Государственное регулирование внешнеэкономических связей регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования внешнеэкономических связей регионов.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты внешнеэкономических связей регионов;
Изучить сущность и структуру государственного регулирования внешнеэкономических связей регионов;
Выявить основные направления государства в регулировании внешнеэкономических связей;
Проанализировать правовую базу регулирования внешнеэкономических связей;
Рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие и методики государственного
регулирования внешнеэкономических связей регионов ………………….5
Сущность внешнеэкономической деятельности ……………………5
Содержание государственного регулирования
внешнеэкономических связей
регионов, его сущность ………………………………………………6
Правовые основы регулирования внешнеэкономических связей ..10
Таможенное и налоговое регулирование
внешнеэкономических связей…………………………………………..12
2.1. Элементы государственного регулирования …………………….….12
2.2. Акциз и НДС как экономические инструменты
регулирования экспорта и импорта ………………………………….13
Формы и значение внешнеэкономических связей для экономики
регионов России ………………………………………………………….18
4. Направления совершенствования системы
государственного регулирования внешнеторговой деятельности …………22
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая РЭУ.docx

— 62.01 Кб (Скачать файл)

Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Россией и  другими странами является лизинг, т.е. долгосрочная аренда машин и  оборудования. Преимущество лизинга  как формы предоставления во временное  пользование определенных видов  машин и оборудования заключается  в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.

В создавшихся условиях лизинг является выгодной формой сбыта для  изготовителя и финансирования капитальных  вложений. Лизинг можно назвать «движущей  силой» современного бизнеса, так как  он способствует более быстрому обороту  орудий труда и, таким образом, обеспечивает успех предприятия.

Для нашей страны в настоящее  время лизинг является одной из прогрессивных  форм внешнеэкономических связей.

Важное место в развитии экономики и внешнеэкономических  связей занимает формирование банковской системы и кредитования. Российская

Федерация устанавливает  тесные контакты с основными международными финансовыми институтами - Международным  валютным фондом, Мировым банком, Европейским  банком реконструкции и развития (ЕБРР).

Новым направлением в развитии внешнеэкономических связей является сотрудничество в области информационных услуг. В России информатика призвана играть цементирующую роль, противодействующую центробежным тенденциям распадающихся  экономических связей. Уже длительное время функционирует международная  сеть связи между информационными  центрами стран Западной и Восточной  Европы через московский узел в НИИ  Автоматизированных систем.

Важную роль в сфере  интеграционных процессов играет Международный  центр научно–технической информации. Его задачей является развитие Международной научно-технической системы на основе кооперирования национальных систем и создания международных специализированных и отраслевых информационных подсистем.

Важную роль во внешнеэкономических  связях России с зарубежными странами играет торговля. Одной из главных  задач во внешнеторговых отношениях России является расширение торговых отношений и совершенствование структуры внешнеторгового товарооборота со странами ближнего зарубежья. Импорт товаров в Россию из стран СНГ в последнее время возрастает. Это является свидетельством положительной динамики в развитии внешнеторговых отношений с ближними странами. Во ввозе продукции из стран СНГ значительную долю занимают руды и концентраты алюминия, топливо, нефтепродукты, продовольствие.

Приграничная торговля является одной из традиционных форм региональных экономических связей, основывающихся на сбалансированном товарообмене продукцией приграничных регионов соседних стран.13 Эта форма торговых отношений развивается в настоящее время с Финляндией, Швецией, Норвегией, Японией, КНР, КНДР.

Место и роль приграничной и прибрежной торговли в системе  внешнеэкономических связей страны определяются социальными, политическими  и экономическими задачами. При всей важности экономических стимулов развития приграничной торговли, ее приоритетной функцией является содействие в решении  социально-экономических задач регионального  развития. Особенно это характерно для испытывающих наибольшие трудности  в социальном развитии районов Дальнего Востока, Европейского Севера.

Необходимо учитывать  и общегосударственные политические задачи этой торговли. Ее ориентация на соседние государства, на определенную часть делового мира призвана способствовать налаживанию и поддержанию дружеских  отношений между народами близлежащих  стран.

Внешнеэкономическая деятельность в настоящее время все больше влияет на экономические и социальные аспекты развития территорий России. Дальнейшая интеграция регионов Российской Федерации в мировой рынок, предопределяет необходимость решения широкого спектра проблеем. Среди них важную роль играет формирование новой геополитической роли регионов Сибири и Дальнего Востока, изменение их места в экономике страны.

Активизация восточных регионов во внешнеэкономической деятельности и интеграция в мировую экономику  обусловливаются такими факторами, как:

- возможность интенсивного  развития внешнеэкономических связей  регионов на мировом рынке  товаров, капиталов и услуг,  ограниченных возможностями внутреннего  рынка, и трансформация отношений  со странами ближнего зарубежья  и Восточной Европы;

- укрепление и расширение  экономических и торговых связей  регионов Сибири и Дальнего  Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского  региона, значительными возможностями  развития транспортного обслуживания  грузопотоков Европа-Азия;

- наличие минерально-сырьевых  ресурсов, имеющих мировое значение.

 

 

    1. Направления совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

В целом формирование внешнеторгового  режима Российской Федерации отражает усилия государства по введению в  действие методов экономического регулирования, превалирующих над административными  методами. Система становится более  гибкой, адекватно реагирующей на изменение общеэкономической ситуации в стране и развитие мирохозяйственных  связей. Не означая возврата к прежней  системе монопольного осуществления  ВЭД под эгидой государства, оно  совершенно оправданно начинает вводить  необходимый элемент усиления контроля с его стороны за этой деятельностью.

