Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение территориального размещения железных дорог, рационального использования природных ресурсов, установление оптимальных схем перевозок грузов, развитие внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых всеми видами транспорта района тяготения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Экономико-географическая характеристика заданного экономического района Российской Федерации …………………………………………..4
1.1. Особенности экономико-географического положения района и его административно-территориальный состав……………………………………………………4
1.2. Характеристика населения района…………………………………………………4
1.3. Экономическая оценка природных ресурсов……………………………………...6
1.4. Лесные и водные ресурсы района………………………………………………….7
1.5. Особенности энергетики района…………………………………………………………8
1.6. География отраслей промышленности…………………………………………….8
1.7. Сельское хозяйство района………………………………………………………..10
1.8. Развитие экономического района в перспективе………………………………...10
Раздел 2. Характеристика транспортной сети экономического района……….14
2.1. Железнодорожный транспорт…………………………………………………….14
2.2. Речной транспорт…………………………………………………………………..15
2.3. Морской транспорт………………………………………………………………...15
2.4. Автомобильный транспорт………………………………………………………..16
2.5. Трубопроводный транспорт……………………………………………………….16
2.6. Воздушный транспорт……………………………………………………………..16
Раздел 3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения……………………………………………………………………………….17
Раздел 4. Составление экономико-географической карты района и картосхем района тяготения железной дороги…………………………………………………………18
Заключение………………………….…………………………………………………19
Список литературы……..……………….……………………………………………20

Файлы: 1 файл

курсовикгеогр.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

 высшего профессионального  образования

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги

 

курсовой проект по дисциплине "Экономическая география"

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                                     студентка 

Лемешева Т.В.

Шифр 07-ЭУТк-67

 

Проверила:                                                                                                Халонин А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург, 2008

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Экономико-географическая характеристика заданного экономического района Российской Федерации …………………………………………..4

1.1. Особенности экономико-географического  положения района и его административно-территориальный  состав……………………………………………………4

1.2. Характеристика населения района…………………………………………………4

1.3. Экономическая оценка природных ресурсов……………………………………...6

1.4. Лесные и водные ресурсы  района………………………………………………….7

1.5. Особенности  энергетики района…………………………………………………………8

1.6. География отраслей промышленности…………………………………………….8

1.7. Сельское хозяйство района………………………………………………………..10

1.8. Развитие экономического района  в перспективе………………………………...10

Раздел 2. Характеристика транспортной сети экономического района……….14

2.1. Железнодорожный транспорт…………………………………………………….14

2.2. Речной транспорт…………………………………………………………………..15

2.3. Морской транспорт………………………………………………………………...15

2.4. Автомобильный транспорт………………………………………………………..16

2.5. Трубопроводный транспорт……………………………………………………….16

2.6. Воздушный транспорт……………………………………………………………..16

Раздел 3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения……………………………………………………………………………….17

Раздел 4. Составление экономико-географической карты района и картосхем района тяготения железной дороги…………………………………………………………18

Заключение………………………….…………………………………………………19

Список литературы……..……………….……………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе формирования рыночной экономики, предполагающем предоставление большей экономической самостоятельности  регионам, сущность проблемы размещения производства заключается в научном  подходе к размещению производительных сил по территории страны, изменениям рациональной отраслевой и территориальной структуры хозяйства субъектов Российской Федерации, крупных экономических районов. Такой подход проявляется в комплексном развитии районов разного уровня и ярко выраженной их рыночной специализации.

Научных подход к совершенствованию  регионального управления способствует созданию единого экономического пространства при рационализации внутрирайонных и межрайонных экономических  связей, формированию внутрирегиональных и межрегиональных, межгосударственных рынков.

Цель данной курсовой работы –  изучение территориального размещения железных дорог, рационального использования  природных ресурсов, установление оптимальных  схем перевозок грузов, развитие внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых всеми видами транспорта района тяготения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1

Экономико-географическая характеристика заданного экономического района Российской Федерации

 

1.1. Особенности экономико-географического положения района и его административно-территориальный состав

 

Восточная Сибирь занимает территорию размером в 4 122,8 тыс. км2 (24,1% территории России), она включает шесть крупных административно-территориальных единиц: республики Бурятия, Тува и Хакасия, Красноярский край с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским   автономными   округами,    Иркутскую   область   с   Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и Читинскую область с Агинским Бурятским автономным округом. Крупнейшие города в Восточной Сибири находятся на трассе Сибирской магистрали.

