Государственное регулирование внешнеэкономических связей регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования внешнеэкономических связей регионов.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты внешнеэкономических связей регионов;
Изучить сущность и структуру государственного регулирования внешнеэкономических связей регионов;
Выявить основные направления государства в регулировании внешнеэкономических связей;
Проанализировать правовую базу регулирования внешнеэкономических связей;
Рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие и методики государственного
регулирования внешнеэкономических связей регионов ………………….5
Сущность внешнеэкономической деятельности ……………………5
Содержание государственного регулирования
внешнеэкономических связей
регионов, его сущность ………………………………………………6
Правовые основы регулирования внешнеэкономических связей ..10
Таможенное и налоговое регулирование
внешнеэкономических связей…………………………………………..12
2.1. Элементы государственного регулирования …………………….….12
2.2. Акциз и НДС как экономические инструменты
регулирования экспорта и импорта ………………………………….13
Формы и значение внешнеэкономических связей для экономики
регионов России ………………………………………………………….18
4. Направления совершенствования системы
государственного регулирования внешнеторговой деятельности …………22
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая РЭУ.docx

— 62.01 Кб (Скачать файл)

При осуществлении внешнеторговой деятельности под экспортом/импортом товаров (работ, услуг) понимается вывоз/ввоз товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительных прав на них, с  таможенной территории Российской Федерации  за границу без обязательства  об обратном ввозе/вывозе.  Внешнеторговые сделки осуществляются на основании  контракта (договора) между российским хозяйствующим субъектом (резидентом) и иностранным субъектом (нерезидентом).6

Общую правовую базу регулирования  ВЭД в России составляют законы РФ, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, различные нормативные  акты соответствующих министерств  и ведомств.  Из числа действующих  ныне законов, регулирующих ВЭД в  России, прежде всего, следует назвать: Закон «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», Закон  «Об иностранных инвестициях  в РФ», Закон «О валютном регулировании  и валютном контроле», «Патентный закон  РФ», косвенно регулирующий экспорт  и импорт, а также Закон «О таможенном тарифе», «Таможенный кодекс Российской Федерации», Закон и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Таможенное и налоговое регулирование внешнеэкономических связей

2.2. Элементы государственного регулирования

Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.7

Механизм регулирования  международных экономических отношений  состоит из двух взаимосвязанных  элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических  связей находится под определенным влиянием международных рычагов  и инструментов. Тяжесть этого  влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные  связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.  В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной  и т.д.) к более динамичной по своей  природе структуре мирового хозяйства.  Основной задачей, на решение которой  должна быть направлена современная  внешнеэкономическая политика России, является проникновение на мировые  рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо:

  • сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии;
  • улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;
  • переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества.

Реализация основной задачи создаст благоприятные условия  для развития экономики России, укрепления ее международных позиций.

«Технологическим» элементом системы регулирования внешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости от способа действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямого действия. 

К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.

 Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров.

2.2. Акциз и НДС как экономические инструменты регулирования экспорта и импорта

Инструментом регулирования  экспорта-импорта являются также  акциз и налог на добавленную  стоимость.8

Акциз - одна из разновидностей косвенных налогов, связанных с движением товаров, а не доходов физических и юридических лиц. Плательщиком акциза выступает потребитель при покупке облагаемых акцизом товаров (табак, спиртные напитки, автомобили и др.). Взимание акциза ведет к росту цен на импортируемые товары и повышает конкурентоспособность аналогичных товаров отечественного производства.

Аналогичный механизм влияния  на импорт несет налог на добавленную стоимость (НДС), который в этом случае представляет собой налог с части стоимости реализованных внутри страны продукции и услуг, добавленной в обращении. Добавленная стоимость исчисляется как доход (выручка) от реализации продукции или услуг за вычетом материальных затрат. 

Важнейшим элементом системы  государственного регулирования внешнеэкономических  связей являются различные стандарты  и технические нормы.

 Международные  стандарты - рекомендации международных специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования.  В отличие от национальных стандартов международные не носят обязательного характера для их использования, однако, применение международных стандартов повышает конкурентоспособность товаров на мировых рынках. Международные стандарты разрабатываются и рекомендуются к применению, в частности, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большим количеством других специализированных организацией.