Однако со всей очевидностью проявились и недостатки в области  государственного регулирования внешнеэкономических  связей России, которые определяют основные направления совершенствования  системы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в дальнейшем в целях повышения степени защиты национальной экономики России от негативного влияния со стороны внешнего рынка:

  1. По-прежнему запаздывает разработка и утверждение отдельными ведомствами важнейших инструктивных материалов, конкретизирующих положения и установки документов «высшего уровня», т. е. законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства.
  2. Введение новых правил тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта в целом осуществляется в правильном направлении. Однако существующая система тарифного регулирования импорта и система налоговых платежей (НДС и акцизов) представляется недостаточно эффективной как с точки зрения уровня ставок по отдельным видам товаров, так и с позиций самой методики применения.
  3. По-прежнему происходит несогласованность между законодательной и исполнительной властью, отдельными ведомствами России при подготовке нормативных документов по регулированию ВЭД. Нарушаются положения закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который установил принцип «единовластия» в сфере оперативного регулирования внешних экономических связей.
  4. На начальной стадии находится разработка систем страховых приоритетов во внешней торговле России. В силу объективных причин оказались нарушенными десятилетиями существовавшие внешнеэкономические связи России с республиками бывшего СССР, странами-членами СЭВ, развивающимися странами.

Однако ориентация на более  «выгодных» партнеров из числа промышленно развитых стран обернулась стагнацией и даже деградацией структуры российского экспорта, примитивизацией ее импорта, потерей достаточно надежных и емких зарубежных рынков сбыта отечественной продукции, разрушением давних кооперационных связей. Государственная политика в этой области должна строиться на четко выверенных оценках, предусматривая в своей основе комплекс мер стимулирующего характера с учетом долгосрочных задач развития ВЭС.

  1. Должна быть исключена эйфория в отношении возможности быстрой перестройки структуры экспорта России уже в ближайшей перспективе, хотя в долгосрочном плане глобальный ориентир должен быть выбран в этом направлении. На первых этапах реализации стратегии повышения в экспорте доли продукции обрабатывающей промышленности усилия должны быть направлены на поддержку тех отраслей, продукция которых уже обладает высокой конкурентоспособностью на мировых рынках.
  2. Не отрицая крайней необходимости восстановления нарушенных хозяйственных связей с республиками бывшего СССР не следует форсировать реализацию идеи создания и расширения Таможенного и Платежного союза, к которому пытаются присоединиться государства, структура экономики которых и методы управления ею, в том числе внешнеторговой сферой, значительно различаются. Опыт зарубежных государств показал, что к такого рода объединениям они шли долгие годы  по мере постепенной унификации структур экономики и механизма ее регулирования.

В том же смысле необходимо до конца просчитывать последствия  форсирования процесса вступления России в ВТО на безоговорочной основе.

Следует отметить, что специфика  нового этапа реформ в части ВЭС  нашла отражение в Программе  Правительства Российской Федерации, которая в этой сфере исходит, прежде всего, из необходимости решения триединой задачи:

    • развитие экспорта и совершенствование его структуры;
    • защита внутреннего рынка и отечественных производителей;
    • продолжение курса интеграции российской экономики в мировое хозяйство и обеспечение для этого благоприятных внешних условий.

Среди основных мероприятий, предусмотренных в области ВЭС, необходимо выделить принятие Федеральной  программы развития экспорта и развитие системы кредитования и страхования  экспорта, разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и  нормам ВТО, снижение экспортных пошлин и в дальнейшем их полную отмену по мере выравнивания внутренних и  мировых цен, усиление контроля за ВЭД  на основе более тесной координации  работы систем регистрации экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.

Вместе с тем уже  сейчас становится ясно, что вышеперечисленные  пункты программы отнюдь не обеспечивают реализации всего комплекса задач, стоящих перед ВЭС на сегодняшнем  этапе. Конкретные механизмы пока лишь обозначиваются. В случае же их оптимальной отработки внешнеэкономическая сфера может стать реальным, весомым фактором структурной перестройки российской экономики, роста ее производственного потенциала.

Однако во внешней политике России нельзя не отметить явные положительные  тенденции.

На протяжении последних  восьми лет внешнеторговый оборот увеличивается, причём уверенными темпами (до 20-30% в  год). Особенно стоит выделить рост экспорта, значительную долю которого занимает вывоз отечественных ресурсов (нефть, газ, уголь).

 

 

Заключение

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально  новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это  является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными  партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Внешнеэкономическая деятельность России представляет собой совокупность направлений,   форм   и   методов   торгово-экономического,   научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами.

Основными целями государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности является:

  • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
  • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
  • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
  • защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
  • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Стратегия развития внешнеэкономических  связей направлена на улучшение положения  России в системе международного разделения труда, расширение рынков сбыта  продукции, достижение устойчивого  экономического и социального роста.

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей – это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.

В целом формирование внешнеторгового  режима Российской Федерации отражает усилия государства по введению в  действие методов экономического регулирования, превалирующих над административными  методами

Однако со всей очевидностью проявились и недостатки в области  государственного регулирования внешнеэкономических  связей России:

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических связей регионов