Управление запасами на производственном предприятии (на примере ОАО «Красный пищевик»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

При любом процессе производства и распределения материальных ценностей неизбежно возникают запасы. Это правило относится ко всякой отрасли экономики и сфере бизнеса, причем в настоящее время стоимость «производства» продукта иногда составляет всего 30 % от его конечной цены, а в остальных 70 % значительную долю занимают запасы и все связанное с ними. От политики управления запасами зависит объём затрат, а соответственно и прибыли предприятия. Вот почему запасам на любом предприятии должно уделяться значительное внимание.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
4
1 Теоретические основы управления запасами на предприятии…………..
6
1.1 Запасы: понятие, классификация, функции………………..…………….
6
1.2 Основные системы управления запасами……………………………..…
8
1.3 Понятие и определение экономического объема запаса………………..
12
2 Основные аспекты управления запасами на производственном предприятии ОАО «КП»………………...………………………………..
15
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………
15
2.2 Анализ применяемого на предприятии метода управления запасами ....
17
3 Оптимизация существующего метода расчета объема заказа на предприятии …………………..…………………..…………………………...

20
3.1 Расчет экономичного объема заказа с использованием формулы Уилсона …………………………………………………………………………

20
3.2 Модификация расчета экономичного размера заказа с учетом дефицита запаса …………………………………………………..……………

22
Заключение…………………………………………………………………….
26
Список использованных источников………………………………………..
28
Приложение А Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2010-2012 годы…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 455.83 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный  экономический университет»

 

Кафедра логистики и ценовой  политики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                         по дисциплине: Управление запасами

на тему: Управление запасами на производственном

предприятии

(на примере  ОАО «Красный пищевик»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФМк, 4 курс, ДМЛ-2                    ______________             К.О. Сердюк

 

Руководитель

                                                    ______________                А.О. Карасева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012


 

РЕФЕРАТ

  Курсовая работа: 30 с., 7 рис., 2 табл., 13 источников, 1 прил.

ЛОГИСТИКА, ЗАПАСЫ, ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, НОРМИРОВАНИЕ, ДЕФИЦИТ, ЭФЕКТИВНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ

Объект исследования -  производственные запасы предприятия ОАО «Красный пищевик».

Предмет изучения – система управления производственными запасами на предприятии ОАО «Красный пищевик».

Цель работы: изучить политику управления запасами на предприятии, проанализировать эффективность данной политики, выявить ее основные недостатки и разработать предложения для их устранения.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок,  графический, табличный.

Исследования и разработки: изучена существующая методика управления запасами предприятия, выявлены недостатки, разработаны конкретные предложения по повышению эффективности управления запасами.

Область возможного практического  применения: применение логистического подхода при управлении запасами на ОАО «Красный пищевик» и других предприятиях, выпускающих аналогичную продукцию.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

___________________

(подпись студента)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...

4

1 Теоретические основы  управления запасами на предприятии…………..

6

1.1 Запасы: понятие, классификация, функции………………..…………….

6

1.2 Основные системы управления запасами……………………………..…

8

1.3 Понятие и определение экономического объема запаса………………..

12

2 Основные аспекты управления запасами на производственном предприятии ОАО «КП»………………...………………………………..

15

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия…………

15

2.2 Анализ применяемого на предприятии метода управления запасами ....

17

3 Оптимизация  существующего метода расчета объема заказа на предприятии …………………..…………………..…………………………...

 

20

3.1 Расчет экономичного объема заказа с использованием формулы Уилсона …………………………………………………………………………

 

20

3.2 Модификация расчета экономичного размера заказа с учетом дефицита запаса …………………………………………………..……………

 

22

Заключение…………………………………………………………………….

26

Список использованных источников………………………………………..

28

Приложение А Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2010-2012 годы………………………………………………..

 

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

При любом процессе производства и распределения материальных ценностей  неизбежно возникают запасы. Это  правило относится ко всякой отрасли  экономики и сфере бизнеса, причем в настоящее время стоимость  «производства» продукта иногда составляет всего 30 % от его конечной цены, а  в остальных 70 % значительную долю занимают запасы и все связанное с ними. От политики управления запасами зависит  объём затрат, а соответственно и  прибыли предприятия. Вот почему запасам на любом предприятии  должно уделяться значительное внимание.

Запасы – экономическая  категория, под которой понимается часть предметов труда, промежуточных  и конечных продуктов, находящихся  на различных стадиях производственного  процесса в ожидании промежуточного или конечного потребления.

Основными причинами создания запасов являются следующие:

  1. колебание спроса;
  2. колебание сроков доставки товара;
  3. коответствующие экономические условия (например, сохранение ценности денег, транспортные издержки, скидки).

Целью создания запасов является обеспечение непрерывности  поступления  материальных ресурсов в производственный  процесс, а также возможность  непрерывной реализации готовой  продукции.

 «Эффективное управление  запасами позволяет организации  удовлетворять или превышать  ожидания потребителей, создавая  такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль» [6, с.15]. Данное утверждение говорит об основной цели эффективного управления запасами – обеспечение высокого уровня обслуживания при минимизации издержек запасообразования.

Управление запасами является ключевым звеном, которое способно как увеличить прибыль, так и  свести на нет все достижения успешного  предприятия. Данная часть управления, как правило, имеет значительные резервы повышения эффективности.

В вышесказанном выражается актуальность данной темы.