Красноярск, численность населения которого с пригородами приближается к 1 млн человек, раскинулся на обоих берегах Енисея при пересечении его Транссибирской магистралью. Здесь развита машиностроительная, алюминиевая, химическая промышленность и лесоперерабатывающий комплекс. Энергетическая база города – Красноярская ГЭС, построенная в 35 км близ Дивногорска. Красноярск – научный центр, здесь расположено несколько театров, музеев. Красноярск окружен группой закрытых городов с оборонной промышленностью. Это Железногорск, Атом град, Зеленогорск и ряд других. В результате конверсии здесь могут быть созданы новые технополисы.

Второй по величине город Иркутск – на Ангаре. Здесь развиты машиностроение, обработка слюды, деревопереработка. Иркутская ГЭС обеспечивает электроэнергией город и примыкающие к нему города-спутники: нефтехимический центр – Ангарск и алюминиевый – Шелехов. Иркутск – крупнейший в Восточной Сибири культурный центр, здесь же находятся и институты Сибирского отделения Академии наук. В Улан-Удэ и Иркутске расположены авиационные заводы, в Чите – центр машиностроения и деревопереработки.

В Восточной Сибири сосредоточены около половины общероссийских запасов угля, более трети запасов древесины.  На долю Восточной Сибири (приходится значительная часть запасов медных, никелевых и других руд цветных металлов, слюды, плавикового шпата, почти запасы графита, имеются запасы золота. Но на этой огромней территории проживает всего 9,0 млн жителей. Такое противоречие между колоссальным природным потенциалом и существующей    малонаселенностью   определяет   современную географию района и проблемы, которые предстоит здесь решать  в перспективе.

 

1.2. Характеристика населения района

Восточная Сибирь характеризуется  весьма малой численностью населения — всего 9,0 млн чел., или 6,2% населения России. Для Восточной Сибири, как и для всех восточных районов Рос-( сии, характерна крайняя неравномерность в размещении населения. При средней плотности 2,2 чел на 1 км2 этот показатель колеблется от 25—40 чел. в районах, тяготеющих к Красноярску и Иркутску, до 0,02 чел. в Эвенкийском национальном округе. Существенные различия характерны и для соотношения между городским и сельским населением. В среднем по Восточной Сибири удельный вес городского населения достиг уже 71% и колеблется от 40% в Туве до 75% в Иркутской области. В национальных округах доля городского населения значительно ниже (за исключением Таймырского округа), доходя в Усть-Ордынском национальном округе до 18%. Ощутим недостаток в квалифицированных кадрах, в то время как растет безработица, особенно среди женского населения. Расчет плотности населения по отдельным административным единицам и по району в целом представлен в таблице 1.

Таблица 1

Расчет плотности населения 

Административно-территориальная  единица

Территория, тыс. км2

Численность населения, тыс. чел.

В том числе население, %

Плотность населения тыс. чел 1 ед. пл.

городское

сельское

Республика Бурятия

320,5

470

71

29

1,5

Республика Тува

230,6

450

48,6

51,4

2

Республика Хакасия

130,5

223

601

39

1,9

Красноярский край

2155,4

4375

75

25

2

Таймырский авт. Округ

890,5

325

69

31

0,4

Эвенский авт. округ

954,2

19,5

70

30

0,02

Иркутская область

699,6

2475

73

27

3,5

Усть-Ордынский Бурятский  авт. округ

70,5

18

69

31

0,25

Читинская область

586,2

907

70,5

9,5

1,5

Агинский Бурятский  авт. округ

59,3

25

55

45

0,42

Итого по району

4122,8

8900

71

29

2,2


 

Восточная Сибирь относится  к многонациональным районам страны. Преобладающим населением здесь являются русские, из местных национальностей наиболее многочисленны буряты, тувинцы, хакасы, татары. На севере живут представители малых народов — эвенки, эвены, долганы и другие, на юге Иркутской области в Саянах — тофалары, или тофы.

В Восточной Сибири прекратился  абсолютный и относительный рост численности населения. Повсеместно сократилось число рождений, растет смертность, развивается процесс старения населения, снизилась продолжительность жизни. Традиционный приток населения в Сибирь из других районов страны, активное ее заселение, включая северные районы, сменился нарастающим оттоком. В какой-то степени сдерживает отрицательное сальдо миграции в Восточной Сибири приток населения из Китая, Кореи, Вьетнама, но это представляет серьезную опасность в условиях открытости границ. Переход от отрицательного к положительному сальдо миграции возможен при условии повышения уровня жизни и обеспечения занятости. На рынке труда в Восточной Сибири заметно увеличилась безработица. В настоящее время наиболее проблемными с точки зрения занятости являются южные районы Восточной Сибири, к ним относятся Тува и Хакасия.

