Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение территориального размещения железных дорог, рационального использования природных ресурсов, установление оптимальных схем перевозок грузов, развитие внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых всеми видами транспорта района тяготения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Экономико-географическая характеристика заданного экономического района Российской Федерации …………………………………………..4
1.1. Особенности экономико-географического положения района и его административно-территориальный состав……………………………………………………4
1.2. Характеристика населения района…………………………………………………4
1.3. Экономическая оценка природных ресурсов……………………………………...6
1.4. Лесные и водные ресурсы района………………………………………………….7
1.5. Особенности энергетики района…………………………………………………………8
1.6. География отраслей промышленности…………………………………………….8
1.7. Сельское хозяйство района………………………………………………………..10
1.8. Развитие экономического района в перспективе………………………………...10
Раздел 2. Характеристика транспортной сети экономического района……….14
2.1. Железнодорожный транспорт…………………………………………………….14
2.2. Речной транспорт…………………………………………………………………..15
2.3. Морской транспорт………………………………………………………………...15
2.4. Автомобильный транспорт………………………………………………………..16
2.5. Трубопроводный транспорт……………………………………………………….16
2.6. Воздушный транспорт……………………………………………………………..16
Раздел 3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения……………………………………………………………………………….17
Раздел 4. Составление экономико-географической карты района и картосхем района тяготения железной дороги…………………………………………………………18
Заключение………………………….…………………………………………………19
Список литературы……..……………….……………………………………………20

Файлы: 1 файл

курсовикгеогр.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)
  • перевод тепловых электростанций на более экологически чистый вид топлива - природный газ;
  • освоение новых месторождений, особенно нефтегазовых;
  • сохранение уникального озера Байкал;
  • организация в лесопромышленных комплексах области производств по глубокой переработке древесины;
  • разработка технологий и организация производства высокопроизводительного дереворежущего инструмента;
  • осуществление программы производства башенных и автомобильных кранов на ПО «Усольмаш»;

           • организация домостроения на Иркутском экспериментально-механическом заводе, строительство домостроительного комбината в Усть-Илимске;

  • расширение Коршуновского горно-обогатительного железорудного комбината;
  • освоение Красноярского железорудного месторождения в районе Братска.

В Иркутской области  начинается осуществление важнейших проектов, которые принесут ей устойчивое социально-экономическое развитие. Это прежде всего — Восточно-Сибирский нефтегазовый проект. Он включает освоение нефтегазовых месторождений в Жигаловском и Катангском районах области, прежде всего богатейших Ковыктинского газоконденсатного и Верхнечонского нефтяного месторождений. В перспективе планируется строительство газопровода в Китай, страны Юго-Восточной Азии и на восток. На основе этих ресурсов планируется создание ряда химических производств в Иркутской области, в Ангарске, Саянске, Усолье.

Проект «Золото Сухого Лога» позволит увеличить добычу золота на 5 тонн.

Проект «Алмазы» предусматривает  начало эксплуатации алмазов.

И наконец, программа «Байкал», которая предусматривает ряд мер по экологической защите уникального озера.

Все эти проекты дорогостоящие  и их выполнение потребует федеральных  капиталовложений и привлечения  зарубежных инвестиций.

Экономика Читинской области  находится в кризисном со» стоянии, которое характеризуется такими факторами, как экстенсивный характер хозяйства, хищническое освоение природных ресурсов, неполнота комплекса, слабое развитие АПК, отсталая инфраструктура. По уровню жизни населения область можно отнести к районам социального бедствия. Тяжелые бытовые условия, низкие заработки, невыполнение социальных льгот при экстремальных условиях сурового климата. Поэтому нужны первоочередные меры в области социально-экономической политики — финансовая стабилизация, получение долгов от таможенных сборов и прибыли от внешней торговли, получение налоговых льгот, установление транспортных льгот. Без этих мер невозможны стабилизация и развитие экономики области.

Важнейшие перспективные  направлениями в развитии экономики области, имеющие общероссийское значение, предусматривают освоение Удоканского месторождения меди с привлечением иностранного капитала. Создаваемое горно-металлургическое предприятие будет производить катодную медь, сульфидный концентрат, которые будут перерабатываться на медеплавильных заводах России, а часть пойдет на экспорт в Японию, Китай и другие страны. Кроме того, планируется освоение Чинейского месторождения титаномагнетитовых руд, содержащих ванадий.

В Республике Хакасия первоочередные меры по улучшению жизни населения лежат в сфере развития экономики, как и в других территориальных единицах Восточной Сибири. При этом экономическое развитие республики зависит в первую очередь от работы Саяно-Шушенской ГЭС и Саянского алюминиевого завода. В экономической и финансовой поддержке нуждаются отрасли обрабатывающей промышленности, лесопромышленный комплекс и АПК.