В качестве объекта исследования выступают производственные запасы ОАО «Красный пищевик», предмета – система управления производственными запасами на этом предприятии.

Цель курсовой работы –  изучить политику управления запасами на предприятии, проанализировать эффективность данной политики, выявить ее основные недостатки и разработать предложения для их устранения.

Задачами в достижении поставленной цели являются:

- раскрыть сущность понятия  запасов, основных систем управления  запасами;

- проанализировать существующую  политику управления запасами  на предприятии;

- сделать оценку эффективности  существующей политики управления  запасами и предложить методы  повышения эффективности управления  запасами на предприятии.

Для решения этих задач  была изучена и проанализирована различная литература. В качестве использованных источников  выступали  периодические издания, в них наиболее полно описывается актуальность этой темы, а также рассматривается управление запасами в контексте отдельных предприятий. Так же в качестве информационной базы были использованы учебные пособия, научные издания, словари, работы отечественных и зарубежных экономистов, данные статистической отчетности и практические материалы работы предприятия, электронные ресурсы.

В данной работе применялись  методы сравнительного анализа, сбора  и группировки статистических данных, математической статистики, сравнения данных, экономико-математические, анализа и синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы управления запасами на  предприятии

    1. Запасы: понятие, классификация, функции.

Запасы – экономическая  категория, под которой понимается часть предметов труда, промежуточных  и конечных продуктов, находящихся  на различных стадиях производственного  процесса в ожидании промежуточного или конечного потребления [1, с. 131].

Имеется ряд классификаций  запасов, которые помогают детализировать решения в сфере управления запасами. Выделяют следующие основные признаки классификации [2, тема 3, с. 1].

По месту нахождения запасы делятся на:

- производственные (формируются в промышленных предприятиях, предназначены для производственного потребления и должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса);

- товарные (находятся у предприятий-изготовителей на складах готовой  продукции,  а также в каналах распределения у производителей  и торговых  компаний; необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией).

По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:

- сырье и материалы;

- производственные  запасы (запасы  незавершенного  производства) и комплектующие;

- готовую продукцию;

- вспомогательные материалы и т.п.

По исполняемым функциям подразделяются на:

- Текущие

Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный  процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

- Подготовительные

Подготовительные (буферные) запасы требуют дополнительной подготовки перед  использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

- Гарантийные (страховые и резервные)

Гарантийные (страховые или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, отклонения в периодичности и в величине поставок от запланированных, задержки поставок в пути, изменения интенсивности потребления и др. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

- Сезонные

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.

- Рекламные

Рекламные запасы (для продвижения) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они  связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями.

- Спекулятивные

Спекулятивные запасы создаются  в целях  защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также, чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.

Запасы – это крупнейшая область «занятости» активов, которая  при этом вроде бы приносит минимальную  отдачу от вложенного капитала. Корпоративные  отчеты о прибылях и убытках никогда  не показывают истинной величины издержек и выгод от вложений в запасы. Каждый доллар, вложенный в запасы, нужно соотносить с другими ресурсами логистики, дабы убедиться в их эффективном влиянии на общие издержки. Чтобы понять смысл значимости запасов, нужно проанализировать четыре их главные функции [3, с. 234]:

  1. Географическая специализация

Запасы обеспечивают географическую специализацию отдельных хозяйственных  единиц. Поскольку производство нуждается  в энергии, сырье, воде и рабочей  силе, его часто приходится размещать  довольно далеко от основных рынков сбыта. В условиях географической специализации в логистическую систему поступают все виды запасов – в виде сырья и материалов, полуфабрикатов или компонентов, готовой продукции – ибо каждое обособленное географически обособленное подразделение нуждается в базовых запасах. К тому же необходимы запасы в пути, связывающие производственные мощности с распределительными центрами. Соответствующие издержки трудно измерить. Но считается. Что экономичность операций, создаваемая географической специализацией, более чем перекрывает рост издержек транспортировку и содержание запасов.

  1. Консолидация ресурсов

Вторая функция реализуется  путем накопления запасов незавершенной  продукции «на границе» между  разными стадиями производственного  процесса и тем самым обеспечивают максимальную эффективность производства на отдельном предприятии. Эта функция  позволяет выпускать и транспортировать каждый вид продукции экономически выгодными партиями, превышающими текущий рыночный спрос. В процессе распределения заблаговременно накопленные складские запасы дают возможность отправлять клиентам крупные партии товаров по минимальным тарифам. Для маркетинговой деятельности консолидация ресурсов означает возможность продавать произведенную и накопленную продукцию в нужном ассортименте.

  1. Уравновешивание спроса и предложения

Связана с существованием разрыва во времени между производством и потреблением. Наиболее явным примером является сезонная продукция. Накопление запасов позволяет устранить зависимость массового производства и потребления от фактора сезонности. Уравновешивающая функция предполагает вложение средств в создание запасов, которые должны полностью распределиться в течении сезона.

  1. Защита от неопределенности

Функция страховых, или буферных, запасов заключается в сглаживании  колебаний спроса или снабжения.

Таким образом, перечисленные  функции предопределяют величину инвестиций в запасы, необходимую для выполнения планов предприятия. При любой конкретной стратегии производства и маркетинга объем запасов можно сократить  только до уровня, обеспечивающего  реализацию четырех функций запасов. Запасы сверх этого минимального уровня являются избыточными.

Информация о работе Управление запасами на производственном предприятии (на примере ОАО «Красный пищевик»)