Экономико-географическая характеристика района тяготения Красноярской железной дороги и определения спроса на перевозки грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является показать насколько железнодорожный транспорт, в данном случае Красноярская железная дорога, связана с обеспечением перевозками грузов и пассажиров в районе тяготения. Мной будет определена густота железнодорожной сети в районе тяготения, объем спроса на перевозку грузов, направление основных грузопотоков.

Содержание работы

Введение
1. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги
2. Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги
3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом
4. Составление картосхемы района тяготения железной дороги
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Крас.ж.д без 4 раздела.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

 

 

 

 

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине «Регионалистика»

 

 

 Тема: «Экономико-географическая характеристика района тяготения Красноярской железной дороги и определения спроса на перевозки грузов»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы: ЭМП-111

Юрьева В.В.

Преподаватель: Емельянова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012 г.

 

 

Содержание

 

   

Стр.

 

Введение 

3

1.

Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги

5

2.

Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги

14

3.

Расчет густоты железнодорожной  сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и  по району дороги в целом

21

4.

Составление картосхемы района тяготения железной дороги

23

5.

Список используемой литературы

24

 

 

 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Транспорт является важнейшей  составной частью рыночной инфраструктуры. Для России, самой большой по площади страны мира, железнодорожный транспорт является одним из самых необходимых видов транспорта. Поэтому особое внимание уделяется именно ему. Российские железные дороги, играют ведущую роль в транспортном обеспечении и тарифном стимулировании экономического роста в стране. От транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно.

Для РФ железнодорожный  транспорт занимает ведущее значение и обусловлено технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта. Так же это обусловлено  географическими особенностями  нашей страны. Протяженность железных дорог в России      меньше чем в США и Канаде, но работа, выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира, поэтому необходимо уделять особое внимание состоянию и качеству железнодорожных линий.

Главная задача железных дорог России – обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Известно, что железные дороги РФ, располагая 11–12% общей протяженности железных дорог мира, выполняют более 50% грузооборота железных дорог.

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать во внутреннем и в международном железнодорожном сообщениях потребности населения в перевозках и услугах. Он непосредственно связан с обеспечением жизнедеятельности всех отраслей экономики и национальной безопасности государства, формированием рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективным развитием предпринимательской деятельности. Государство осуществляет регулирование и контроль за деятельностью железнодорожного транспорта, развитием его материально-технической базы.

Целью курсовой работы является показать насколько железнодорожный транспорт, в данном случае Красноярская железная дорога, связана с обеспечением перевозками грузов и пассажиров в районе тяготения. Мной будет определена густота железнодорожной сети в районе тяготения, объем спроса на перевозку грузов, направление основных грузопотоков.

В конце работы приведена картосхема района тяготения Красноярской железной дороги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги

Красноярская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» расположена  на территории четырех субъектов  Российской Федерации: Красноярский край, Республика Хакасия, Иркутская и Кемеровская области. Большей частью расположена на территории двух субъектов Российской Федерации - Красноярском крае и Республике Хакасия. Граничит с Восточно-Сибирской железной дорогой по стыковым пунктам Тагул и Ключи, Западно-Сибирской железной дорогой по стыковым пунктам Карай и Мариинск. Эксплуатационная длина составляет 3158 км.

В экономической инфраструктуре Красноярского края предприятие  занимает одно из ведущих мест. Дорога обеспечивает потребности грузоотправителей и населения в грузовых и пассажирских перевозках в полном объеме.

Сегодня Красноярская железная дорога является одной из немногих погрузочных дорог России. В среднем, железнодорожным транспортом здесь  перевозится до 80% грузов. Услугами железной дороги ежегодно пользуется более 12,3783 миллионов пассажиров, из них в пригородном 8,8 миллионов.

