54 | 3131 | 14,9 | 50-54 | 3826 | 15,8 | 
| 55-59 | 1338 | 6,4 | 55-59 | 1860 | 7,7 | 
| 60 и старше | 4 | 0,02 | 60 и старше | 6 | 0,02 |