Управление системой менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение возможностей и ограничений управления системой менеджмента качества.
Задачи исследования:
– изучить теоретические основы, структуру и элементы управления СМК;
– рассмотреть цели, задачи, функции, принципы управления СМК;
– провести исследование управления СМК на предприятии ООО «Стрела»;
– разработать рекомендации по созданию и внедрению СМК на предприятии ООО «Стрела» и её управлению, с учетом возможностей и ограничений системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..
1 Теоретические основы менеджмента качества в системе управления…
1.1Содержание и механизм управления СМК………………………….
1.2 Цели, задачи и функции управления СМК…...……………………..
1.3Принципы СМК…………………………………………………….…
2 Исследование управления СМК на предприятии ООО «Стрела»……...
2.1 Организационная характеристика предприятия……………...……
2.2 Анализ организации и управления СМК на предприятии………
2.3 Рекомендации по созданию и внедрению СМК на предприятии и её управлению..................................................................................................
Заключение………………………………………………………………..…
Список использованных источников……………………………………….
Приложение А Программа социологического исследования……………..
Приложение Б Анкета «Управление системой менеджмента качества»... 4
9
9
12
16
21
21
24
31
36
38
40
43

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 305.93 Кб (Скачать файл)

В последнем блоке, мы выясняли у сотрудников о соответствии качеству выпускаемой продукции. Для этого попросили вписать, те Госты, с помощью которых осуществляется контроль за качеством. В качестве самых распространенных был – ГОСТ Р – государственный стандарт РФ, ОСТ – отраслевой стандарт, ТУ – технические условия, Гост 15810-96, Гост - Р - 50230-92, Гост 6442-89. Было отмечено, что вся продукция на предприятии  сертифицирована и имеется сертификат соответствия.

Большинство ответили (76%), что  готовы рекомендовать продукцию, изготовляемую на предприятии своим друзьям и знакомым, т.к. отмечают её высокое качество, надежность (64%), экономичность (46%), безопасность (56%) и эстетичность (78%).

С понятием система менеджмента  качества, знакомы не все работники, 35% знают о ней, 19% затруднились ответить, и 46% не знают. Соответственно на вопрос о том, «Применяется ли управление системой менеджмента качества на вашем предприятии?» большинство (40%) так же ответили, что не применяется. Некоторые отвечали на данный вопрос, т.о. «это система не существует на нашем предприятии в полной мере», или что «внедрение такой системы стоит дополнительных ресурсов» и т.д.

На данной схеме показано, с помощью чего можно реализовать  успешное управление системой менеджмента  качества, на примере изученного предприятия (рис. 7):


                                                                                                              +


+                              =                                      =     +

                                                                                                               -

                                                                                                             -

Рисунок 7 – Реализация управления СМК

Мы провели исследование с помощью  анкетирования сотрудников, на предприятии ООО «Стрела», и  рассмотрели существует ли на данном предприятии СМК и осуществляется ли управление ей. Можно сказать, что после исследования принципов (ориентация на потребителя, роль руководства, вовлеченность работников, постоянное совершенствование и соответствию качества), наиболее полно отражающих содержание СМК, мы определили, что управление СМК, осуществляется частично, не в полной мере. Как таковой СМК, закрепленной в специальном сертификате о качестве на предприятии не существует. Поэтому мы предлагаем внедрить управление СМК, для улучшения и дальнейшего лучшего развития предприятия. Эта система позволит  создать такие условия, при которых сотрудники чувствовали бы свой вклад и персональную ответственность за достижение успеха как своего личного, так и компании в целом; были бы лучше информированы о целях и задачах предприятия, о ее текущих успехах, проблемах и неудачах; могли бы влиять на содержание своей работы, с тем, чтобы сделать ее более интересной и т.д.

 

 

2.3 Рекомендации по созданию СМК на предприятии и её управлению

 

 

В качестве рекомендаций по созданию на предприятии СМК и её управлению, нужно сказать, что этот процесс представляет собой целый комплекс работ, который затрагивает различные аспекты деятельности организации и ее подсистемы – подсистему стратегического управления, производственную подсистему, подсистему управления персоналом, внутренние коммуникации, документооборот и др. В связи с этим, внедрение системы качества является достаточно трудной, длительной и трудоемкой задачей, требующей дополнительных расходов для предприятия.

Так же важно заметить, что заниматься этим должен человек, назначаемый руководителем  предприятия, обладающий реальными  властными полномочиями, достаточными для воздействия на руководителей  любых подразделений организации  и имел свободное время для  контроля за ходом реализации внедрения СМК.

Мы предлагаем примерный план по созданию и управлению СМК на предприятии ООО «Стрела»:

Первый этап – анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала.

– издается приказ по предприятию  о начале работ по системе качества, где указывается цель работ, ответственный  за систему  качества и утверждается рабочая группа по внедрению системы  качества.

– обучение участников рабочей группы менеджменту качества и требованиям  стандартов

– анализ текущей ситуации (основные производственные процессы, распределение  ответственности и др.)

Второй этап – разработка документации и изменение работы сотрудников.

– необходимо спланировать, как будет  строиться система качества, какова будет область ее применения, какие  процессы войдут в систему качества, как она будет расширяться

– определяются и документируются  процессы организации.

– документирование и внедрение  процедур системы менеджмента качества (тренинг персонала, контроль работы и т.д.)

Третий этап – проведение внутреннего аудита системы качества.

– назначается команда аудиторов, подготавливается план и программа проведения аудита в подразделениях.

– проведение аудитных бесед.

– подготовка отчета об аудите и плана корректирующих действий.

Также ведущий аудитор  совместно с представителями  подразделений, в которых были выявлены несоответствия, должен подготовить  план корректирующих мероприятий по исправлению выявленных несоответствий. Ответственными за выполнение корректирующих действий указанных в плане должны являться представители (руководители) подразделений в которых выявлены несоответствия.

Когда все корректирующие мероприятия завершены, предприятие  может подавать заявку в сертифицирующий  орган на прохождение сертификации по стандарту качества ИСО 9001: 2008.

После того, как предприятие  успешно пройдет сертификацию и  получит сертификат соответствия требованиям  ИСО 9001: 2008 работы по системе качества на этом не заканчиваются. Система качества должна поддерживаться в рабочем  состоянии и должна непрерывно совершенствоваться и правильно функционировать: деятельность и процессы предприятия должны соответствовать разработанным документам СМК. Полученный сертификат действителен только в течение определенного периода времени. Для подтверждения необходимы повторные (полугодовые и годовые) наблюдательные аудиты, а также пересертификация один раз в три года. Для положительного решения аудиторов относительно действующей СМК необходимо показать не только ее работоспособность, но и развитие.

В анализе внедрения на предприятии управления СМК, необходимо отметить ее возможности и ограничения:

Управление СМК на предприятии имеет следующие возможности:

– более высокого уровня контроля продукции и услуг;

– использования средств  мотивации для персонала и  его обучению;

– повышения производительности труда;

– более глубокое понимание  и оптимизация деловых процессов  в организации;

– более рациональное использование  времени и ресурсов

– внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических  процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;

– выстроить правильные отношения с потребителями;

– контроль качества и испытания  продукции;

– обеспечение стабильности уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;

– обязательность сертификации продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

– повышает прозрачность предприятия  в части его организационной  структуры, бизнес-процессов и функций.

– повышению имиджа и  репутации, обеспечению ее экономической  устойчивости;

– повышению производительности труда и объединению персонала  общими ценностями, идеалами и целями;

– повышению эффективности  работы административных подразделений  и снижению себестоимости производимой продукции;

– понимание того, как  законодательные и нормативные  требования влияют на организацию и  ее клиентов;

– предотвращение ухудшения  качества (снижение дефектности);

– расширение или завоевание новых рынков сбыта;

– совершенствование внутренних и внешних связей в компании;

– создания и освоения новых  высококачественных видов продукции;

– стимулирование и ответственность  за достигнутый уровень качества;

– улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения  качества;

– четко установленные  высшим руководством цели, понятные всему  персоналу и подразделениям;

Ограничения:

– пассивность руководителя предприятия и его формальное отношение к организации СМК;

– недооценка роли обучения персонала методам управления качеством;

– недостаточный уровень  материально-технического, технологического обеспечения производства;

– громоздкость системы, вызванную  созданием большого количества стандартов предприятия;

– недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;

– неполный охват управления условий и факторов, влияющих на качество продукции;

– непонимание персоналом целей создания СМК;

– отсутствие административной поддержки системы управления качеством;

– отсутствие инициативы к  процессу создания СМК;

– отсутствие четкой системы  управления качеством с опорой на мировой опыт;

– пассивность в вопросах создания и комплектования подразделений  по управлению качеством продукции  подготовленными и инициативными  работниками;

– поверхностный анализ состояния дел в области качества продукции и  пренебрежение важнейшими принципами управления качеством продукции;

– слабый контроль за исполнением решений, принимаемых при создании СМК;

 – формальное отношение  к организации систем управления качеством продукции.

Можно сделать вывод, что  мы рассмотрели, существует ли на предприятии ООО «Стрела» управление СМК и выявили, что сертифицированной СМК там не присутствует, но на предприятии ведется статистический учет и контроль качества, согласно Гостам РФ. Мы изучили основные принципы, на которых основывается СМК, и с помощью них провели анализ фактического состояния предприятия ООО «Стрела» и определили основные проблемы, препятствующие развитию системы контроля за качеством, а также предложены пути их решения с внедрением. Так же мы рекомендуем руководителя организации ознакомиться с выводами и рекомендациями по внедрению СМК. В результате работы которой, будет обеспечен системный и комплексный подход ко всем внутрифирменным процессам предприятия, с учетом её ограничений и возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность  всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.

Внедрение системы менеджмента  качества и управление ей, предполагает проведение внутренних проверок системы  и, при необходимости, ее доработку  для того, чтобы все подразделения  могли четко выполнять свои функции. Оценка системы качества после ее создания осуществляется путем сертификации, проводимой независимым органом  с целью подтверждения соответствия системы стандартам.

В ходе исследования для  решения поставленных задач был  проведен анализ теоретического материала  по исследуемой проблеме: было рассмотрено  понятие управления СМК, определены цели, задачи, функции управления СМК. А так же рассмотрены принципы, лежащие в основе определения качества в управлении СМК. С целью рассмотрения данной проблемы на практике было проведено исследование в ООО «Стрела», в г. Ейске.

Таким образом, в ходе выполнения работы были мы рассмотрели, существует ли на предприятии ООО «Стрела» управление СМК и выявили, что сертифицированной СМК там не присутствует, но на предприятии ведется статистический учет и контроль качества, согласно Гостам РФ. Мы изучили основные принципы, на которых основывается СМК, и с помощью них провели анализ фактического состояния предприятия ООО «Стрела» и определили основные проблемы, препятствующие развитию системы контроля за качеством, а также предложены пути их решения.

Можно сказать, что выдвинутая гипотеза доказана в результате исследования. По результатам исследования был разработан ряд рекомендаций по оптимизации проблем управления СМК, с учетом её возможностей и ограничений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1 Багаутдинова Н. Формирование системы менеджмента качества // Проблемы теории и практики управления. 2006. №1. С. 17-21.

2 Бойцов В.В. Научно-технический прогресс и повышение качества продукции // Стандарты и качество. 1972. №7. С. 8.

3 Бурков В.Н., Новиков Д.А. Модели и механизмы систем в управлении качеством // Проблемы теории и практики управления. 2005. №4. С. 18-23.

4 Версан В.Г. Высшее руководство предприятий и результативность систем менеджмента качества // Стандарты и качество. 2005. № 11. С.28-31.

Информация о работе Управление системой менеджмента качества