Местность, через которую  проложена Красноярская магистраль, отличается сложным рельефом, - дорога проходит через многочисленные водные преграды, горные перевалы. На Красноярской железной дороге - 1065 мостов. Из них 108 металлических, 938 - железобетонных, 18 каменных и 1 смешанный. Эксплуатируется 2117 водопропускных труб, общей длиной более 59 км. На направлении Ачинск-Абакан, Красная Сопка - Кия-Шалтырь, Междуреченск-Тайшет проложено 19 тоннелей общей протяженностью   17,59 км. Эксплуатационная длина дороги - 3157,9 км. Численность сотрудников - 26983 человек (на 01.04.10г.). Среднемесячная заработная плата на перевозках за 2008 г. составила 29542 рублей.

Коммерческая и грузовая работа осуществляется на 22 грузовых,         14 участковых, одной сортировочной и 138 промежуточных станциях. Для пассажирских операций открыто 112 станций, в том числе 7 крупных вокзалах, из них: вокзал станции Красноярск (внеклассный), три вокзала второго класса (Ачинск, Абакан, Канск) и три - третьего (Мариинск, Заозерный, Злобино). На дороге 6 основных и 9 оборотных локомотивных депо. Вагонное хозяйство представлено тремя эксплуатационными депо и Ачинской промывочно-пропарочной станцией. В регионе деятельности дороги расположены три вагонных ремонтных депо. Техническое обслуживание пригородных электропоездов на дороге осуществляет Моторвагонное депо Красноярск. Отделения дороги: Абаканское и Красноярское.

Управление Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" находится в Красноярске.

1 октября 2003 года Федеральное  государственное унитарное предприятие  "Красноярская железная дорога" вошло в состав ОАО "Российские  железные дороги" на правах  территориального филиала.

В состав филиала входит более ста структурных подразделений, являющихся самостоятельными балансодержателями недвижимого имущества. Всего на балансе дороги учитывается около 15 тысяч объектов недвижимости и более 600 земельных участков. Большая часть имущества (около 12 тысяч объектов) зарегистрирована в составе 522 сооружений производственно-технологических комплексов.

В условиях третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта на фоне бурного развития рынка недвижимости как никогда необходимо повышение  эффективности и доходности системы управления недвижимым имуществом, которым наделен филиал. В настоящее время Красноярской железной дороге на 2008г. установлен план получения доходов от продажи имущества в размере 15 млн. руб. и план получения доходов от аренды в размере около 25 млн. руб. Считаем, что указанные цифры  можно существенно  увеличить за счет устранения препятствий,  излишних ограничений и формальностей в вопросах управления и распоряжения имуществом, а также путем изменения структуры системы управления имуществом  компании. 

Красноярский край простирается от берегов Северного Ледовитого океана до гор Южной Сибири. Граничит: на юге – с Республикой Тыва, на юго-западе – с Республикой  Хакасия, Кемеровской областью, на западе и северо-западе с Томской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, на севере – с Таймырским автономным округом, на северо-востоке и востоке – с Эвенкийским автономным округом и Иркутской областью.

Территория центральной части  Красноярского края протянулась  с юга на север на 2000 км вдоль рек Енисея и Ангары. Вдоль левого берега Енисея – низменная равнина, к востоку от Енисея – Тунгусский кряж и Енисейское плато высотой до 3000 м.

Край занимает территорию площадью 2339,7 тыс. км2 (13,8% территории РФ). Численность населения на 1 января 2008г. составила 2893,7 тыс. чел. (2,04% от численности населения РФ) снижение к уровню прошлого года 0,4%. Доля городского населения 75,6%. Численность безработных по Красноярскому краю на начало 2007г. составила 3,7%, на начало 2008г. – 2,5%.

В настоящее время на рынке труда  складывается благополучная обстановка. В 1 квартале 2008г. объем промышленного  производства в крае - добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии увеличилось на 111,2%, 107,2% и 116,8% соответственно.

Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения значительно  ниже среднего показателя по стране, Красноярский край занимает 24 место –11139,9 руб., к  уровню 2007 года рост составил 113%      (9 место в РФ). Среднедушевые денежные доходы населения за февраль 2008г. в размере 13237,7 руб., к февралю 2007г. увеличилась на 41,5%.

Республика Хакасия расположена  в юго-западной части Восточной  Сибири. Граничит: на юго-западе – с  Республикой Алтай, на западе – с Кемеровской областью, на севере и востоке – с Красноярским краем, на юго-востоке – с Республикой Тыва.