 

1.3. Экономическая оценка  природных ресурсов

 

На значительных территориях  Восточной Сибири широкое распространение  получили  и  осадочные  породы,   к  которым приурочены месторождения таких полезных ископаемых,  как уголь, каменная соль и т. д.

Главные богатства недр Восточной Сибири — цветные металлы, а также угли. Из руд цветных металлов наибольшее значение имеют медно-никелевые, полиметаллические и медные месторождения Красноярского края и Читинской области, месторождений молибдена в Бурятии, в Красноярском крае и Читинской области, ресурсы алюминиевого сырья в Красноярском крае и Бурятии. Кроме того, Восточная Сибирь является рай» оном добычи золота, олова и вольфрама. Значение руд цветных металлов Восточной Сибири усиливается еще и тем, что здесь же находятся крупные месторождения энергетических углей, обеспечивающих энергоемкие процессы плавки руд дешевым топливом.

В Восточной Сибири общие  геологические запасы угля превышают 3 трлн т,  однако  2/3 их приходится  на Тунгусский и Таймырский бассейны и Усть-Енисейский угленосный район. Из-за своей удаленности от экономических центров страны они практически не могут быть использованы в ближайшей перспективе.

В южной части Восточной  Сибири особенно большое значение имеют угольные месторождения Канско-Ачинского 6acceйна, геологические запасы которого оцениваются в 600 млрд Уголь здесь бурый, относительно низкокалорийный и способен самовозгораться при длительном хранении. Однако эти недостатки компенсируются исключительно благоприятными гор геологическими условиями — большая мощность пластов 80 м), залегающих близко от земной поверхности. Это позволяет создавать мощные карьеры (разрезы) с небольшими затратами строительство и добычу угля (в расчете на 1 т условного топлива).

Ряд относительно крупных  угольных месторождений находится на юге Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Бурятии и Тувы. Разработка многих из этих месторождений возможна самым дешевым открытым способом. Богатство Восточной Сибири углем определяется не только ее общими пасами, а тем, что в этом районе сосредоточено более 80% общероссийских запасов угля, пригодного для открытой разработки. Именно благодаря этим ресурсам Восточная Сибирь имеет самое дешевое топливо в стране.

Для оценки топливной базы района важное значение имеет обеспеченность нефтью и природным газом. В настоящее время Восточной Сибири (Иркутская область) найдены месторождения нефти и природного газа, но промышленная добыча их пока ведется.

Для общей оценки минерально-сырьевой базы района важное значение имеет его обеспеченность сырьем и топливом для развития черной металлургии. Общие запасы железных руд района довольно велики. Здесь имеются крупные бассейны — Анга-ро-Илимский и Ангаро-Питский.

Недостаточно благоприятна обеспеченность Восточной Сибири коксующимися углями. Их месторождения находятся в неосвоенных Тунгусском и Улугхемском бассейнах. Правда, доказана возможность получения кокса из углей Иркутского бассейна.

В Восточной Сибири нет  месторождений марганца и хрома  наиболее массовых видов добавок  к стали. Из всего комплекса металлургического сырья Восточная Сибирь очень хорошо обеспечена известняками и особенно магнезитом, идущим на производство огнеупорных материалов. Основные месторождения магнезита находятся в Иркутской области и в Красноярском крае.

Из других видов минерального сырья следует отметить крупные месторождения графита, которые, кроме Восточной Сибири, в нашей стране почти не встречаются, плавикового шпата (флюорита) в Читинской области, слюды в Иркутской области, асбеста в Бурятии и Туве, каменной соли в Иркутской области, Красноярском крае и Туве.

 

1.4. Лесные и водные  ресурсы района

 

Восточная Сибирь выделяется среди экономических районов страны огромными лесными ресурсами. Для лесов Восточной Сибири характерно господство хвойных пород, на долю лиственных пород — березы и осины — приходится менее 15% общих запасов древесины. В свою очередь среди хвойных невелик удельный вес ели и пихты (они приурочены к более увлажненным районам в западной части Среднесибирского плоскогорья и Хакасии). В районах вечной мерзлоты по существу единственной лесообразующей породой является даурская лиственница. В центральной и восточной частях Среднесибирского плоскогорья, а также в ряде районов Забайкалья (там, где отсутствует вечная мерзлота) господствующей породой является сосна.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги