Государственное регулирования туризма в регионах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 23:07, реферат

Описание работы

Современная политическая и социально-экономическая обстановка в России, характеризуемая стабильностью, отсутствием ярко выраженных социальных конфликтов, ежегодным ростом внутреннего валового продукта, сопровождающимся ростом реальных доходов населения, создают благоприятные условия для развития внутреннего и въездного туризма. Важная роль туризма для экономики страны и ряда субъектов Федерации, обладающих значительным туристским потенциалом, закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, на федеральном уровне в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Файлы: 1 файл

клейман.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)


ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНЬЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине : Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме

На тему: Государственное регулирования туризма в регионах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПб. Пушкин.

2012

Современная политическая и социально-экономическая обстановка в России, характеризуемая стабильностью, отсутствием ярко выраженных социальных конфликтов, ежегодным ростом внутреннего валового продукта, сопровождающимся ростом реальных доходов населения, создают благоприятные условия для развития внутреннего и въездного туризма. Важная роль туризма для экономики страны и ряда субъектов Федерации, обладающих значительным туристским потенциалом, закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, на федеральном уровне в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в дальнейшем Федеральный закон) констатируется, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики государства.[1] А в принятой Постановлением правительства Санкт-Петербурга «Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005–2010 годы»[2] туризм объявляется стратегическим сектором экономики города.

В целом в Российской Федерации и в ряде ее субъектов туризм позиционируется как отрасль (сектор) экономики, играющая важную роль в социально-экономическом развитии, что предопределяет деятельное участие государства в воздействии на данную сферу. Вместе с тем специалисты единодушно отмечают, что богатейший туристский потенциал страны используется недостаточно эффективно и туристская деятельность не приносит того результата, который можно было ожидать и который планировался в разрабатываемых и реализуемых в последнее десятилетие федеральных и региональных программах развития туризма. К таким программам можно отнести федеральную целевую программу «Развитие туризма в Российской Федерации на 1996–2005 гг.», региональную целевую программу «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинград­ской области до 2005 года», целевую программу Санкт-Петербурга «Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2003–2005 годы».

Несомненно, их реализация дала определенный положительный импульс развитию туризма, но полностью поставленные цели достигнуты не были. По мнению заместителя председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной думы Российской Федерации Ю.А. Барзыкина, это вызвано рядом причин, и одной из основных является недостаточная государственная поддержка туризма как отрасли экономики.[3]

Необходимость усиления воздействия государства на сферу туризма в настоящее время обусловлена также обострением конкурентной борьбы как на международном, так и на внутреннем рынках туристских услуг. При этом внутренняя конкуренция будет обостряться между субъектами Федерации, имеющими в качестве приоритетных одни и те же виды туризма. К примеру, по культурно-познавательному туризму будет обостряться конкуренция между Москвой, Санкт-Петербургом, Великим Новгородом, Владимиром, Псковом и некоторыми другими культурно-историческими центрами России.

Из главы II Федерального закона следует, что государство воздействует на сферу туризма посредством государственного регулирования. В связи с этим совершенствование государственного регулирования в Российской Федерации в целом и в ее субъектах следует считать важнейшей задачей, решение которой позволит обеспечить устойчивое развитие туризма и достижение заданных показателей.

Основными направлениями государственного регулирования, на наш взгляд, являются развитие теории государственного регулирования применительно к сфере туризма и разработка методических положений и рекомендаций, обеспечивающих достижение целей государственного регулирования.

Развитие теории государственного регулирования должно включать уточнение понятийно-категориального аппарата и научное обоснование системы и механизма государственного регулирования. К основным понятиям следует отнести само государственное регулирование, его формы и методы.

Существуют разные подходы к определению сущности государственного регулирования. Вот один из них: «государственное регулирование туризма заключается в разработке и принятии основополагающих правил организации и развития туристского бизнеса в стране».[4] Вместе с тем в одном из экономических словарей регулирование трактуется как «функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров».[5]

Приняв последнее определение за основу, авторы предлагают следующую трактовку рассматриваемого понятия, через которое раскрывается его сущность: государственное регулирование туризма – это деятельность органов государственной власти региона по воздействию на сферу туризма с целью обеспечения ее функционирования в заданных параметрах или достижения новых показателей ее развития.

В государственном регулировании туризма выделяют два уровня – федеральный и региональный (уровень субъекта Федерации). И на первом, и на втором уровнях используются различные формы и методы регулирования. При этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что предопределяется разделением полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами.

Рассматривая форму как внешнее выражение содержания государственного регулирования, можно выделить такие основные формы, как правотворчество, поддержка, стимулирование, легализация, регламентация и координация.

Правотворчество следует рассматривать как более широкое, чем законотворчество, понятие, поскольку законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из «Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации».[6]

Поддержка субъектов сферы туризма со стороны органов государственной власти (государства) может носить прямой и косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких предприятий в государственных образовательных учреждениях – опосредованной поддержкой.

Методы государственного регулирования туризма достаточно подробно раскрыты в Федеральном законе, ряде законов субъектов Федерации и научной литературе по данной проблеме. Поэтому в рамках данной статьи останавливаться на них целесообразно только при необходимости раскрытия подробнее какого-либо из рассматриваемых ниже положений.