Поставлены также задачи развития производственной и социальной инфраструктуры, развитие туристского комплекса в Абакане и Абазе.

Республика Бурятия  занимает важнейшее место в России по ряду природных ресурсов. На ее долю приходится 48% балансовых запасов цинка России, 24% — свинца, 2% золота, 30% молибдена, 27% вольфрама, 16% плавикового шпата, 13% апатита. В республике находится уникальное по объему запасов и качеству месторождение кварцитов — Черемшанское.

Но в республике много  незавершенных строительных объектов — Черемшанский кварцитовый карьер, Тугнуйский угольный разрез, вторая очередь Гусиноозерской ГРЭС и др. Строительство многих объектов начато в середине 1980-х годов. Сейчас назрела необходимость их завершения, так как они помогут , стабилизировать экономику и социальную сферу.

Требуются меры по обеспечению  сохранности озера. Должны быть предусмотрены:

  • разработка нормативно-правовой базы для формирования рынка

экологических услуг и взаимодействия природоохранных органов с рыночными структурами;

  • создание  структуры  по  оказанию  экологических  услугпредприятиям;
  • создание специальных экологических фондов и банков с льготными налогообложениями;
  • стимулирование экологического предпринимательства;
  • льготное   налогообложение   предприятий,   выпускающих экологически чистую продукцию и продукцию с применением безотходных технологий;
  • предоставление предприятиям, фирмам льготных кредитов на

природоохранные цели.

Особое внимание уделено в Бурятии туризму и созданию баз отдыха, соответствующих мировым стандартам. Намечено строительство газопровода Иркутск — Улан-Удэ вдоль побережья Байкала. Для выполнения намеченных мер необходимо приоритетное финансирование.

Республика Тува существенно отстает в социально-экономическом развитии от среднего общероссийского уровня. Она занимает последнее место в рейтинге депрессивных и отсталых регионов России.

С 1989 г. наблюдаются снижение уровня жизни населения, снижение потребления некоторых жизненно важных продуктов питания. Падает уровень благоустройства, растет заболеваемость.

Экономический кризис, падение  и без того отсталого производства повлекли рост дотационности экономики Тувы.

Только рост экономики, и в первую очередь промышленности, даст возможность исправить положение. Разработанная Министерством экономики России с участием Правительства Республики Тува программа структурной перестройки экономики республики ставит целью превращение Тувы, учитывая ее богатый природно-ресурсный потенциал, в поставщика конкурентоспособной конечной продукции. За счет привлечения финансовых ресурсов российских и зарубежных инвесторов в экономику Тувы намечается в перспективе решить ряд задач:

  • в АПК для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья намечено строительство мясоконсервного цеха, цеха переработки конины на экспорт, предприятия по первичной переработке шерсти, шерстопрядильного цеха, спиртового завода. Кызылский кожевенный завод перепрофилируется на производство войлока;
  • в цветной металлургии — освоение россыпных месторождений золота, освоение переработки технологических отходов комбината «Тувакобальт» с извлечением серебра и других ценных компонентов.;
  • освоение энергохимической  переработки высококачественных коксующихся углей;
  • расширение и реконструкция предприятий народных художественных изделий из камня, кожи, меха, древесины. Для связи с восточными районами Тувы намечено построить мост через реку Малый Енисей. Намечается создание локальной свободной экономической и таможенной зоны на территории Кызыла. Главным стимулом создания такой зоны должно быть получение для нее таможенных и налоговых льгот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

Характеристика  транспортной сети экономического района

 

2.1. Железнодорожный транспорт

 

Красноярская дорога расположена на юго-западе Восточно-Сибирского экономического района почти целиком в пределах Красноярского края, являющегося одной из наиболее важных в хозяйственном отношении частей Восточной Сибири.

Главный ход Красноярской дороги Боготол - Красноярск— Тайшет, электрифицированный на всем протяжении, является частью магистрального направления Москва Владивосток. Он обслуживает Красноярск краевой центр и крупнейший город всей восточной части страны (к востоку от Енисея), Ачинск, Канск и другие города и сельские районы центральной части края.

К Транссибирской магистрали примыкают электрифицированная Южно-Сибирская магистраль (Междуреченск Абакан --- Тайшет) с ветвью в Абазинский железорудный район, линии Ачинск - Енисейск и Решоты - Карабула, ведущие в богатые лесом и другими ресурсами районы Красноярского Приангарья. Линия Решоты — Карабула — часть строящейся дороги к Ангаре, к району Богучанской ГЭС.

Транссибирская и Южно-Сибирская магистрали соединены линиями Клюквенная - Саянская и Ачинск - Абакан. Ветвь Красная Сопка - Кия-Шалтырь ведет в район добычи нефелиновых руд, служащих сырьем для Ачинского глиноземного комбината.