 Международные стандарты  увязывают входные и выходные  параметры изделий разных производителей, призванных работать в едином  комплексе.  Соответствие продуктов  международного обмена определенным  стандартам и техническим требованиям  подтверждается посредством сертификата.  Сертификация бывает трех видов:

    • самосертификация (проводится самим изготовителем);
    • осуществляемая потребителем;
    • проводимая третьей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя и потребителя).

 Государство может  влиять на потоки экспортно-импортных  товаров, устанавливая соответствующие  сертификатные требования.

 Валютно-финансовое регулирование  внешнеэкономических связей государство  осуществляет через выработку  и реализацию валютной политики.

 Валютная политика - это комплекс мер экономического, правового и организационного характера, проводимых государственными органами, центральными финансовыми учреждениями и национальными (государственными) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений.

Валютная политика государства  является составной частью его внешнеэкономической  политики, важным средством, содействующим  включению экономики страны в  мировое хозяйство. Это достигается  проведением различных мер по регулированию расчетных и валютно-кредитных  отношений страны и ее субъектов (валютные ограничения, продажа или  скупка валют центральными банками  на валютном рынке, повышение или понижение учетных ставок).

Изменение валютного курса  влияет на динамику экспорта-импорта  страны.

2.3. Квотирование  и лицензирование внешнеторговых  сделок

Выдача лицензий на экспорт  и импорт товаров в России регламентируется «Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта  товаров (работ, услуг) в Российской Федерации», утвержденным 6 ноября 1992 г. – в редакции от 27.11.2006г.9

Квота — максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определенного товара в пределах оговоренного режима. Квоты можно классифицировать следующим образом10:

  • общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) — определяются Министерством экономики;
  • естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах. Режим их функционирования определяется Постановлением Правительства «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.». Нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия получают доступ к нефтепроводам пропорционально объемам добычи или переработки нефти;
  • исключительные квоты, вводимые Правительством в исключительных случаях, связанные с обеспечением национальной безопасности России, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

Лицензия — выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных операций. Лицензии бывают двух видов11

  • генеральная — выдается на один календарный год, причем внешнеторговые операции осуществляются по одной или нескольким сделкам;
  • разовая — оформляется по каждой отдельной сделке.

Лицензии выдаются компетентными  федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ:

1. МВЭС лицензирует товары двойного применения: отдельные виды оборудования, сырья, материалов, технологий, которые могут быть использованы как для производства гражданской продукции, так и для производства вооружений; химикаты, оборудование, имеющие мирное назначение, но пригодные и для создания химического оружия; оборудование, технологии и материалы, используемые для создания ракетной техники; наркотические средства, яды и психотропные средства; ядерные материалы и технологии, соответствующее оборудование; изделия с содержанием драгоценных металлов и камней, янтаря.

2. Министерство здравоохранения  РФ выдает лицензии на лекарственные  препараты, фармацевтические продукты  и материалы, дикорастущие растения, диких животных, кости ископаемых  животных. 

3. Главное управление  государственного надзора за  связью в России выдает лицензии  на радиоэлектронные средства, высокочастотные  устройства. 

Основанием для выдачи экспортных лицензий являются: документ, подтверждающий выделение квоты; подписанный  контракт с иностранным партнером; оригинал или заверенная копия договора комиссии.

 Отказ в выдаче экспортной лицензии может быть следствием:  неправильного оформления заявления на получение лицензии; несоответствия сведений, указанных в заявлении, данным, содержащимся в контракте; отсутствия у предприятия-изготовителя или организации-заявителя квоты экспорта данной группы товара на дату подачи заявления; не использование по вине экспортера ранее выданных экспортных лицензий в течение срока их действия. 

Лицензирование импорта  существует лишь в отношении специфических  товаров: вооружений, продукции двойного назначения, химических средств защиты растений, шифровальных средств, промышленных отходов.

 

 

 

 

    1. Формы и значение внешнеэкономических связей для экономики регионов России

Российская Федерация  в своей внешнеэкономической  деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей12:

    • внешняя торговля;
    • совместные предприятия на территории России;
    • международные объединения и организации; консорциумы; подрядное сотрудничество;
    • концессии;
    • лизинг;
    • прибрежная и пограничная торговля;
    • торговля строительными услугами;
    • торговля транспортными услугами;
    • иностранный туризм;
    • банковскую систему и кредитование;
    • информационные услуги и т.д.

К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т.е. разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования  промышленного образца, товарного  знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров. Наша страна в  этом направлении делает первые шаги.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических связей регионов