Республика занимает территорию площадью 61,6 тыс. км2 (0,36% от территории РФ). Численность населения на 01.01.08г. составила 536,6 тыс. чел. (0,38% от численности РФ) снижение к 01.01.07г. – 0,3%. Доля городского населения 71,07%. В результате естественной убыли численность населения в 2008г. к уровню 2007г. сократилась на 1,6 тыс. чел. Численность безработных по Республике Хакасия на апрель 2008г. составила 8,0 тыс.чел. (1,5% от общей численности).

Рост денежных доходов населения  положительно повлиял на увеличение его транспортной активности, о чем  свидетельствуют объемные и качественные показатели работы Красноярской железной дороги.

В Красноярском крае сосредоточено более 95 % российских запасов никеля и платиноидов, более 20 % золота, значительные запасы кобальта, нефелиновых руд, магнезитов, исландского шпата, тонких кварцевых песков, тугоплавких глин, графита, 63 вида промышленных металлов и других полезных ископаемых, около 70 % российских запасов угля, то есть примерно 20 % мировых запасов. Масштабная угледобыча ведётся в Канско-Ачинском бассейне, значительный Тунгусский каменноугольный бассейн, нефтегазовые месторождения Юрубченского блока, крупное Ванкорское нефтегазовое месторождение. В крае открыто 25 месторождений нефти и газа.

Одно из крупнейших в мире Горевское месторождение свинца        (42 % российских запасов). Разрабатываются Абагасское железорудное месторождение, Курейское месторождение графита. В Маймеча-Котуйской апатитовой провинции сосредоточен 21 % апатитового сырья России. Перспективно крупнейшее в стране Чуктуконское месторождение редких земель, готово к освоению Пороженское марганцевых руд, алюминиевых (Чадобедская группа месторождений бокситов) и урановых руд (Курагинское и Каратузское месторождения), при Енисейском заливе месторождения газа и газоконденсата Ванкорского блока.

Всего в Красноярском крае обнаружено более 10 тысяч месторождений и  рудопроявлений различных полезных ископаемых.

Красноярский край относится  к благополучным по обеспеченности водными ресурсами регионам. С  юга на север протекает одна из крупнейших рек мира — Енисей. Кроме того, в крае 323 тысячи озёр с площадью зеркала выше десяти гектаров. Кроме этого большое количество озёр появляются раз в несколько лет — во время интенсивного таяния снегов. Воды некоторых озёр используются в лечебных целях. Это озёра: Ладейное, Учум, Тагарское, Инголь, Кызыкуль.

Площадь лесного фонда  Красноярского края составляет 168,1 млн. га. Леса покрывают 69 % территории края. Запасы промышленной древесины оцениваются в 14,4 млрд. м³, что составляет 18 % общероссийских запасов древесины. Более половины лесов края приходится на лиственницу, около 17 % на ель и пихту, 12 % на сосну и более 9 % — на кедр. Леса края на 88 % состоят из хвойных пород.

Большие энергетические ресурсы края позволили создать  крупный металлургический комплекс: Красноярская ГЭС — Красноярский алюминиевый завод — Ачинский глинозёмный комбинат — Красноярский металлургический завод (КрАМЗ).

Красноярский край обладает крупнейшим в России гидроэнергетическим потенциалом. На Енисее построены одни из крупнейших в мире гидроэлектростанций. На территории края находятся      20 действующих и 1 строящаяся электростанция.

Предприятия Красноярского  края производят около 27 % российского первичного алюминия; Норильский никель производит более 70 % российской меди, 80 % никеля, 75 % кобальта, более 90 % металлов платиновой группы.

В 2007 году металлургия края (цветная и чёрная) произвела продукции на 399,1 млрд. рублей, в 2008 году — 293 млрд. рублей при индексе физического производства 102 %.

Крупные металлургические предприятия края – это Красноярский завод цветных металлов им. Гулидова и Горевский горно-обогатительный комбинат (свинцово-цинковые руды).

Таблица 1.

Характеристика района тяготения Красноярской железной дороги

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Красноярской железной дороги и определения спроса на перевозки грузов