Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение территориального размещения железных дорог, рационального использования природных ресурсов, установление оптимальных схем перевозок грузов, развитие внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых всеми видами транспорта района тяготения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Экономико-географическая характеристика заданного экономического района Российской Федерации …………………………………………..4
1.1. Особенности экономико-географического положения района и его административно-территориальный состав……………………………………………………4
1.2. Характеристика населения района…………………………………………………4
1.3. Экономическая оценка природных ресурсов……………………………………...6
1.4. Лесные и водные ресурсы района………………………………………………….7
1.5. Особенности энергетики района…………………………………………………………8
1.6. География отраслей промышленности…………………………………………….8
1.7. Сельское хозяйство района………………………………………………………..10
1.8. Развитие экономического района в перспективе………………………………...10
Раздел 2. Характеристика транспортной сети экономического района……….14
2.1. Железнодорожный транспорт…………………………………………………….14
2.2. Речной транспорт…………………………………………………………………..15
2.3. Морской транспорт………………………………………………………………...15
2.4. Автомобильный транспорт………………………………………………………..16
2.5. Трубопроводный транспорт……………………………………………………….16
2.6. Воздушный транспорт……………………………………………………………..16
Раздел 3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения……………………………………………………………………………….17
Раздел 4. Составление экономико-географической карты района и картосхем района тяготения железной дороги…………………………………………………………18
Заключение………………………….…………………………………………………19
Список литературы……..……………….……………………………………………20

Файлы: 1 файл

курсовикгеогр.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

В Белом море много мелких мест. Зимой оно замерзает. Большие  трудности составляют приливы и  отливы.

Еще более суровы условия для плавания в Карском море, море Лаптевых отделенном от Гольфстрима островами Новой Земли. Навигация здесь длится не более трех месяцев.

Северный морской путь играет важную роль в обеспечении  связей районов севера европейской  части страны, Сибири и Дальнего Востока.

 

Через Баренцево и Белое  моря наша страна ведет торговлю  с зарубежными странами, в основном со странами северной и северо-западной Европы (Нидерланды, Норвегия, Польша, Бельгия). 

Основными портами, обслуживающими Восточно-Сибирский  экономический район, являются Диксон, Дудинка, расположенный на правом берегу Енисея, Игарка (на Енисее в 370 милях от моря, крупных экспорт леса).

 

2.4. Автомобильный транспорт

 

Автомобильный транспорт в данном экономическом районе менее развит и используется для перевозок небольшими партиями продукцию пищевой и легкой промышленности и для личных нужд населения.

 

2.5. Трубопроводный транспорт

 

Крупнейшие трубопроводы, протянувшиеся  от западно-сибирских месторождений нефти и газа, приносят нефтепродукты на восток. Через Восточно-Сибирский экономический район проходит трубопровод Александровское - Анжеро-Судженск – Ачинск – Ангарск.

 

2.6. Воздушный транспорт

 

Связь с отдаленными  и труднодоступными районами в основном поддерживается с помощью авиатранспорта. Воздушный транспорт – главный перевозчик пассажиров, почты, скоропортящихся и срочных грузов. Главные аэропорты: Красноярск, Норильск, Иркутск, Чита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

Расчет густоты  железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения

 

Для характеристики степени насыщенности территории района транспортной сетью, помимо абсолютных размеров протяженности  путей сообщения, важно знать  и относительные показатели. Применяют ряд таких показателей:

  • показатель, характеризующий густоту сети Dt как отношение ее протяженности L к площади территории района S:

  • показатель, характеризующий густоту сети Dн как отношение ее протяженности L к численности населения N:

  • показатель, характеризующий относительную густоту сети D, определяемую исходя из размеров территории и численности ее населения N:

 

 

 

Таблица 2

Расчет показателей густоты  сети

 

Административно-территориальная единица

Территория, S, тыс. км2

Население N, тыс. чел

Эксплуатационная длина железных дорог L, км

Густота железных дорог, D

Dt

Dн

D

Красноярский край

2155,4

4375

3000

1,4

0,69

0,98

Республика Хакасия

130,5

223

200

1,5

0,89

1,16

По району дороги

2285,9

4598

3200

2,9

1,58

2,14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4

Составление экономико-географической карты района и картосхем района тяготения железной дороги



 

 

Заключение

 

Итак, значение Восточной Сибири в  экономическом развитии производительных сил России определяется ее богатыми и разнообразными природными ресурсами, прежде всего крупнейшими в стране запасами энергетических, рудных, лесных и водных ресурсов. Это – один из крупных районов энергетических и теплоемких производств, переработки древесинного, рудного и нерудного сырья, а также добычи угля, редких и ценных в стране металлов и минералов.

Следует отметить недостаточность  транспортных путей, что препятствует освоению ценных природных ресурсов.

В экономических связях вывоз преобладает  над ввозом. Вывозятся из района лес и лесоматериалы, уголь, руда, электроэнергия, цветные металлы, пушнина. Ввозятся нефть, цемент, машины и оборудование, товары народного потребления. Проектируется строительство газопровода, по которому газ будет передаваться в Китай, а затем в Японию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Экономическая география: задание  на курсовую работу с методическими  указаниями, Санкт-Петербург, 2001 г.

2. Морозова Т.Г., Победина  М.П., Шишов С.С. Экономическая  география России: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000 г.

3. География путей сообщения.  Учебник для техникумов/ Под ред. Н.Н.Казанского. – М.: Транспорт, 1987 г.

 

 


Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги