Управление качеством продукции на предприятии (фирме)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение аспектов по вопросу управления качеством продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть качество продукции и управление им - как основной элемент конкурентно способности предприятия;
• провести анализ управления качеством на предприятии
• предложить рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством выпускаемой продукции на предприятии.

Содержание работы

Теоретическая часть
1 Управление качеством продукции на предприятии (фирме) …………………………...3
Введение…………………………………………………………………………………………3
1.1 Понятие и показатели качества продукции…………………………………………………5
1.2 Основные положения управления качеством……………………………………………….9
1.3 Механизм управления качеством…………………………………………………………...14
1.4 Методы управления качеством……………………………………………………………...16
1.5 Контроль качества продукции………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………………...22
Практическая часть
2 Коммерческая деятельность предприятия, занимающегося производством
электрических самовыключающихся чайников………………………………………..23
2.1 Маркетинговое исследование товара и товарной политики……………………………..23
2.1.1 Характеристика товара……………………………………………………………………..................................23
2.1.2 Сегментация рынка …………………………………………………………………….26
2.1.3 Жизненный цикл товара………………………………………………………………..28
2.2 Материально – техническое снабжение…………………………………………………….30
2.2.1 Проведение АВС - анализа хранящихся на складе материальных ресурсов……….31
2.2.2 Расчёт полезной и общей площади склада, необходимой для хранения материальных ресурсов………………………………………………………………...32
2.2.3 Определение оптимального размера заказа и точки заказа………………………….34
2.3 Сбытовая политика предприятия…………………………………………………………...35
2.3.1 Обоснование канала сбыта……………………………………………………………..36
2.3.2 Обоснование выбора транспортных средств………………………………………….37
2.3.3 Определение способа стимулирования сбыта………………………………………...37
2.4 Ценовая политика предприятия……………………………………………………………..39
2.4.1 Расчёт прибыли предприятия, получаемой в результате выпуска выбранного вида продукции……………………………………………………………………………….39
2.4.2 Расчёт отпускной цены производимой продукции…………………………………...40
2.4.3 Расчёт точки безубыточности графическим и аналитическим способом…………..41
Вывод…………………………………………………………………………………………..43
Список использованных источников…………………………………………………………...44

Файлы: 1 файл

КД КУРСОВАЯ!!!!!!.docx

— 402.77 Кб (Скачать файл)
  • Отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
  • Удовлетворяют требованиям потребителя;
  • Соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
  • Отвечают действующему законодательству;
  • Предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
  • Направлены на получение прибыли;

Повышение качества продукции  имеет большое значение для предприятия - производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объемов  реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление  продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости  уменьшает удельные издержки пользователей  и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика  от высококачественной продукции имеет  ряд преимуществ: увеличение экспортного  потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства  в мировом сообществе [9,с. 103].

Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

1. Экономические:

    • Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.
    • Дополнительные затраты на ремонт техники.
    • Потери природных ресурсов в результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.
    • Дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

2. Социальные:

    • Дефицитность отечественной продукции.
    • Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.
    • Недостаточное удовлетворение потребностей производственно - технического и личного плана.
    • Снижение темпов роста благосостояния населения.
    • Ухудшение морального климата в коллективе.
    • Уменьшение прибыли предприятия.

3. Экологические:

    • Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.
    • Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за плохого качества воздушной среды.
    • Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.
    • Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды [1,с. 348].

Отсюда вытекает необходимость  постоянной, целенаправленной, кропотливой  работы товаропроизводителей по повышению  качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов . Заниматься качеством должны все - от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.2 Основные положения управления качеством

 

Управление качеством - действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

В последние годы широкое  распространение получили стандарты  ИСО серии 9000, в которых отражен  международный опыт управления качеством  продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества - непосредственно  система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством  продукции.

Политика в области  качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия  или долгосрочной цели и включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • расширение и завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах,
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса;

Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов  и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов  и предотвращения возможности дефектов. Полное возложение ответственности  за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также  активное использование человеческого  фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации  труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное  исследование и анализ возникающих  проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей  операции этого процесса к предыдущей.

Управление качеством  продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:

1. разработка плана повышения  качества, включая разработку новых  требований к качеству продукции  и мероприятия, обеспечивающие  создание новой продукции с  желаемыми (проектируемыми) свойствами;

2. оценка соответствия  свойств изготовляемой продукции  требованиям, которые были предусмотрены  в плане;

3. принятие необходимых  мер воздействия на процесс  создания ценности (качества) продукции  в тех случаях, когда не удалось  обеспечить соответствие;

4. изучение условий эксплуатации  с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.

В мировой практике сегодня  выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:

1. Управление качеством как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.

2. Обеспечение качества как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его - у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».

3. Общее руководство качеством включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества.

4. Всеобщее управление  качеством подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц - сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.[3,с. 125]

Всеобщее управление качеством  включает:

  • Контроль в процессе разработки новой продукции;
  • Оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планиреование качества поставляемого материала;
  • Входной контроль материалов;
  • Контроль готовой продукции;
  • Оценку качества продукции;
  • Оценку качества производственного процесса;
  • Контроль качества продукции и производственного процесса;
  • Использование информации о качестве продукции;
  • Контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
  • Обучение методам обеспечения качеством, повышение квалификации персонала;
  • Гарантийное обслуживание;
  • Координацию работ в области качества;
  • Работу кружков качества;
  • Управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях;
  • Выработку политики в области качества;
  • Участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствования социальной атмосферы и информированности служащих;
  • Проведение мер по формированию культуры качества;
  • Подготовка управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;
  • Возложение ответственности за деятельностью в области качества на высшее руководство.

Анализ особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет  сделать выводы. Первые три уровня применимы как для предприятия  в целом, так и к его подразделениям, четвертый уровень - только к предприятию  в целом.

Процесс управления качеством  включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных процессов и работы предприятия  в целом. Эти функции тесно  связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений  деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества». Понятие петли качества является центральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в международных стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия в целом. Основные функциональные элементы (подсистемы) управления качеством:

Планирование качества предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение конкретной модели системы качества на предприятии.

Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества, выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению, и недопущение повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.

Обеспечение качества охватывает и включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и поддержания достаточной уверенности как внутри предприятия, так и внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют всем сформулированным требованиям к качеству. Основное назначение процедур обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установленных требований.

Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий, непосредственно влияющих или способствующих повышению эффективности и результативности, с целью получения выгоды для него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия для получения результатов, лучших по сравнению с достигнутыми, что в конечном итоге принесет пользу потребителям, предприятию и его сотрудникам, а также обществу в целом.

Характерной особенностью приведенной  модели является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследование рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла  продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся  также с маркетинга, но уже с  учетом возможного изменения требований рынка (предпочтений и пожеланий  покупателей). [7,с. 211]

Следовательно, главным в  обеспечении качества, определяющего  эффективную работу предприятия, является правильный выбор направления деятельности и позиции на мировом рынке, а  также принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставалась конкурентоспособной кок можно  более длительное время.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии (фирме)