Поскольку, как отмечалось выше, регулирование является одной из функций управления, то оно осуществляется органами исполнительной власти в сфере туризма. На федеральном уровне таким органом является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Субъекты Федерации сами устанавливают органы, отвечающие за сферу туризма и их структуру.

В зависимости от масштабов задач, решаемых посредством туристской деятельности, в субъектах Федерации в составе правительства (администрации) могут быть профильные комитеты, как, например, в Москве и Московской области, или структурные подразделения в составе многопрофильного комитета, как, например, отдел туризма в Комитете по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области или управление по туризму в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.

Следует отметить, что для Санкт-Петербурга, где туризм определен стратегическим сектором экономики города, целесообразно было бы, по мнению авторов, иметь профильный комитет по туризму, что обеспечило бы лучшую управляемость туристской отраслью.

В любом случае структура органа исполнительной власти субъекта Федерации в сфере туризма должна оптимально соответствовать объему и характеру решаемых этим органом задач. В его составе могут быть несколько отделов, например, отдел маркетинга, отдел планирования и организации туристской деятельности, отдел развития туристской деятельности, общий отдел, а также бухгалтерский отдел.

Система государственного регулирования туризма наряду с рассмотренным выше органом исполнительной власти в сфере туризма, являющимся субъектом регулирования, включает объекты и средства регулирования. Практическое воздействие государства на сферу туризма осуществляется через механизм государственного регулирования, базой которого является система, рассмотренная выше. Основными элементами этого механизма являются субъекты регулирования – органы государственной власти (законодательные и исполнительные) субъектов Федерации, объекты регулирования, а также формы, методы и средства регулирования.

Регулирование направлено как на объекты внутренней среды, так и на объекты внешней среды. Под внутренней средой следует понимать сферу туризма региона, которая связана с приемом туристов и оказанием туристических услуг местному населению, решившим совершить путешествие в другой регион страны или за рубеж. Объектами регулирования внутренней среды являются, в первую очередь, предприятия туриндустрии и объекты туристического интереса, инфраструктура дестинации (социальная, транспортная и инженерная), среда дестинации, муниципальные образования и органы местного самоуправления, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма, общественные организации данной сферы и, наконец, население.

Каждый из перечисленных объектов имеет свою особенную роль в туристской деятельности, но только все они в совокупности определяют уровень развития туризма в регионе и его привлекательность для туристов. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в сфере туризма региона, следует определять приоритетные объекты и осуществлять их первоочередное регулирование в наиболее целесообразных формах и наиболее действенными методами.

Для этих целей необходимо разработать методику определения приоритетных направлений регулирования туризма, которая в общем виде должна включать следующие мероприятия и действия:

– определение проблемных объектов регулирования;

– определение потребностей в средствах и мерах, необходимых для улучшения ситуации;

– выбор целесообразных форм регулирования;

– выбор методов и средств регулирования;

– непосредственное регулирование воздействия на проблемные объекты;

– контроль действенности проведенного регулирования.

Воздействие на объекты внешней среды носит более ограниченный характер и осуществляется с использованием небольшого числа методов, но имеет не менее важное значение для туристской сферы региона, чем регулирование объектов внутренней среды, поскольку именно по его результатам формируются туристские потоки в регион. Главной целью регулирования объектов внешней среды является стимулирование населения (потенциальных туристов) в посещении именно своего региона. Для этого в регионе проводятся выставки и презентации разработанных туристских продуктов за пределами своего региона, приглашаются на собственные выставки и презентации, а также в рекламные туры туроператоры, представители негосударственных организаций сферы туризма, руководители и специалисты органов власти других субъектов Федерации и зарубежных стран. Разработанная рекламная продукция должна распространяться через представительства российских организаций за рубежом, а также целесообразно оборудовать рекламные стенды с информацией о достопримечательностях дестинации и предлагаемых турах в местах большого скопления людей, таких как аэропорты, железнодорожные и морские вокзалы, и других объектах.

В целом развитие теории государственного регулирования туризма и разработка методических положений по его организации и осуществлению должно оказать положительное влияние на туристскую деятельность, как в Российской Федерации, так и в ее субъектах.

 


Литература

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132 - ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 г. № 1541 «О программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005 – 2010 гг.».

3. Барзыкин Ю.А. Текущие вопросы формирования принципов государственного регулирования туристкой деятельности //Национальный туристский журнал. Туристские фирмы. – 2004. – Вып. 34 (2).

4. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005.

5. Большой экономический словарь /Под ред. А.Н. Азрилияна. – 5-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002.

 



[1] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132 - ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

[2] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 г. № 1541 «О программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005 – 2010 гг.».

[3] Барзыкин Ю.А. Текущие вопросы формирования принципов государственного регулирования туристкой деятельности //Национальный туристский журнал. Туристские фирмы. – 2004. – Вып. 34 (2).

[4] Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005

[5] Большой экономический словарь /Под ред. А.Н. Азрилияна. – 5-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002.

[6] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132 - ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».


Информация о работе Государственное регулирования туризма в регионах