Южно-Сибирская магистраль разгружает главный ход дороги, лавая выход на запад и юго-запад лесу и железной руде из Иркутской области, железной руде из Хакассии (месторождения Тейское и Абаканское), углю Минусинского бассейна.

Общая протяженность Красноярской дороги более 3 тыс. км. Основная часть ее электрифицирована. На всем протяжении дорога оснащена автоблокировкой и другими современными техническими средствами.

Главными грузами, «зарождающимися» в районах, обслуживаемых дорогой, и отправляемыми в другие районы Красноярского края и за его пределы, являются уголь, лес, стройматериалы, нефтепродукты, руды черных и цветных металлов.

Основными отправителями  угля являются станции, расположенные у действующих угольных разрезов Канско-Ачинского бассейна,— Заозерная, Назарово. В дальнейшем с созданием на базе этого бассейна крупнейшего топливно-энергетического комплекса перевозки канско-ачинского угля из разрезов на близлежащие электростанции, а также в Кемеровскую область резко возрастут. Строится первый из серии новых гигантских разрезов — Березовский, на его базе сооружается Березовская ГРЭС. В настоящее время уголь отправляют также станции Минусинского угольного бассейна и прежде всего станция Черногорские Копи (Черногорск).

Круглый лес отправляют многие станции дороги, особенно те, что расположены на линиях Ачинск - Лесосибирск, Решоты — Карабула, Абакан — Тайшет. Значительные лесозаготовки сохраняются и в полосе, тяготеющей к главному ходу дороги. Продукцию переработки древесины отправляют мощные центры лесопиления, деревообработки, целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности — Красноярск, Канск, Лесосибирск (станция Маклаково), Усть-абакан и др.

Среди строительных грузов наиболее значительны перевозки цемента, асбоцементных труб, шифера, кирпича, железобетонных конструкций и деталей, извести. Цемент, глинозем, нефтепродукты отправляет Ачинск. Там построен нефтеперерабатывающий завод, получающий сырье по нефтепроводу.

Железная руда отправляется со станций Тея и Абаза в  Новокузнецк, хлеб — из Канска, Ачинска и других станций лесостепных и степных районов края.

Во ввозе первое место  принадлежит нефтепродуктам (своих нефтепродуктов с Ачинского завода пока не хватает), черным металлам и минеральным строительным материалам. Эти грузы получают главным образом Красноярск, Абакан, Минусинск и другие промышленные центры края.

Во внутридорожных перевозках преобладают уголь, лес, хлеб, минеральные строительные материалы.

Транзитом через Красноярскую дорогу следуют с запада на восток нефтяные грузы, хлеб, черные металлы, в обратном направлении — лес.

Важнейшие транспортные узлы: Красноярск (железнодорожный, речной, воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт), Ачинск (железнодорожный и трубопроводный транспорт), Абакан (железнодорожный, речной и воздушный транспорт), Дудинка (морской, речной и железнодорожный транспорт) и Игарка (речной и морской транспорт).

 

2.2. Речной транспорт

 

Большое значение имеют водные пути. Судоходен Енисей, Ангара, Байкал.

Важнейшее место  принадлежит речному транспорту в обслуживании Норильского комбината  по производству меди и никеля, созданного в Заполярной тундре, вдали от железных дорог. Значительную часть необходимых для работы комбината грузов и его продукции перевозят по Енисею. В речных судах доставляют также грузы в отдаленные районы Эвенского автономного округа на притоки Енисея: Нижнюю и Подкаменную Тунгуски. Значительны перевозки лесных грузов, зерна, строительных материалов.

Главным грузом, перевозимым по Ангаре и Байкалу, является лес. По Ангаре следует также  в значительном количестве строительные материалы и уголь.

Гидротехнические  сооружения Ангары и Енисея значительно улучшили судоходные условия этих рек. Однако гидроузлы, построенные на р. Ангаре без судопропускных устройств, разорвали водный путь на несколько изолированных плесов. Наиболее крупные порты на Енисее – Красноярск, Лесосибирск, Дудинка, Игарка, Абакан и на Ангаре – Иркутск, Макарьево, Братск.

 

2.3. Морской транспорт

 

 Велика роль Северного морского пути (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря). Большие пространства морей Северного Ледовитого океана отличаются исключительно суровыми условиями. Большие пространства здесь круглый год покрыты льдами. Особенно трудны для судоходства моря Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. В Баренцево море, расположенное на крайнем западе, проникает из Атлантического океана теплое течение Гольфстрим, поэтому климат здесь значительно мягче, а юго-западная часть Баренцева моря не замерзает круглый год. Мешают судоходству в этом море частые туманы.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги